В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государства. Территориальное верховенство включает в себя и юрисдикцию государства, то есть проявление законодательной, исполнительной и судебной власти в полном объеме на всей территории страны, а за ее пределами (экстерриториальная юрисдикция) она носит строго целевой и ограниченный по объему характер. В данном случае используется понятие «юрисдикция» в широком смысле. В строгом смысле слова «юрисдикция» означает полномочия органов и должностных лиц государства давать правовую оценку фактам, разрешать споры о праве, рассматривать правовые вопросы.
Содержание таможенной юрисдикции Российской Федерации составляют:
– исключительное право Российской Федерации осуществлять законодательное регулирование в сфере таможенного дела (согласно п. «ж» ст.71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации). Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из Таможенного кодекса России и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения в области таможенного дела могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела[42];
– исключительное право Российской Федерации по наделению федеральных органов государственной власти функцией по реализации таможенного дела в Российской Федерации (Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли; ФТС России);
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). Таможенное дело относится исключительно к ведению федеральных органов государственной власти и непосредственно осуществляется таможенными органами России, составляющими единую систему, в которую входят: Федеральная таможенная служба (ФТС России); региональные таможенные управления (РТУ); таможни; таможенные посты.
Таможенные органы, непосредственно занятые процедурами таможенного оформления и таможенного контроля морских судов и перемещаемых на них грузов представлены в Дальневосточном регионе 9-ю таможнями (Амурская, Ванинская, Владивостокская, Камчатская, Магаданская, Находкинская, Сахалинская, Хасанская, Чукотская таможни.) и 37-ю таможенными постами.
– общественные отношения в области таможенного дела регулирование которых находится в ведении Российской Федерации. В морском таможенном пространстве это отношения, связанные с установлением порядка и правил перемещения морских судов и перевозимых на них грузов через таможенную границу Российской Федерации; осуществления таможенного оформления и таможенного контроля морских судов и грузов, перемещаемых этими судами; применения таможенных режимов к морским судам.
Один из признаков, характеризующий юрисдикцию Российской Федерации в области таможенного дела, – территориальный. Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела над таможенной территорией[43]. Часть 1 ст.2 ТК РФ говорит о том, что территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации, что отсылает нас к ст.67 Конституции Российской Федерации, согласно которой территория Российской Федерации включает в себя сушу, недра, акваторию (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации[44].
В научной литературе встречается мнение как о необоснованности включения в таможенную территорию Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, так и о необоснованном распространении таможенной юрисдикции на данные объекты. «….Режим таких территорий (исключительная экономическая зона) определяется международным конвенционным правом и предусматривает распространение на них лишь ресурсной юрисдикции государства (за исключением случаев, когда такие острова признаются государственной территорией)»[45]. По мнению С.В. Халипова, «… при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны, которая должна рассматриваться как таможенная граница РФ (согласно ч.2 ст. 3 ТК РФ 1993 г.), не требуется подавать таможенную декларацию, заявлять избранный таможенный режим, а также проходить иные таможенные формальности, обязательные при прибытии товара на государственную территорию РФ. Представляется обоснованным, по аналогии с государственной территорией Российской Федерации, не относить к таможенной территории исключительную экономическую зону, что вовсе не уменьшает ее правовую защищенность[46]. Между тем ч.2 ст.60 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.[47] устанавливает исключительную юрисдикцию прибрежного государства над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными эксплуатируемыми и используемыми в исключительной экономической зоне, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил. Эти положения Конвенции нашли свое развитие в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 191 –ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации[48]». Часть 4 ст. 5 этого Закона предусматривает юрисдикцию Российской Федерации над искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных иммиграционных законов и правил. В части 3 ст. 5 Федерального закона от 30.11.1995 № 187 – ФЗ «О континентальном шельфе[49]» говорится о том, что Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных иммиграционных законов и правил.
Самый распространенный и имеющий наибольшее практическое применение вариант разрешенного международным правом расширения таможенной юрисдикции государства - институт прилежащей зоны в международном морском праве.
Рассмотрев территориальный признак таможенной юрисдикции, необходимо раскрыть понятие таможенной территории. При этом термин «таможенная территория» не может рассматриваться в отрыве от термина «таможенная граница», поскольку территория и граница - неразрывно связанные понятия. В самом общем виде таможенная граница есть граница таможенной территории.
Глава 2 Генерального приложения к Киотской конвенции 1973 г. содержит следующее определение таможенной территории - «Это территория, на которой применяется таможенное законодательство Договаривающейся стороны».
Можно встретить несколько точек зрения на правовую сущность таможенной территории. Все мнения, как предлагает С.В. Халипов, необходимо рассматривать с учетом: 1) исторического периода времени, когда излагались взгляды на правовую сущность таможенной территории (В.Г. Храбсков, Т.Е. Усенко сформировали свои взгляды в 70-е гг. XX в.; А.Н. Козырин и К.К Сандровский в 90-е гг.); 2) целей, для которых исследовался правовой статус таможенной территории (законодательное закрепление понятия, исследование пространственных аспектов таможенного регулирования).
В настоящее время в Российской Федерации таможенная территории совпадает с государственной, за исключением территорий, находящихся за пределами государственной границы и не являющихся государственной территорией – искусственных островов, установок и сооружений, находящихся в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации. По мнению К. К. Сандровского, «дело в том, что территория государства во всех случаях такого рода не изменяется, она сохраняет свои физические объемы и географические измерения - изменяется (расширяется или сокращается) только сфера действия таможенного законодательства данного государства, выходящего иногда за рамки собственно территории, в данном случае термин «таможенная территория» может приобретать тот же смысл, что и «условная территория» (например, применительно к морским судам в открытом море)»[50].