Система валютного контроля достаточно успешно реализовывалась в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой Зеландии, Ирландии, Испании и во многих других государствах.
Системы валютного контроля, ограничивающие валютные операции с использованием административных мер, в настоящий момент функционируют, например, в Венгрии, Чехии и Словакии. В Греции и Португалии до настоящего момента существуют ограничения на операции, связанные с движениями капиталов. В Польше контроль за полнотой репатриации валютной выручки осуществляют уполномоченные банки при наличии либеральной заявительной системы открытия счетов резидентами за границей.
Таким образом, можно говорить о широком спектре тактических подходов при организации валютного контроля, которым может воспользоваться государство.
Необходимо отметить, что даже в случае формальной отмены валютного контроля, как правило, осуществляется хотя бы статистическое наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов, зачастую при этом используются механизмы ранее применявшиеся в валютном контроле (Германия, Япония). Эти же механизмы государства задействуют и для реализации задач, связанных с борьбой с «отмыванием грязных денег», чему в настоящий момент мировым сообществом уделяется чрезвычайно серьезное внимание.
Учитывая наиболее развитые механизмы валютного контроля, предлагается остановиться на рассмотрении опыта Бельгии и Франции в данном направлении.
2. Организация валютного контроля в Бельгии.
Система валютного контроля Бельгии функционировала в период с 1955 по 1990 гг. Ее основой стал так называемый «двойной валютный рынок», т.е. применение различных форм и методов регулирования текущих валютных операций и операций, связанных с движением капиталов.
Национальный банк Бельгии (БНБ) регламентировал операции на рынке текущих валютных операций, в том числе путем поддержания курса национальной валюты (только для целей текущих операций).
Операции, связанные с движением капиталов, осуществлялись на "нерегулированном" "свободном" рынке. Таким образом, риски осуществления «капитальных» операций из-за влияния рыночных факторов значительно превышали риски регулируемого рынка.
Основной орган валютного контроля – Бельгийско-Люксембургский институт валютного контроля (ИВК), которому парламентом Бельгии были делегированы серьезные полномочия. ИВК имел собственный бюджет, в который зачислялось 0,2% от суммы каждой сделки. Сотрудникам института было предоставлено право на осуществление расследований незаконных валютных операций и передачу материалов в судебные органы. В то же время имелась возможность не передавать дела в суд в случае, если нарушитель признавал свою вину и добровольно уплачивал штрафы.
Большая роль отводилась уполномоченным банкам, осуществляющим основную техническую роль по контролю за репатриацией валютной выручки.
Задача таможенных органов Бельгии сводилась к необходимости представления в ИВК таможенных деклараций, подтверждающих перемещение товаров через границу. Уполномоченный банк, в свою очередь, в случае осуществления валютных операций, связанных с организацией расчетов по внешнеэкономической сделке заполнял специальный формуляр, фиксируя основные условия платежа, позволяющие отнести данную операцию к разряду текущих или капитальных. Отчетность направлялась банками в ИВК в 3-х видах – при осуществлении расчетов, связанных с экспортом, импортом и транзитными поставками. Таким образом, банки контролировали направление проводимой операции в тот или иной сегмент валютного рынка, а участники ВЭД получали возможность либо использования льготного курса при осуществлении текущих операций, либо рыночного курса на рынке капитальных операций (разница достигала 2%).
ИВК помимо контрольных функций выполнял роль аналитического центра, обрабатывая данные таможенных органов и банков.
Система «двойного валютного рынка», при ее громоздкости и реальной возможности принятия (уполномоченными банками) субъективных решений, в то же время позволяла сделать привлекательным для иностранных инвесторов рынок капитальных операций, поскольку на данном сегменте валютного рынка завышенный курс позволял получать серьезную прибыль уже только за счет курсовой разницы.
Необходимо отметить, что при развитой системе контроля валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью и основанной на сопоставлении данных таможенных органов и банков, эффективность контроля услуг была чрезвычайно мала и основывалась только на доверии к уполномоченным банкам.
3. Организация валютного контроля во Франции.
В период с 1939 по 1989 гг. во Франции существовала одна из наиболее развитых и детально проработанных глобальных систем валютного контроля. В зависимости от складывающейся экономической и политической обстановки в указанное время наблюдались колебания от введения чрезвычайно жестких административных мер до почти полной их либерализации, вплоть до отмены контроля при осуществлении текущих валютных операций.
Ужесточение системы валютного контроля наблюдалось в периоды с 1939 по 1967 гг., май – октябрь 1968 г., октябрь 1968 г. – август 1969 г., 1973-1974 гг., 1981 г. Постепенное ослабление контроля, начиная с 1983 г. было завершено его отменой в конце 1989 г. Однако следует отметить, что законодательство Франции позволяет в случае необходимости в любой момент вновь ввести в действие как отдельные элементы валютного контроля, так и систему в целом.
Система валютного контроля Франции охватывала все виды валютных операций и распространялась на территорию Франции и государств, использующих французский франк в качестве национальной валюты («зона франка»), при этом особое внимание уделялось следующим вопросам:
¾ обязательная репатриация валютной выручки с ее 100% продажей за национальную валюту;
¾ осуществление всех видов валютных операций только через уполномоченные банки;
¾ осуществление валютных операций только после обоснования их необходимости в строго регламентированном порядке;
¾ контроль за валютообменными операциями, перемещением через границу валютных ценностей и национальной валюты;
¾ строгая регламентация операций, связанных с движением капиталов, включая осуществление как иностранных, так и французских инвестиций.
Непосредственная реализация контроля во Франции после 1969 г. была возложена на следующие органы:
1. Министерство финансов.
¾ Казначейское управление (разработка стратегических направлений в области валютного регулирования и контроля, контроль инвестиций);
¾ Главное таможенное управление (контроль за валютными операциями «коммерческого» характера, а также неторговыми операциями, связанными с перемещением через границу иностранной валюты, национальной валюты, ценных бумаг, платежных документов и фондовых ценностей в иностранной и национальной валюте, драгоценных металлов и камней; осуществление мероприятий по выявлению нарушителей и применению к ним санкций);
¾ Страховое управление (контроль за валютными операциями, связанными с исполнением договоров страхования).
2. Национальный банк Франции – «Банк де Франс» (регламентация и контроль операций финансового характера в иностранной и национальной валюте – кредиты, ссуды).
3. Уполномоченные банки или «избранные посредники» (контроль за исполнением валютных операций, осуществляемых через банки).
4. Министерство промышленности (вопросы патентования и приобретения нерезидентами французских промышленных предприятий).
Таким образом, во Франции вопросами валютного контроля в пределах своей компетенции занимался целый ряд уполномоченных органов валютного контроля, однако в виду серьезных объемов именно внешнеторговой деятельности основную «полицейскую» роль выполняли таможенные органы Франции, структурно входящие в состав Министерства финансов.
Основу контроля «коммерческих» операций (включая операции, связанные с предоставлением услуг) составляла двухуровневая схема:
¾ контроль уполномоченными банками («избранными посредниками»);
¾ контроль таможенными органами (в этих целях были созданы специальные подразделения).
Роль банков была чрезвычайно важна, поскольку все валютные операции осуществлялись только через них и имелась возможность предотвратить нарушение на стадии предварительной проверки операций. Предполагалась большая степень доверия к банкам, которые обязаны были информировать таможенные органы о всех нарушениях действующего законодательства.
В целях организации валютного контроля при осуществлении экспортных и импортных поставок товаров обязательным условием было «банковское домицилирование», то есть проведение всех расчетов по сделке только в конкретном уполномоченном банке по выбору клиента. В банке заводилось дело о домицилировании, которому присваивался специальный номер. Указанный номер в обязательном порядке фиксировался в едином административном документе (аналог ГТД) при таможенном оформлении товаров в целях дальнейшего направления данных о перемещении товаров через границу в банк-домицилиат. Одним из основных элементов непосредственного контроля было сопоставление банками таможенных документов и информации о реальных движениях валютных средств на счетах своего клиента.
Данные о любом нарушении установленных правил банк в обязательном порядке направлял в таможенные органы для проведения необходимого расследования и применения к нарушителям санкций.