Смекни!
smekni.com

Билеты по теории гос-ва и права (стр. 1 из 16)

1. Место и функции теории гос-ва и права в системе социальных наук. Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым, - не может обойти такие важнейшие элементы социума, как право и гос-во. Социальная наука – формирует определенную систему взглядов на гос-во, личность и общество. ТГП – является для всех социальных наук базой данных. Теория – это наука о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования гос-ва и права. Значение теории государства и права легче выявить через ее функции: Онтологическая функциятеории государства и прававыражается в изуче­нии вопросов о бытии, его принципах, структуре, применительно к госу­дарству и праву это вопросы генезиса государства и права (то есть происхож­дения и становления), их взаимовлияния (роль государства в развитии права), а также их настоящего и будущего. Гносеологическая функциятеории государства и правазаключается в изу­чении природы познания государства и права, выработке определенных те­оретических конструкций для совершенствования данного вида познания. Суть методологической функциитеории государства и права - в выработ­ке приемов, способов, с помощью которых изучаются государственно-правовые явления. Эвристическая функциязаключается в открытии новых явлений, законо­мерностей в сфере государства и права. Идеологическая функцияреализуется путем обобщения и приведения в систему идей, касающихся государства и права, которая влияет на правосоз­нание общества и тем самым косвенно регулирует общественные отношения. Практически-организаторская функциятеории государства и правазак­лючается в том, что она вырабатывает практические рекомендации, кото­рые используются в государственном строительстве и при разработке пра­вовых норм. Политико-управленческая функцияреализуется при использовании дос­тижений теории государства и права в государственном управлении. Прогностическая функциявыражается в том, что на основе накоплен­ного теоретического материала в сфере государства и права можно прогно­зировать тенденции развития, будущее государства и права.

9. Монархия как форма правления. Понятие и признаки.Форма правления представляет собой структуру высших органов гос-венной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма гос.правления дает возможность уяснить: 1) как создаются высшие органы гос-ва и каково их строение; 2) какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими гос.органами; 3) как строятся взаимоотношения между верховной гос.властью и населением страны; 4) в какой мере организация высших органов гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы гр-нина. По указанным признакам формы гос.правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная гос-венная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы правления являются: 1) существование единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); 2) наследственный порядок преемственности верховной власти; 3) представительство гос-ва монархом по своему усмотрению; 4) юридическая безответственность монарха. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой гос.правления. В буржуазном же обществе сохранились в основном формальные черты монархического правления.

Виды монархий: 1) Абсолютная – верховная гос-венная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору. 2) Конституционная – власть монарха значительно ограничена представительным органом, ограничения определяется конституцией, утверждаемой парламентом. 4) Парламентарная – верховная власть принадлежит парламенту, власть монарха символична 5) Дуалистическая – гос.власть носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.2. Понятие, основные признаки и сущность права. Право и закон. Право – есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются гос-вом, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают гос-венным регулятором общественных отношений. По своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей. Признаки права: 1) системность, означающая, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм; 2) право есть мера, масштаб свободы и поведения человека; 3) нормативность права – означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью; 4) гос-венная обеспеченность, означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с гос-венной деят-стью; 5) формальная определенность – означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.); 6) право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях; 7) право не тождественно закону. Закон-ство выступает одной из форм выражения права. Право и закон. Смысл различения права и закона обусловлен двумя взаимосвязанными факторами: 1) необходимостью разграничения и противопоставления права и произвола; 2) необходимостью установления соответствия закона объективным требованиям права. Представители же традиционного правопонимания, отождествляющие право и закон, считают, что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества. При таком понимании права последнее обязательно лишь для подвластных. Сама же законодательная власть в своей деят-сти руководствуется только процедурными нормами. Провозглашая идею господства закона и законности, сторонники традиционного правопонимания не учитывают главного: объективного критерия правомерности и справедливости этих законов и законности, соответствия их требованиям права, их отличия от произвола властей и несвободы подвластных.

4. Типы права (формационный и цивилизационный подходы).

Существует 3 подхода определения типа права: 1) Формационный (Маркс) – в основе лежит экономический фактор и общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и являющийся важнейшей ступенью поступательного развития человечества. Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип гос-ва и права – рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену системы производственных отношений – экономического базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с ней соответствующего типа гос-ва и права. Так, общепризнано, что смена рабовладельческой общественно-экономической формации феодальной влечет за собой возникновение и развитие феодального типа гос-ва и права. В свою очередь появление вслед за феодальной капиталистической общественно-экономической формации обусловливает появление и развитие капиталистического гос-ва и права. 2) Цивилизационный (Сорокин, Тойнби) – совокупность духовных ценностей (духовный, культурологический). За основу берутся не материальные, социальные или иные им подобные элементы, а исключительно духовные, культурные факторы. Понятие цивилизации в наиболее развернутом виде было сформулировано англ. историком А.Тойнби. Цивилизация определялась в виде относительно устойчивого состояния общества, которое отличалось общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков. Характерными особенностями цивилизаций являются продолжительность их существования, охват обширных территорий и распространение на огромное число людей. Сравнивая цивилизационный подход с формационным, следует обратить внимание на два таких его существенных изъяна, которые ставят под сомнение саму возможность, а главное эффективность использования цивилизационного подхода. Это, во-первых, весьма существенная неопределенность понятия «цивилизация», а во-вторых, изначальная направленность «цивилизации» на классификационную характеристику высокоразвитых обществ и их объединений, а не на типологию гос-тв и правовых систем. 3) Собственно-юридический подход – реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. – это единая политическая организация общества, кот. распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.

Признаки: 1) Территориальная определенность, наличие четко обозначенных гос-венных границ – гос-во осуществляет охрану данных границ от нападений извне; 2) Тесная, устойчивая связь населения с офиц.властью в виде гражданства или подданства (подданные не имеют к гос-ву никаких прав); 3) наличие публичной власти, которая выделена из общества и с этим обществом не совпадает. Публичная власть состоит из особых отрядов вооруженных людей (армия, полиция, милиция, тюрьмы, суды, весь чиновничий аппарат правообеспечительных органов); 4) Обязательные платежи в бюджет – налоги, штрафы, пени, пошлины и сборы; 5) Суверенитет: внутренний (независимость от внутренних угроз), внешний (независимость от внешних угроз); 6) Наличие правовых норм.