Смекни!
smekni.com

Вопросы ответственности в новом российском таможенном законодательстве (стр. 1 из 2)

Правовые предписания Таможенного кодекса Российской Федерации (ТАК КАК РФ) предусматривают за нарушение таможенного законодательства привлечение правонарушителей к различным видам юридической ответственности. Конкретный вид ответственности зависит от характера совершенного правонарушения.

Согласно положениям ТК РФ, в частности ст. 219 "Контрабанда", ст. 220 "Уклонение от уплаты таможенных платежей" и ст. 221 "Незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями", наиболее общественно опасные нарушения таможенного законодательства признаются преступлениями и наказываются в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. 18 июля 1994 года вступил в действие Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", который наконец-то устранил несоответствие действующего уголовного законодательства положениям ст. 219-221 ТК РФ и установил меру ответственности за совершение уголовно-наказуемых нарушений таможенных правил [1].

Уголовная ответственность за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела предусмотрена ст. 78-782, 1626, 1627, 1628, 1691 Уголовного кодекса РСФСР. В УК РСФСР нет специальной главы, устанавливающей ответственность за преступления в сфере таможенного дела. Ответственность за совершение таких преступлений содержится в разных главах уголовного закона. Так, контрабанда (ст. 78), незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения (ст. 781), невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст. 782) относятся к иным государственным преступлениям. Другие преступления в сфере таможенного дела: уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 1626), незаконные сделки с валютными ценностями (ст. 1627), сокрытие средств в иностранной валюте (ст. 1628), нарушение таможенного законодательства Российской Федерации (ст. 1691) - рассматриваемый федеральный закон отнес к числу хозяйственных преступлений.

Законодатель, приводя уголовное законодательство в соответствие с Таможенным кодексом России, не воспользовался готовыми формулировками составов преступлений, предусмотренных ст. 219-221 ТК РФ, а использовал только их конструктивные признаки при построении новых составов преступлений в сфере таможенного дела. Проделанная работа, к сожалению, не достигла поставленной цели - привести Уголовный кодекс в соответствие с Таможенным.

Российское уголовное и таможенное законодательство содержат разные определения составов преступлений в сфере таможенного дела. Хотелось бы, чтобы авторы проекта Уголовного кодекса России исправили данное положение.

Рассматривая новеллы уголовного законодательства об уголовной ответственности за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела, необходимо, на мой взгляд, проанализировать изменения и дополнения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в связи с принятием ТК РФ. Во-первых, таможенным органам Российской Федерации предоставлено право осуществления дознания по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 781 и 782 УК РСФСР, касающихся таможенного дела (п. 9 ст. 117 УПК РСФСР). Во-вторых, производство предварительного следствия по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 78-782, чч. 2 и 3 ст. 1626, ст. 1627, 1628, 1691 УК РСФСР, отнесено к полномочиям того органа, который возбудил уголовное дело (ч. 5 ст. 126 УПК РСФСР). В-третьих, по делам о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 1626 УК РСФСР, предварительное следствие необязательно, оно производится только в тех случаях, если это признают необходимым суд или прокурор. Часть 1 ст. 1626 УК РСФСР предусматривает ответственность за умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах, то есть если сумма неуплаченных таможенных платежей составляет от двухсот до тысячи минимальных размеров оплаты труда. По таким делам таможенный орган Российской Федерации возбуждает уголовное дело и в месячный срок со дня возбуждения дела проводит дознание, руководствуясь нормами российского уголовно-процессуального законодательства.

Существенным нововведением в действующее законодательство можно считать дополнение ч. 5 ст. 126 УПК РСФСР составами, предусмотренными ст. 78-782, чч. 2 и 3 ст. 1626, 1627, 1628, 1691 УК РСФСР. Тем самым компетенция таможенных органов (как органов дознания и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) расширяется. Это должно означать, что таможенный орган Российской Федерации по возбужденному им уголовному делу о преступлениях, предусмотренных соответствующими статьями УК РСФСР, обязан провести предварительное следствие, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства, на что он не уполномочен ГК РФ. Для осуществления такой функции таможенным органам необходимо создать в своей системе следственный аппарат.

Итак, ТК РФ предусматривает наиболее строгий вид юридической ответственности - уголовную ответственность - за совершение особо опасных для государства нарушений таможенного законодательства - преступлений в сфере таможенного дела.

Необходимым и достаточным основанием уголовной ответственности (в том числе и уголовной ответственности по таможенному законодательству) является наличие в деянии физического лица всех признаков состава преступления (в частности, преступления в сфере таможенного дела), предусмотренного уголовным законом. Следовательно, несмотря на различие формулировок составов преступлений в сфере таможенного дела, предусмотренных ТК РФ и УК РСФСР, уголовная ответственность наступает за деяния, признаки которых содержатся в Уголовном кодексе.

Уголовная ответственность по таможенному законодательству России применяется только к физическим лицам (в том числе и к должностным лицам) за совершение преступлений в сфере таможенного дела.

Преступление в данной сфере представляет собой запрещенное уголовным законом виновное деяние, посягающее на финансовые интересы государства и выраженное в нарушении правил, установленных таможенным законодательством.

Уголовная ответственность за контрабанду и другие преступления в сфере таможенного дела связана с применением наиболее строгих мер государственного принуждения (например, контрабанда наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с конфискацией имущества). Причем в большинстве статей, предусматривающих ответственность за такие преступления, назначение конфискации имущества является обязательным, то есть суд может не применять это дополнительное наказание лишь при наличии исключительных обстоятельств дела, с обязательным указанием в приговоре мотивов принятого решения и со ссылкой на ст. 43 УК РСФСР ("Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом").

Статьей 782 и ч. 1 ст. 1691 УК РСФСР предусмотрен новый для уголовного законодательства вид наказания - конфискация предметов, перемещаемых с нарушением установленных правил, действующих в сфере таможенного дела. По своей юридической природе это мера административной ответственности. Административно-правовая конфискация всегда отличалась от уголовно-правовой конфискации своим специальным характером. Первая производится только в отношении предметов, непосредственно связанных с правонарушением и прямо названных в законе. Такой вид конфискации предусмотрен законодательством об административных правонарушениях (Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и ТК РФ). Признание нормами Особенной части УК РСФСР специальной конфискации как дополнительного наказания за совершение преступлений означает необходимость внесения изменений в нормы Общей части УК РСФСР (в ст. 21 "Виды наказания").

Уголовная ответственность за контрабанду и другие преступления в сфере таможенного дела налагается только судом.

За совершение нарушений таможенного законодательства, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности, наступает административная ответственность. Для отграничения административнонаказуемых деяний от преступлений в сфере таможенного дела законодатель употребляет термин "нарушения таможенных правил", называя таковыми административно-наказуемые нарушения таможенного законодательства. Лица, совершившие нарушение таможенных правил, несут ответственность в соответствии со ст. 249-288 ТК РФ, а в части, не урегулированной им, - в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (ст. 186 КоАП РСФСР). Также к административной ответственности привлекаются лица, совершившие административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации (ст. 437-448 ТК РФ).

Законодательное определение нарушения таможенных правил (НТП) дано в ст. 230 ТК РФ. Адекватное толкование данной статьи ТК РФ позволяет выделить следующие признаки нарушения таможенных правил.

Во-первых, НТП - это антиобщественное деяние, посягающее на установленный таможенным законодательством порядок в сфере таможенного дела (порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления льгот и пользования ими). Такое НТП наносит вред и создает угрозу причинения вреда финансовым интересам государства, охраняемым нормами таможенного законодательства РФ.

Во-вторых, НТП - это противоправное деяние. Противоправность выражается в нарушении норм, охраняемых таможенно-правовыми санкциями, то есть мерами государственно-принудительного воздействия, предусмотренными таможенным законодательством (ст. 242 ТК РФ).