Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности, как России, так и стран ближнего зарубежья. По данным Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, имеют место исчисляемые значительными суммами не поступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам специалистов, ежегодные убытки составляют: по Российской Федерации - около 3 млрд. долларов США, Украине - 1,5 млрд. долларов, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Молдова - от 0,5 до 1,4 млрд. долларов США.
Кроме того, появление на потребительском рынке недоброкачественной, а порой и небезопасной продукции вредит здоровью нации и угрожает жизни потребителей. По данным специалистов Национального фонда защиты потребителей, 90% алкогольных напитков, которые продаются сегодня в России под видом коньяка, вовсе не являются коньяком. Мало того, из этих 90% более 70% не дотягивают по качественным показателям даже до суррогата типа "коньячный напиток". 62% водки, реализуемой на потребительском рынке, является также фальсификатом. В 1997 г. от употребления "паленой" водки погибли свыше 52 тыс. россиян, 80% из них - детородного возраста. В 2003 году, согласно данным Минздрава России, - 33600 человек, что более чем в два раза выше потерь, понесенных за 10 лет военных действий в Афганистане.
Проводимыми проверками зафиксированы и некоторые необычные случаи подделок, угрожающих здоровью потребителей. Так, в 2000 году на одном из крупных книжных развалов на юге столицы были изъяты фальшивые учебники по истории, физике, алгебре и т.д. В результате контрольной закупки, проведенной сотрудниками правоохранительных органов, были изъяты сотни поддельных учебников. От оригинала их отличали блеклая краска, худшая текстура бумаги, несоответствие шрифтов санитарно-гигиеническим нормам. По заключению санэпиднадзора, использование данных учебников могло привести к ухудшению зрения школьников.
Вред, наносимый контрафактной и фальсифицированной продукцией, можно разделить на несколько групп:
· ущерб экономике государства в виде не поступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды;
· ущерб престижу страны, подрыв инвестиционного климата;
· ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки;
· ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции.
Основным фактором для масштабных фальсификаций в отечественной экономике является наличие в ее структуре огромного теневого сектора, который по объемам производства вполне заслуживает названия параллельной экономики. При этом границы между легальной и теневой экономикой размыты, а зачастую их практически не существует. Один и тот же предприниматель часто оказывается как легальным бизнесменом, так и «теневиком». Одна и та же продукция нередко может реализовываться как легально, так и без соответствующего учета. Результатами деятельности теневой экономики пользуются многие слои общества. При этом «теневики» искусно пользуются существующей официальной инфраструктурой, имея доступ ко всей необходимой им коммерческой информации. Опутавшая всю страну «параллельная экономика» автоматически втягивает в сферу своего влияния те сегменты товарного рынка, которые характеризуются большими объемами розничных продаж за наличные деньги. Вполне естественно, что наибольшего размаха производство и реализация контрафактной продукции в России достигли в аудиовизуальной области и программном обеспечении, производстве напитков и продуктов питания, в фармацевтике, производстве предметов личной гигиены и т.п.
Практически беспрепятственная реализация контрафактной продукции возможна также вследствие не информированности потребителей о низких потребительских свойствах такой продукции. Это происходит из-за низкого уровня доходов населения и неэффективной работы правоохранительных органов. Негативную роль играет широкое развитие внемагазинных форм торговли и реализация некачественных товаров через новые формы торговли, где отсутствует контроль качества, типа «магазинов на диване» и т.д.
В этой ситуации необходимо на регулярной основе проводить культурно-воспитательные и пропагандистские мероприятия, направленные на разъяснение норм российского законодательства по охране и защите интеллектуальной собственности, об угрозах, которые несет пиратство и распространение контрафактной продукции, а также о мерах, принимаемых на национальном и международном уровне с целью борьбы с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности.
При этом товаропроизводитель для того, чтобы продвигать свою продукцию на рынке, должен думать о соизмерении цен, потому что некоторые цены не позволяют нашему потребителю сегодня купить товар. В качестве примера можно привести действия одной из крупнейшей в мире звукозаписывающей компании «Universal Music Group» (США), которая объявила в 2003 году о снижении цен на производимые ею компакт-диски до уровня пиратских цен. Такая мера предложена была еще Президентом России В. Путиным, который порекомендовал производителям легальной продукции урезать свои авторские гонорары и тем самым существенно снизить стоимость продукции.
По нашему мнению основными причинами сложившейся ситуации являются:
· несовершенство законодательной и нормативной базы, обеспечивающей функционирование защиты рынка;
· свободный допуск значительного количества хозяйствующих субъектов к деятельности, связанной с производством и реализацией продукции;
· вовлечение большого числа недобросовестных лиц, ориентированных на быстрое извлечение прибыли в ущерб качеству реализуемых товаров;
· отсутствие действенного механизма, препятствующего поступлению в розничную сеть большого объёма контрафактных товаров и товаров, не прошедших подтверждения соответствия установленным требованиям.
Россия – далеко не единственный крупный центр производства и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции. Большие объемы контрафактной продукции присутствуют на всех крупных национальных рынках, даже в развитых западных странах. Криминальные круги, контролирующие данную сферу, давно имеют международную окраску, а их уже доказанная связь с международным терроризмом заставляет относиться к рассматриваемому явлению как к глобальной проблеме, требующей всеобщего сотрудничества для ее решения.
Решение проблемы контрафактной продукции необходимо решать с учетом ее общемирового характера, включая международную интеграцию подпольного капитала, так как значительный объем фальсифицированной продукции ввозится из-за рубежа. Эта тема активно обсуждается в Европейском Союзе, который за последнее время принял ряд мер по усилению таможенного контроля. Кроме того, Евросоюз рассматривает возможность уголовного преследования изготовителей контрафактных товаров, включая высокие штрафы и тюремное заключение.
В вопросах борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией нет универсального решения проблемы. Об этом свидетельствует и опыт развитых стран: в Европейском Союзе, например, потребовалось около 40 лет, прежде чем были созданы условия, существенно ограждающие рынок ЕС от фальсифицированной и контрафактной продукции. Однако, даже имея отработанные механизмы защиты рынка от подделок, по данным Международной торговой палаты, объем выручки от продаж поддельной продукции составляет 5-7% мировой торговли.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что проблема защиты отечественного потребительского рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции является государственной и требует значительных усилий и ресурсов по обеспечению прав правообладателей и защиты прав потребителей на приобретение качественной и безопасной продукции.
Сложившаяся ситуация на международном рынке свидетельствует о глобальности проблемы контрафакта и пиратства, которую нельзя решить в отдельно взятой стране. Борьба с контрафактом и пиратством должна быть ужесточена на уровне правительств, которые должны более строго следить за соблюдением законов по охране интеллектуальной собственности.
Международная правовая основа в борьбе с контрафактом полностью сформирована. В свое время СССР было подписано большая часть международных соглашений, и РФ, как правопреемница СССР, является участником мировых соглашений. В частности, эти соглашения предусматривают разработку мер ответственности за сбыт и хранение соответствующей продукции каждой участвующей (в соглашении) стороны.
Международное право оставляет за страной разработку собственных обеспечительных мер по защите торговых знаков, по защите рынка от проникновения фальсифицированной продукции. В то же время, во многих развитых странах мира законодательство предусматривает более жесткие меры по пресечению производства и распространения контрафактной продукции, чем в РФ. Так за продажу и сбыт фальсифицированной и контрафактной продукции законодательство предусматривает уголовную ответственность, а также штрафы от 1 млн. евро и выше. Предприятия, на котором производится фальсифицированная продукция, могут быть закрыты как временно, так и вообще, продукция и оборудование конфисковано, а расходы по уничтожению контрафакта возлагаются на производителей. Также за их счет предусматривается публикация в газетах о фактах нарушения закона и проведенном расследовании.[9]
Организация экономического сотрудничества и развития оценивает потери легальной торговли от контрафакта ежегодно в 176 млн. долларов США. Объемы производства и реализации контрафактной продукции в Российской Федерации поставили страну в число мировых «лидеров» по данным показателям. Таким образом, создается негативный образ России как одного из оплотов мирового пиратства, что крайне отрицательно сказывается на объемах зарубежных инвестиций в российскую экономику. Такое положение становится серьезным препятствием на пути вступления России во Всемирную торговую организацию, страны-участницы которой предъявляют серьезные требования по устранению нарушений в сфере интеллектуальной собственности и, в частности, прав на товарные знаки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что государство заинтересовано в изменении ситуации еще и потому, что из-за пиратства государственный бюджет РФ ежегодно недополучает миллиарды потенциальных налоговых поступлений.