Задерживать товары разрешается на 7 рабочих дней. Срок этот, однако, может быть продлен, но не более чем еще на 10 рабочих дней и только в том случае, если об этом в письменном обращении, направленном таможенным органам, попросил правообладатель. Последний при этом должен успеть одновременно подать заявление о принятии мер, связанных с приостановлением допуска таких товаров на российский рынок. Нерасторопность правообладателя может сыграть на руку контрафактчикам. Поправки говорят, что если правообладатель не успел или не смог подать указанное выше заявление, то товар, получив "зеленый свет", выпускается для свободного обращения. Конечно, если нет претензий со стороны таможни.
О том, что товар завис на таможне, декларант узнает на следующий день - поправки обязывают таможенников незамедлительно уведомлять о своем решении приостановить выпуск товаров и декларанта, и правообладателя. По просьбе последнего, кстати, решение таможенников может быть отменено. О том, в какие сроки в этом случае таможенники должны снять запрет на выпуск задержанного товара, в поправках не говорится ни слова. Получается, что в ситуации, когда, например, из-за чрезмерной подозрительности сотрудника таможенной службы или по наводке конкурента товар задержали, и, как потом выяснится, безосновательно, незамедлительно отпускать его таможня не обязана.
Но самое интересное - это неурегулированность вопроса о возмещении ущерба за приостановление таможенниками товаров, если впоследствии окажется, что контрафактными они не являются.
Сейчас, как указано в ст. 397 ТК РФ, ответственность за имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров и другим лицам, несет правообладатель, который выступил инициатором такого приостановления. Согласно поправкам получается, что потребовать возмещения убытков и упущенной выгоды от таможенников, которые решили тормознуть вполне добропорядочную партию товаров, пусть даже и не 7 рабочих дней, а всего лишь на один, не получится. Оснований для подобных требований нет, ведь в данном случае работники таможенной службы действовали в рамках предоставленных им законом полномочий, а значит, статьи ГК РФ о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) госорганов, не работают.
Мнения по поводу предлагаемых поправок в Таможенный кодекс и новых полномочий таможенников разделились. Одни, полностью поддерживая законопроект, предлагают даже увеличить срок ареста подозреваемого товара. Другие, напротив, особого оптимизма не испытывают и обвиняют законопроект в коррупционности. Вместо того чтобы стоять на страже защиты прав интеллектуальной собственности и закрывать подделкам доступ на рынок, говорят противники проекта, недобросовестные таможенники будут стоять на страже интересов собственного кошелька. Что мешает им усыпить свою бдительность и служебный долг вместе с ней, закрыть глаза на эти самые "признаки контрафактности" и не получить прибавку к семейному бюджету? Или, наоборот, вдруг впасть в состояние параноидальной подозрительности с той же целью?
Несмотря на то, что российское законодательство в целом соответствует международному праву в части наличия норм, направленных на защиту интеллектуальной собственности, в нем есть ряд существенных пробелов, которые затрудняют борьбу с контрафактом. Так, в Уголовном кодексе РФ содержится лишь общая норма об ответственности за нарушение прав на товарный знак. Однако отсутствуют нормы об ответственности именно за оборот фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств. В Гражданском кодексе нет ни определения незаконного использования товарного знака, ни законодательной нормы об уничтожении контрафактной продукции. Также следует отметить отсутствие необходимого законодательного регулирования интернет-торговли - основного канала, через который распространяется контрафакт. В отсутствие на сегодняшний день специального регулирования механизм привлечения к ответственности производителей и торговцев контрафактом реализуется через нормы уголовного законодательства, направленные на пресечение незаконного предпринимательства и незаконного использования товарного знака. Чтобы борьба с контрафактной продукцией была наиболее эффективной, необходимо объединить и систематизировать усилия государства и правообладателей. Очень важно также привлекать внимание и повышать бдительность потребителей, особенно в части приобретения ими лекарственных средств через Интернет. Система противодействия контрафакту должна включать в себя законодательные, правоприменительные, организационные и образовательные меры, а также формирование общественного мнения. Необходимо приложить максимальные усилия по созданию обстановки непримиримости и общественного порицания фактов продажи и покупки контрафактной продукции.
Так, например, компанией Pfizer активно внедряются новые технологии для контроля цепочек поставок лекарственных препаратов по всему миру, широко используются технические новинки при разработке упаковки продуктов - в частности, она стала первой фармацевтической компанией, которая начала использовать технологию радиочастотной идентификации (RFID) при упаковке товаров.
В июле 2008 года представители Pfizer выступали на круглом столе "Роль государства в защите российского рынка от фальсифицированных лекарств" в Совете Федерации и на конференции, организованной Торгово-промышленной палатой РФ, которая была также посвящена борьбе с фальсифицированными медикаментами. Среди предложенных мер на круглом столе обсуждались: необходимость законодательно предусмотреть прямую ответственность за производство, введение в оборот и реализацию контрафактных лекарственных средств, разработка на нормативном уровне регламента процесса уничтожения контрафактной продукции, необходимость открытия в федеральных округах хорошо оснащенных лабораторий, которые могли бы проводить полномасштабную экспертизу поступающих на рынки лекарств, регламентирование интернет-торговли лекарствами и т.д. Компания активно сотрудничает с государственными структурами, в частности с таможней, регулирующими органами, органами внутренних дел, а также с общественными организациями с целью выявления и пресечения оборота фальсифицированных лекарств на рынке. Кроме того, компания участвует в работе ассоциаций (в том числе в Ассоциации международных фармацевтических производителей, НП "Содружество производителей фирменных торговых марок" "РусБренд"), занимающихся системным изучением проблемы поддельной продукции и формированием предложений по разработке норм законодательства, направленных на усиление мер по борьбе с фальсификацией медикаментов.
В 2008 году таможенниками Сибири выявлено более 384 тысяч единиц контрафактных товаров. Обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности и пресечь незаконный оборот через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности - одна из функций сибирских таможенников, которую они выполняют в соответствии с требованиями Таможенного кодекса РФ. Так, за 3 года - в течение 2006-2008 годов, выявлено 949 667 единиц контрафактных товаров, из них: в 2006 году - 140 075 единиц товаров, в 2007 - 425 338, а в 2008 - 384 254.
Важная роль для предотвращения ввоза контрафакта отводится тесному взаимодействию таможенных органов с правообладателями и их уполномоченными представителями, так как именно они обладают полной информацией о ввозимой ими продукции на территорию России. Постоянно растущий список товарных знаков, вносимых в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, и ежегодно увеличивающееся количество выявленных контрафактных товаров, внесенных в него, являются подтверждением необходимости данного сотрудничества.
В первой главе проведены теоретические исследования механизма борьбы с контрафактной продукцией при ввозе через таможенную границу России. Однако в первую очередь обозначены современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции.
При этом отмечается, что понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».
При выявлении проблем, связанных с ввозом контрафакта указывается, что вред, наносимый контрафактной и фальсифицированной продукцией, можно разделить на несколько групп:
· ущерб экономике государства в виде не поступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды;
· ущерб престижу страны, подрыв инвестиционного климата;
· ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки;
· ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции.
Основным фактором для масштабных фальсификаций в отечественной экономике является наличие в ее структуре огромного теневого сектора, который по объемам производства вполне заслуживает названия параллельной экономики.
Рассматривая механизмы борьбы с контрафактом, приходим к выводу о том, что в российском законодательстве существует комплекс правовых механизмов защиты прав на средства индивидуализации, включая административную и уголовную ответственность за незаконное использование чужого товарного знака но, эффективно бороться с оборотом контрафактной продукции в России производителям и правообладателям не удается в силу следующих причин: длительности судебного разбирательства, трудностей сбора доказательств, незначительности присуждаемых в арбитражном порядке сумм штрафов, возникающих трудностей с их реальным получением, больших судебных издержек, малоэффективной работы правоохранительных органов.