Закон воспроизводит дефиницию континентального шельфа в соответствии со ст. 76 Конвенции 1982 года.
Согласно ст. 2 Закона «О континентальном шельфе» делимитация континентального шельфа между РФ и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется на основе международных договоров РФ или норм международного права.
Правовое регулирование порядка определение внешней границы континентального шельфа РФ определяется Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 года № 717 «О порядке утверждения перечней географических координат точек, определяющих, линии внешних границ континентального шельфа Российской Федерации».
После утверждения Правительством РФ перечня географических координат точек, определяющих внешнюю границу континентального шельфа РФ, Министерство обороны РФ и Федеральная службе геодезии и картографии России изготавливает и публикует карты с указанием внешней границы континентального шельфа РФ. Масштаб этих карт определяется исходя из необходимости точного установления положения внешней границы континентального шельфа.
В соответствии с Конвенцией 1982 года Министерству иностранных дел РФ поручено сдавать на хранение Генеральному секретарю ООН и Генеральному секретарю Международного органа по морскому дну копии перечня или перечней географических координат точек, определяющих внешнюю границу континентального шельфа РФ, и копии карты или карт с указанием этой границы. Банк данных о внешней границе континентального шельфа РФ формируется Министерством природных ресурсов РФ совместно с Федеральной службой геодезии и картографии России.
Российская Федерация осуществляет на континентальном шельфе суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными постольку, поскольку, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия РФ. Суверенные права РФ на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона «О континентальном шельфе» Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении:
1) морских научных исследований;
2) защиты и сохранения морской среды в связи, с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов;
3) прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ. Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом Законом и нормами международного права.
Положения Закона в полном соответствии с ч. 3 ст. 246 Конвенции 1982 года обеспечивают разрешительный характер рассмотрения запросов и выдачи разрешения на проведение исследований. Распространение действия правового режима морских научных исследований на континентальном шельфе РФ на физические и юридические лица не противоречит международно-правовому режиму морских исследований, предусмотренному Конвенцией 1982 года. В Законе нашло отражение и закрепленное Конвенцией (ст. 252) понятие «подразумеваемого согласия», когда международные организации вправе до получения разрешения начать проведение исследования. Основания для отказа в выдачи разрешения установлены в полном соответствии с соответствующим положением Конвенции (ст. 246).
Помимо указанных мер государственного контроля и защиты морской среды на континентальном шельфе, указанный закон большое значение уделяет вопросу захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе РФ. Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается только при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов. Захоронение отходов и других материалов допускается на основании разрешения Министерства природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством обороны РФ, Госкомрыболовством, Роскомнедра, с органами государственного горного надзора с уведомлением Федеральной пограничной службы и органов исполнительной власти субъектов РФ, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение. Выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе должна предшествовать государственная экологическая экспертиза.
таможенный юрисдикция конвенция морской
Международный морской правопорядок складывается из двух видов регулирования: во-первых, из правового режима различных пространств Мирового океана, в частности, в территориальных и внутренних водах контроль включает в себя горизонтальное и вертикальное пространство (столб воды, дно и его недра); во-вторых, из функционального режима, включающего: торговое судоходство, военное мореплавание, рыболовство, охрану морской среды. «Правовое положение любого торгового судна - это совокупность слагаемых, включающих в себя не только функциональное назначение судна, его фактическую деятельность, время действия, но и статус акватории, в которой в данный момент находится судно. Эта акватория как бы «окрашивает» данное судно в соответствующий «юридический цвет»[38].
Международно-правовой режим морских пространств – это совокупность юридических норм, определяющих признаваемые международным правом права и обязанности государств, их организаций и граждан и регулирующих взаимоотношения в процессе использования морских ресурсов и пространств в промысловых, научных и других целях[39].
Как уже отмечалось, международным правом морские пространства подразделяются на четыре основные части: внутренние морские воды, территориальные воды (территориальное море), исключительная экономическая зона и открытое море. Объем прав и обязанностей, которыми обладает судно во внутренних морских водах, в территориальных водах, исключительной экономической зоне и открытом море, а также в прилежащих и рыболовных зонах, водах международных проливов и каналов, различен и зависит, в частности, от того, в сфере действия каких норм права - международного или национального находится судно. По мнению, К.К. Сандровского: «Таможенное пространство - это сфера, где наиболее зримо наблюдается взаимодействие норм национального и международного права, при котором обе правовые системы, сохраняя свою независимость, имея присущий им объект регулирования, призваны, возможно, полнее обеспечивать присущими им средствами правового воздействия поддержание установленного государством порядка пересечения их таможенных границ»[40].
Таможенная юрисдикция государства во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне наполнена как международно-правовым режимом самих пространств, так и административно-правовыми режимами, установленными прибрежным государством. В первую очередь специальным административно- правовым режимом охраны Государственной границы. Под административно правовым режимом понимается совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном строго ограниченном участке государственного управления[41]. В каждом виде морских пространств содержится один из элементов данного режима: режим границы; пограничный режим; режим в пунктах пропуска через границу; особые полномочий пограничных войск, войск ПВО и Военно-морского флота.
Содержание таможенной юрисдикции морских пространств рассматривается по принципу уменьшения объема юрисдикционных прав государства в морских пространствах от внутренних морских вод (в которых юрисдикция прибрежного государства ничем не ограничена) к открытому морю (на которое не распространяется юрисдикция ни одного государства).
Таможенное пространство государства включает в себя: таможенный суверенитет, который присущ государству так же, как экономический и другие действующие на территории страны суверенитеты (территория – это пространственный предел действия государственного суверенитета) и таможенную юрисдикцию, если рассматривать их с точки зрения сферы действия, которые при этом неразрывно связаны с политико-правовыми категориями таможенная территория и таможенная граница.
В международном праве под государственной территорией понимают часть земного шара, которая является национальным достоянием народа, включая в себя сушу с ее недрами, воду и воздушное пространство над ними, и которая полностью находится под суверенитетом государства. Это положение является одним из общепризнанных принципов международного права, исключения из принципа суверенитета государства над своей территорией допускаются только с его согласия. Согласно ст. 4 Конституции России суверенитет Российской Федерации распространяется на всю его территорию. При этом следует учитывать, что суверенитет прибрежного государства в территориальном море осуществляется с учетом норм международного права. Согласно положениям п. 3 ст. 2 Конвенции ООН 1982 г. «суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права». Данные положения в первую очередь относятся к праву мирного прохода, широко признанного в законодательной практике государств.