Смекни!
smekni.com

Отечественная культура в период Серебряного века (стр. 4 из 5)

Заметное место в репертуаре второй половины 20-х годов отводилось экранизациям русской классики и произведений зарубежных писателей.

В эти годы создаются выдающиеся произведения совет­ского кино: «Александр Невский» С. Эйзенштейна; «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина; «Арсенал», «Земля» А. До­вженко.

Утверждение метода социалистического реализма в кино совпало с введением звука. С помощью отечественной аппа­ратуры были сняты первые звуковые фильмы: «Путевка в жизнь» (1931 г., режиссер Н.В. Экк) и «3латые горы» (1931, режиссер С.И. Юткевич). Наряду с фильмами «по заказу» создавались и другие истинно художественные произведения.

Этапным произведением советского киноискусства стал фильм братьев Васильевых «Чапаев».

Теоретическое наследие и исследовательские работы вы­дающихся мастеров советского кино С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Д. Вертова, М. И. Ромма, С. А. Герасимова и С. И. Юткевича и сейчас составляют фун­даментальную базу для развития киноведческой науки.

6. Литература.

Жизнь литературной элиты протекала совсем не так, как жизнь простого народа. Первые годы после Великой Октябрьской революции для многих оставшихся на родине поэтов, писателей и художников явились периодом творческого взлета и откровения. В атмосфере раскре­пощения и свободы поиска, царившей все 20-е годы, рождались новые таланты, направления, журналы, тео­рии. Первое время официальные власти не прибегали к методу прямого давления, предпочитая агитировать и убеждать в преимуществах социалистической идеоло­гии, нежели приказывать, запрещать и расстреливать. До 1922 года, когда В.И. Ленин впервые проявил принудительные методы по отношению к нелояльным фило­софам, ученым и писателям, выслав в Европу несколько десятков выдающихся мыслителей; составлявших цвет нации, в стране свободно выходили журналы и газеты самого разного идеологического толка, на университет­ских кафедрах можно было встретить оголтелого мар­ксиста и ярого идеалиста, в прокуренном кабаке - спо­рящих между собой акмеиста, символиста и футуриста. Никто не боялся говорить о том, какой идейной позиции он придерживается.

Поэтическим выражением революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыс­лящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, стало деятельность трех великих поэтов - В. Мая­ковского, А. Блока и С. Есенина.

В.В. Маяковский (1893-1930), один из выдающихся представителей авангардного искусства­ 1910-1920-к гг., родился в дворянской семье. В юности обучался живописи, ваянию и зодчеству. Его бун­тарская натура проявилась задолго до Октябрьской революции, пламенным певцом которой он стал. В моло­дости Маяковский постоянно что-то совершал: то аги­тировал московских рабочих, то организовывал круж­ки футуристов, то громил противников на диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводивших­ся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодёжи». В 1918 году он организует группу «Комфут» (комму­нистический футуризм), в 1923 году создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921).

Другой великий русский поэт С.А. Есенин (1895-­1925), родился в крестьянской семье. Ему, как и Мая­ковскому, была свойственна противоречивость характера: за пьяными кутежами, эксцентричными выходками и литературными боями скрывалась нату­ра глубоко ранимая и романтическая. Есенин вошел в историю русской литературы как проникновенный лирик, тонко чувствующий родную природу, самобытность национального духа. Тема крестьянской Руси с ее «хилыми» избами и «тощими» полями, с ее песнями под тальянку, с белыми монастырскими стенами и ма­ковками церквей, занимает в его поэзии центральное место («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918). Ему так и не удалось понять «коммуной вздыбленную Русь», коллективизацию, индустриальный подъем и культурную революцию. Все его мироощущение было трагическим. Предполагают, что в возрасте 30 лет в состоянии депрессии Есенин покончил жизнь самоубийством.

Великий русский поэт А.А. Блок (1880-1921) происходил из профессорской семьи. Писать стихи начал с 5-ти лет. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности - учение Платона, лирика и философия В.С. Соловьева, поэзия А.А. Фета. Раннее творчество Блока развивалось в русле символизма («Стихи о Прекрасной Даме»). Он не стремился к высоким административным постам, хотя в 1920 году являлся председателем Петроградского отделения Союза поэтов. На всю жизнь Блок остался верен культу вечно-женственного и мировой души. Лирика Блока ближе музыкальной стихии, нежели рифмованным стихам индустриальной поэзии Маяковского.

Из большого списка наиболее крупных поэтов и писателей советского периода - А.А. Блок, В.В. Мая­ковский, С.А. Есенин, А.М. Горький, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, К.А. Федин, М.А. Шолохов, Л.Н. Тол­стой, Вяч.Вс. Иванов, Л.М. Леонов, А.П. Платонов, М.А. Булгаков, Ф.В. Гладков, Б.Л. Пастернак, К.Г. Пау­стовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, И.Г. Эренбург, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Д.А. Гранив, А.И. Сол­женицын, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Р.И. Ро­ждественский, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев, А.А. Ана­ньев, В.П. Астафьев, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин и др. - не найдется практически ни одного, кто не побывал бы во «внутренней эмигра­ции». Одних она вынуждала общаться с читателем эзо­повым языком, других, желающих во всем быть ис­кренним и принципиальным, доводила до нервных срывов, душевных потрясений, самоубийства или, до­вольно часто, до алкоголизма. Последнее служило формой духовного эскапизма - ухода от реальности.

Наиболее ярко и талантливо эзопов язык проявился в области юмора и сатиры. В отличие от юмора Запад­ной Европы, Америки и Японии русский юмор более социален и политичен. Русский юмор и русская сатира, быть может, лишены английской утонченности или французской изящности, но они наделены тем, чем не обладает ни одна культура мира, - способностью в завуалированной форме донести до слушателя всю гам­му политических теорий, концепций, общественных реакций на важнейшие события, не утрачивая глубо­чайшей самоиронии. Юмор и сатира, имеющие в Рос­сии одну из самых мощных за всю историю человечества традицию, формировались по принципу антисиммет­рии: чем больше запрещали, тем выше поднималось искусство иносказания. Анекдоты, юмор и сатира слу­жили оборотной стороной официального искусства: чем худосочнее становилось второе, тем плодовитее было первое. Они являлись не только «завитринной» сторо­ной советского искусства, но и компенсацией того мо­рального и культурного ущерба, который наносит наро­ду всякая цензура, любые запреты.

Творчество И. Ильфа (1897-1937) и Е. Петрова (1902-1942), М.М. Зощенко (1894-1958) - доказатель­ство того, каких высот в искусстве можно достичь, пользуясь формой иносказательного повествования при рассмотрении самых серьезных, самых фундамен­тальных вопросов бытия. Романы «Двенадцать стуль­ев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) рассказывают не о похождениях талантливого мошенника и авантю­риста - здесь дана панорама социальных типов совет­ских людей, раскрыта анатомия советских нравов 20-х годов. В «Голубой книге» (1934-1935) М. Зощенко, произведения которого подверглись уничтожающей критике в постановлении ЦК ВКП(б) как клевета на советскую действительность, завуалировано показа­но то, о чем в слух сказать было невозможно - ханже­ская мораль строителей коммунистического общества, которые, как и любые строители, вовсе не лишены человеческих пороков.

Сатирики говорили со страниц журналов и газет о том, о чем каждый день думали и боялись произнести вслух миллионы советских людей. Они писали правду, которую давно и во всех подробностях знали все -даже партийные чиновники, запрещавшие эту правду. Зна­ли, но делали вид, что этого нет или не должно быть. Коммунисты старались выглядеть лучше, чем они есть, хотя этого от них никто не требовал - ни собственный народ, ни их враги за рубежом. Идеологическая поза, раздувание щек стали основной причиной превраще­ния культуры - живого творчества живых масс - в придворную служанку. От напомаженных портретов и отлакированных романов плевались все, и в первую очередь партийные работники, тайком читавшие запре­щенные и западные книги. Все понимали, что офици­альное советское искусство - давно не искусство, а пла­кат, и все делали вид, что не верят этому. Творчество А.П. Платонова (1899-1951) искусст­воведы ставят в один ряд с величайшими фантасмаго­ристами ХХ столетия.

Другим антагонистом социалистического реализма проявил себя гениальный русский писатель М.А. Булгаков (1891-1940). В романе «Белая гвардия» (1927), пьесах «Дни Трубиных» (1926), «Бег» (1928) писатель показал трагические коллизии Гражданской войны и крах «белого движения». С начала 30-х годов до конца жизни он работал над получившим мировую известность романом «Мастер и Маргарита», где поставлены вечные проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности. В течение долгих лет творчество Булгакова замалчивалось официальной советс­кой критикой, а сам он причислялся к писателям, «искажавшим социалистическую действительность». Лишь с 60-х го­дов началось массовое издание его произведений.

7. Живопись.

В живописи «серебряный век» продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды выдающихся представителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаровой, Кандинского, Малевича, Татлина и др.). Расцвет русского абстрактного искусства пришелся на период первой мировой войны. Последовавшие за ней революционные события и ужасающая разруха Граждан­ской войны не остудили творческий жар русской ин­теллигенции.

После 1915 года Москва становится столицей новаторского искусства. С 1916 по 1921 год именно здесь формируются авангардные тенденции в живописи. Набирает силу объединение «Бубновый валет» (Кон­чаловский, Куприн, Фальк, Удальцова и др.) и кружок Супремус» (Малевич, Розанова, Клюв, Попова). В Мо­скве и Петербурге то и дело возникают новые направления, кружки и общества, появляются новые имена, концепции и подходы. Революция 1917 г. заставила жи­вописцев перенести новаторские эксперименты из замкнутого пространства мастерских на открытые площадки городских улиц. Открывается художественные вузы, в Москве создаются Институт художественной литературы (Инхук) и Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас).