Следует отметить, что принятие декрета о монополии внешней торговли – это не что иное, как составная часть торговой политики и таможенной политики, находящихся в жесткой диалектической взаимосвязи. Другое дело, что монополия внешней торговли – это система государственных и таможенных мероприятий, направленных на защиту национальной экономики и решение финансовых задач.
На первый взгляд кажется, что при монополии внешней торговли исключается таможенный механизм регулирования. Но это не так. Осуществление торговых операций в условиях даже монополии внешней торговли не отрицает, а предполагает введение таможенно-тарифного ее регулирования.
Необходимо отметить и другую сторону это процесса. Вся торговля за рубежом и внутри страны контролируется на основе правил, вытекающих из принципов таможенной политики. Тем более, что при монополии внешней торговли соблюдаются все условия каждой сделки, цена товара, условия платежа (в кредит или наличные) и др.
В условиях монополии внешней торговли таможенная политика не обходилась без внешнеторговых операций, даже при осуществлении разрешительно-запретительной системы, которая была основным рычагом регулирования и проведения принципа монополии внешней торговли. Поэтому между таможенной политикой и ее составными частями была теснейшая связь.
В первую очередь таможенная политика тесно была связана с таможенными пошлинами, которые являются концентрированным ее выражением. Через таможенные пошлины, изложенные в тарифе, осуществляется регулирование внешнеэкономической деятельности. Они имеют фискальное и покровительственное значение. Вырабатываемая государством таможенная политика – фактор, обусловливающий экономические отношения с другими странами.
Если бы в государстве не существовало таможенных пошлин, то трудно было получить соответствующую компенсацию от иностранных государств, которые не меняли бы свою таможенно-тарифную и торговую политику.
Научная разработка таможенной политики в Советский период предполагала определение основных направлений применения тарифов во внешней торговле.
В первые годы Советской власти оперативные секторы внешней торговли осуществлялись:
государственными экспортно-импортными конторами внутри СССР, торгпредствами на заграничных рынках;
отдельными хозяйственными органами, которым в указанных пределах, преимущественно по отдельным отраслям внешней торговли, также было представлено право совершения экспортно-импортных операций;
смешанными обществами и кооперативными организациями;
отдельными учреждениями и лицами, получающими право совершения операций в порядке исключения, т.е. в каждом отдельном случае учитывались удельный вес той или иной операции и те условия, на которых совершается эта операция[3].
Особенность стратегии таможенной политики в этих условиях состояла в том, что чисто государственные торговые сделки осуществлялись в совместных обществах и кооперациях, которые участвовали во внешних связях, государственному сектору принадлежало не менее 50%.
Регулирующая роль таможенной политики заключалась в плановом начале. Все звенья внешней торговли были связаны с планом. При осуществлении таможенного оформления важно было определить, что, когда и в каком количестве ввозится, сроки платежей и др. не менее важно определить качество товара, как прибывшего из-за границы, так и отпускного.
Заботясь о доверии к русскому хлебу за границей, Советское правительство стремилось к тому, чтобы экспортировался качественный продукт, отвечающий всем требованиям, предъявляемым к нему. Поэтому особенно важна была покупка первоклассного оборудования, несмотря на его дороговизну.
Важной стороной деятельности государства по реализации таможенной политики был политика цен. Она стоилась на взаимовыгодной основе. Но западные партнеры нарушали договоренность или в одностороннем порядке повышали цены, советские торговые объединения отвечали им тем же.
Находясь в обстановке капиталистического окружения, Советское государство проводило, как правило, протекционистскую политику, но не отказывалось и от политики свободной торговли, в зависимости от обстоятельств и режима торговли, устанавливаемого капиталистическими монополиями.
Государство регулировало пошлины, цену на иностранные товары, исходя из целесообразности и экономической выгоды. Как и в любом государстве, таможенные пошлины на иностранные товары использовались и интересах пополнения бюджета, т.е. были источником дохода.
Введение монополий внешней торговли было вызвано особенностями взаимоотношений с внешним миром, который не терял надежды на реставрацию капиталистического строя и озврата старых порядков во внешнеэкономической деятельности. В последующие годы, в период нэпа, закон о монополии внешней торговли действовал лишь частично.
1.2 Таможенно-тарифная политика в период НЭПа
До февраля 1922 г. РСФСР в осуществлении таможенного дела руководствовалась тарифом 1903 г. и другими документами, вышедшими в свет до 1917 г.
Переход к политике нэпа, системе товарно-денежного расчета, допущение частной промышленности и свободного товарооборота вызвали общее оживление экономики страны и потребовали соответствующего организационного изменения и форм внешней торговли. Возрастал и товарооборот:[4]
Таблица 2.1
Годы | Товарооборот, млн. руб. | В процентномсоотношении к 1913 г. |
1913 | 2894,1 | 100 |
1920 | 30,5 | 1,1 |
1921 | 320,2 | 8,7 |
1922 | 355,4 | 12,3 |
Данные показывают, что рост общего товарооборота, направленного на восстановление внешней торговли, происходил за счет импорта. Развитие внешней торговли было тесно связано и определялось общим хозяйственным развитием страны. Тенденции роста производства и в первую очередь восстановления народного хозяйства и развивающейся внешней торговле объективно требовали создания новой таможенной нормативной базы, без которой не могла существовать и таможенная политика.
В 1922 г. СНК утвердил первые таможенные тарифы по ввозной торговле (февраль) и по вывозной (июнь).
Разработку новых тарифов осуществлял созданный при Наркомате внешней торговли Таможенно-тарифный комитет. Важнейшей его функцией была охрана монополий внешней торговли. Тщательный контроль за лицензионным порядком осуществляли таможенные учреждения как на границе, так и внутри страны, обеспечивая установленный порядок и борьбу с контрабандой. Таможенное ведомство занималось охраной экономических интересов страны, военная и политическая охрана возлагалась на органы ГПУ, затем ОГПУ. Борьбу с контрабандой рассматривали как опасный промысел, направленный против монополии внешней торговли.
Создание тарифов сыграло важную роль в формировании основных положений таможенной политики, в создании таможенного механизма регулирования.
Декретом СНК РФ от 13 марта 1922 г. определились формы связи советской промышленности и отдельных хозяйственных групп с внешними рынками.
Согласно декрету от 16 октября 1922 г. крупным государственным организациям предоставлялось право вести торговые операции с зарубежными партнерами. Однако полная самостоятельность государственным органам не предоставлялась. Они были обязаны в соответствии с требованиями Декрета о монополии внешней торговли ставить в известность Наркомвнешторг о каждой намечаемой сделке, а тот, в свою очередь, имел право налагать свое veto на каждую сделку.
В марте-апреле 1923 г. был издан ряд декретов, упорядочивших торговые операции.
Устанавливалось, что центральным торговым органом на внешних рынках является торговое представительство СССР.
Госторги (государственные экспортно-импортные конторы) получили право заниматься экспортно-импортными операциями, другие организации – лишь по той группе товаров, которую они производили. Такой порядок импортных операций обеспечивал закупку товаров только для своего производство и, естественно, реализацию своей продукции также только своего производства.
Третьей группой субъектов внешней торговли были смешанные общества, для которых устанавливался особый порядок внешней торговли.
Важную роль в организации внешней торговли сыграли мирные и торговые договоры Советской России с зарубежными государствами. Они оказали влияние и на характер таможенной политики. Предпосылкой заключения торговых договоров послужило постановление Верховного Совета РСФСР от 16 января 1920 г. о снятии с Советской России блокады.
Первые торговые договоры были заключены в 1920–1921 гг. Они способствовали формированию торговой и таможенной политики, улучшению политических и экономических отношений с определенными государствами.
Важное значение имели торговые соглашения с Англией (16 марта 1921 г.) и с Германией (6 мая 1921 г.).
Этим соглашениям предшествовали мирные договоры Советской России с сопредельными странами: с Эстонией (2 февраля 1920 г.), Литвой (12 июня 1920 г.), Латвией (12 августа 1920 г.), Финляндией (14 октября 1920 г.), Персией (26 февраля 1920 г.), Турцией (16 марта 1921 г.), Польшей (18 марта 1921 г.).
В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция, на которой советская делегация добилась значительных успехов. В местечке Раппало главой советской делегации Г.В. Чичериным и германским министром В. Ратенау был подписан договор, предусматривавший восстановление между Россией и Германией дипломатических отношений и развитие экономических связей. Подписание Раппальского договора означало, что Советская Россия вступила на путь равноправных дипломатических переговоров с западными странами. За пятилетие (1924–1928 гг.) было заключено 25 различных межгосударственных соглашений и договоров в торговой и хозяйственной сферах. Были учреждены торгпредства в 13 капиталистических странах.