Вместе с тем, таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран, как США и Япония - 10 - 12 тысяч.
Тарифу образца 1981г. было присуще несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившимся на внутреннем и внешних рынках. Так, на большинство видов машин и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы - до 15%, химические продукты -5-10% .
В чем суть тарифного регулирования? Классическими функциями таможенных тарифов являются протекционизм (защита отечественной промышленности от иностранной конкуренции) и фиск (пополнение государственных доходов). Используя систему пошлин, можно, не прибегая к администрированию, стимулировать или ограничить ввоз в страну тех или иных товаров, сделать при необходимости экономически невыгодным ввоз или вывоз их. С помощью тарифов можно воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса и увеличить приток валюты в государственную казну, влиять на развитие тех или иных регионов страны, что особенно важно, имея в виду предстоящее создание в ряде регионов зон свободного предпринимательства.
И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные доходы", в результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках.
Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью.
Административно-командная система управления, как только она стала насаждаться, не обошла стороной и таможенное дело. По существу, разветвленная система таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности была упразднена, и это состояние длилось вплоть до середины 80-х годов.
Наиболее радикальный этап реформирования системы таможенных органов приходится на начало 1986 года, когда Главное таможенное управление Министерства внешней торговли было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) – самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно. Таможенная служба обрела определенную самостоятельность.
Этот этап развития системы управления таможенным делом имеет ряд особенностей.
Во-первых, с 1986 по 1989 г., несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними, так как почти не изменился порядок экспортно-импортных операций. Как и раньше, главной задачей таможен был контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли.
В этот период система таможенных органов развивалась в основном в организационно-правовом направлении. Правовой аспект этого развития заключался главным образом в принятии ряда нормативных актов, определяющих правовой статус и порядок деятельности органов таможенной системы (Положение о ГУГТК при СМ СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР).
В организационном плане происходило структурное переустройство органов управления таможенным делом: отделы, входившие в состав ГТУ МВТ, были преобразованы в управление ГУГТК; увеличилась сеть местных таможенных учреждений.
Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. № 191[3] юридически закрепило отход от принципа государственной монополии внешней торговли и поставило задачу формирования новой таможенной политики, современного механизма таможенного контроля. Это обусловило изменения в функциональной направленности таможенных органов в последующий период.
Во-вторых, и после 1989 г., когда перешли к новым формам управления внешней торговлей и функции таможенных органов стали постепенно меняться, из-за недостаточно радикальной и последовательной реформы внутреннего хозяйства новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не действовал. Поэтому новые юридически закрепленные функции таможенных органов имели декларативный характер и, в частности, функции, связанные с институтом таможенно-тарифного регулирования.
В-третьих, отсутствовала законодательная база для перестройки системы управления таможенным делом. Таможенный кодекс 1964 г., принятый по стандартам командно-бюрократической системы, не только перестал соответствовать существующим реалиям, но и противоречил принимаемым министерствами и ведомствами подзаконным актам.
Вместе с тем, новый механизм регулирования внешнеэкономических связей не начал действовать. Отсутствовала законодательная база для радикального реформирования организации таможенного дела. Функции таможенных органов практически не изменились.
Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 году нового Таможенного кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством – постановлением Совета Министров СССР и ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган – Совет Министров, который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной системы.
Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческими структурами, а также непосредственным оперативным руководством таможенным делом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.
Во главе таможенной системы стояло Главное управление государственного таможенного контроля при совете Министров СССР — центральный таможенный орган. Положение о нем, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1987 г. № 775[4], определяло функции и порядок его деятельности. Впервые в Положении было отмечено, что «государственный таможенный контроль осуществляется в целях обеспечения защиты политических и экономических интересов страны, здоровья и нравственности населения», а также, что ГУГТК осуществляет свою деятельность под руководством Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР. Из этого следовало, что таможенная система из министерской превращается в государственную.
ГУГТК отвечало за таможенный контроль, борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил, за эффективное применение таможенного тарифа. ГУГТК был обязан:
- разрабатывать предложения и принимать меры по совершенствованию государственного таможенного контроля;
- устанавливать в соответствии с Таможенным кодексом и иными актами законодательства порядок пропуска через государственную границу предметов, их декларирования и досмотра, личного досмотра лиц, следующих через государственную границу, порядок совершения иных таможенных операций;
- разрабатывать и проводить мероприятия по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
- участвовать в разработке таможенного тарифа на товары;
- утверждать ставки таможенных пошлин на предметы личного потребления.
ГУГТК имело право: участвовать в разработке предложений о создании на государственной границе пунктов пропуска, через которые осуществляется автомобильное, морское, речное, воздушное и иное сообщение; разрешать ввоз и вывоз имущества, не являющегося предметом операций по внешней торговле; создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные учреждения в установленном порядке и др. Одной из первостепенных задач, без решения, которой нельзя было осуществить переход к международным правилам торговли, явился переход к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров на основе международных и национальных классификаторов.
ГУГТК выступил одним из первых с инициативой перехода к Гармонизированной системе. В целом введение новой товарной номенклатуры способствовало сближению и унификации межгосударственных таможенных правил ВЭД, а также явилось одним из условий вступления СССР в июне 1991 года в Совет таможенного сотрудничества (СТС) — ныне Всемирная таможенная организация.
Основными структурными единицами ГУГТК при СМ СССР были управления и отделы. В составе центрального аппарата действовали: Управление организации таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Техническое управление, Управление кадров и учебных заведений, Управление таможенного права, Управление таможенной политики и внешних связей, Экономическое управление, Отдел контроля за печатными и аудиовизуальными материалами. ГУГТК имел и множество административно-хозяйственных подразделений (Управление делами, Управление материально-технического снабжения и социального развития, Управление эксплуатации контрольно-пропускных пунктов).
Такая сложная организация центрального аппарата явилась результатом определенного структурного развития. Например, Отдел таможенного права и международных связей был преобразован в Управление таможенного права и международного сотрудничества, из которого затем выделились два самостоятельных управления — Управление таможенного права и Управление таможенной политики и внешних связей. Введение в практику таможенного контроля новых современных технических средств обусловило появление Технического управления. В связи с созданием в системе ГУГТК собственной учебной базы вместо отдела кадров (как было в ГТУ МВТ) в его структуре стало действовать Управление кадров и учебных заведений.