Введение
В данной курсовойработе я постаралсярассмотретьособенностивзаимоотношенийгосударства,права и морали.На протяжениимногих вековэтот вопросволновал лучшиеумы человечества.И сейчас он непотерял своейактуальности,потому что этипонятия являютсяважнейшимифакторами общественнойэволюции,непременнымиспутникамисовременногообщества. Отих взаимодействиязависит нетолько развитие, но и само выживаниечеловечества.
Государствои право каксоциальныеинститутысуществовалине всегда . Если«естественноеобщество»возникаетвместе с появлениемдревнего человека( homo habelis- “человекумелый” ) около 2 млн. лет назад, а «гражданскоеобщество» - споявлениемчеловека современноготипа ( homo sapiens -«человек разумный») примерно 40 тыс.лет назад , товпервые государствои право возниклив Египте непозднее 5 тысячлет назад.Следовательно,длительноевремя обществообходилосьбез государстваи права , и строилосвои взаимоотношенияпри помощиобычаев и нормморали. Возникновениегосударстваи права былоследствием действия закона возрастающего разнообразиядеятельностилюдей, которыепреследуютцели реализациисвоих разнообразныхпотребностей.Возрастающеемногообразиепотребностей и форм деятельноститребовало ихинтеграциии регуляции.Так, на сменупримитивнымформам организации и регуляциижизни человека,какими былипервобытноестадо, род, племя, союз племен,приходили болеесовершенныеи сложные. Имистали государствои право. Поэтомус точки зрениямеханизма, т.е.набора правил,средств и институтов,с помощью которыхорганизоваласьи регулировалась жизнедеятельностьчеловека можновыделить дваэтапа в развитии человеческогообщества: 1) обществобез государства(догосударственное общество и 2)общество сгосударством ( государственноорганизованноеобщество) .Необходимотакже отметитьчто, каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы -- это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности- это требования, обращенные к человеку извне.
Видимо, нетоснованийпроводитьводоразделмежду индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер,и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми.Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований.В конечном счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг,которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.
Элементами морального регулирования являются:
идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве;
система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.
Можно с полнойуверенностьюсказать, чтомораль являетсякак бы прародительницейи государстваи права, и чтоотвечать народнымчаяниям можеттолько тогосударственноеустройство,в котором иправо и моральнаходятся втеснейшемвзаимодействии.
I . Определениегосударства, права и морали
Сдревнейшихвремен людейинтересовалвопрос, чтотакое государствои что такоеправо и мораль.Интересовал,прежде всего,потому, что государство,право и моралькак и в древнеми в современноммире, так илииначе, касаютсякаждого человека.
Чтоже такое государство?Есть два значенияэтого слова,во-первых, страны,т.е. политико-географическогообразования,во-вторых,организацииполитическойвласти, системыинститутоввласти.
Понятие"государство"связанно сдвумя болееширокими понятиями- "общество ивласть".
Общество- это общностьлюдей на определеннойтерритории,характеризующаясяэкономическими духовнымединством ицелостностьюорганизациижизни.
Главнаячерта обществазаключаетсяв том, что онопредставляетсобой системуразумных существ,т.е. "особыйсамостоятельныйсоциальныйорганизм,охватывающийвсе населениена той или инойтерритории.
Выделяютсядве разновидностиобщества:
1. неразвитыеобщества, т.е.общества с ещене сложившимися,не утвердившимисяэкономическими,политическими,социальными,духовнымиотношениями,институтами.
развитыеобщества, т.е.с уже сложившимися,сформировавшимисяотношениями,и институтами.
Существенноделение обществаи на такие двегруппы:
общества,в которыхнеобходимыеединство иорганизованностьдостигаютсяв основном засчет внутреннихэкономическихи духовныхфакторов(демократическиеобщества);
общества,в которыхнеобходимыеединство иорганизованностьдостигаютсяв основном врезультатеиспользованиядействующейвнешней силы- власти (недемократическиеобщества (савторитарнойи тоталитарнойвластью)).
Из этоговытекает значениепонятия власть.
Власть- это отношениегосподстваи подчинения,при которыхволя и действияодних лиц(властвующих)доминируютнад волей идействиемдругих лиц(подвластных).
Определяющейчертой властиявляется возможностьодних людей,организацийгосподствоватьнад другимиорганизациямии людьми, надих воле и действиями.
Власть призванаслужить обществу,обеспечиватьего целостность,служить личности,обеспечиватьи охранятьправа и свободыграждан.
Есть дверазновидностивласти:
естественнаявласть – в семье,в обществахпо интересам;
власть,которая «навязывается»,выступает каквнешняя сила– в партиях, вобщественныхобъединенияхи т.д.
Особовыделяетсяполитическаявласть, котораяявляется«аппаратной»,т.е. осуществляетсячерез аппаратвласти, институтыорганизованногогосударственногопринуждения.
Само посебе возникновениегосударствавыражает вхождениечеловеческогообщества вцивилизацию,т.е. обретениеим качествсаморегулирующейсясистемы, развивающейсяна своей собственнойоснове. Важнейшейособенностью,характеризующейгосударствов условияхцивилизации,движение ксвободе – постепенноутверждающаясяавтономияличности,экономическаясвобода, основаннаяна частнойсобственности,участие личностив управленииобществом(народовластиев тех или иныхформах).
По мересовершенствованияцивилизации,роста и упрочениядемократиигосударствопревращается из простого,из «просто»организацииполитическойвласти, изпримитивного,«варварского»принудительно-репрессивногообразованияв политическоеобщество,организованное,где властьфункционируетв комплексесо всеми институтамивласти, государствав соответствиис принципомразделениявластей.
Историческийпроцесс идетот несовершенного,неразвитогогосударства,выступающегообычно какдиктаторскаягосударственнаявласть, к развитомугосударству,где регулируютсянародовластие,экономическаясвобода, свободаличности.
Вместе с этойосновнойзакономерностьюв развитиигосударства,может бытьотличен и ряддругих:
«уход»государстваот экономики,все большееего отделениеот хозяйственнойжизни, от выполненияфункций собственника;
развитиеконституции,институтови правовыхмеханизмов,сдерживающихполитическуювласть, вводящихее в четкоочерченныерамки, в строгийправовой режим;
все большеепреобладаниереспубликанскойформы правления;
эволюцияв формах и методахдеятельностигосударственныхорганов, ихвсе большееподчинениезакону, нравственным,гуманным началам.
Развитиегосударствав любую эпохунеотделимоот развития(иногда противоречиво)всего общества,его экономики,культуры, морали,духовной жизни. В передовыхдемократическихстранах в областиполитико-государственнойжизни все большеезначение приобретаюттакие тенденции:
государствовсе большестановится«государствомчеловека», вкотором человек,его неотъемлемыеправа и свободы,нравственно-духовные,гуманитарныеосновы егобытия выдвигаютсяна первое место;
все общество,а не толькогосударство, выступает вкачестве правового;
утверждаютсяи все болееразвиваютсяинститутылиберальнойдемократии– парламентариум,свободныевыборы, муниципальноесамоуправлении;
усиливаетсяв условияхневмешательствагосударствав экономику,в частноправовыеотношениясоциальнаяориентация,в его деятельности;
возвышаетсянезависимоеправосудие,обеспечиваетсячерез неговсесторонняязащита человека,его прав и свобод.
Такимобразом, можносделать следующийвывод: Государство– это политико-территориальнаясувереннаяорганизацияпубличнойвласти, располагающаясоциальнымаппаратом вцелях осуществленияуправленческо-обеспечительной,охранительнойфункций, способнаяделать свойвеления обязательнымидля населениявсей страны, государство– продукт истории,выстраданнойчеловечеством,ее опыта, ееошибок. По мереразвития историипозитивныйпотенциалгосударствавсе более иболее раскрывается.Поэтому, в условиядемократиисовершенствованиеи укреплениегосударстваво всем комплексеего институтов– единственное,естественноеи оптимальноенаправление,по которомудолжна идтиполитическаяжизнь современногообщества.
Развитие государства,его совершенствованиеи укрепление,осуществляется, так, чтобы вовсем комплексеего институтоввсе болеереализовывалисьначала демократии,экономическаясвобода, свободаличности – этозакономерныйпроцесс, отвечающийнуждам человечества.
Очень частов нашей жизнимы встречаемсясо словом «право»,прекраснопредставляясебе, когдаречь идет оморальном илиюридическомправе. Юридическиеправа – этоправа четкоопределенные,записанныев законе, устойчивые,защищаемыеособеннымигосударственнымиорганами.
Под термином«право» понимаетсяобоснованная,оправданная,свобода иливозможностьповедения,которая признаетсяв обществе.Есть еще и другиезначения этогослова: 1) всмысле обычныхправ – свободыили возможностиповедения,основаннойна обычаях,т.е. нормах, вошедшихв привычку.
2) в смысле моральныхправ – свободыили возможностиповедения,основаннойна принципахдобра и справедливости.
3) в смысле корпоративныхправ – свободыили возможностиповедения,основаннойна уставныхи иных положениях,которые действуютвнутри общественных,негосударственныхобъединениях,организаций,партий.
4) вюридическомсмысле – свободыили возможностиповедения,называемойсубъективнымправом, основаннойна законе, иныхофициальныхисточниках.
Но и в юридическомсмысл «право»имеет два значения:
субъективноеюридическоеправо –свобода ивозможностьсубъекта,конкретноголица, на юридическиобеспеченное поведение.
объективноеправо –здесь термин«право» близокк терминам«закон»,«законодательство»,и имеется ввиду не свободаи возможностиповедения, анечто «объективное»в обществе –юридическиенормы, выраженныев законах, иныхисточниках,либо в целом(Российскоеправо), либокак часть(гражданскоеправо).
В каждомполитическиорганизованномобществе нарядус правом вюридическомсмысле существуетестественноеправо, котороеохватываеттакие правакак: право нажизнь, правона свободу,право на равныйэквивалентпри товарномобмене.
Права,относящиесяк естественным,существуютнезависимоот того, закрепленыони где либов законе илинет, они непосредственновытекают изестественногопорядка вещей,из самой жизни,из существующихв обществеэкономических,духовных и дажеестественно-природныхфакторов.
В отличиеот естественногоправа, правов юридическомзначении предстаеткак позитивноеправо, выраженноев законе, в другихисточниках.Как позитивноеправо оно:
создаетсялюдьми, общественнымиобразованиями,законодателями,судами, самимисубъектамиправа и т.д.является результатомих творчества,целенаправленнойволевой деятельности.
существуетв виде закона,иных источников,т.е. особой внешневыраженнойреальности(а не просто ввиде мысли,идеи).
Существуеттри способаформированияи существованияпозитивногоправа: обычноеправо, правосудей, правозаконодателя.
Обычноеправо –историческипервая, наиболеетесно связаннаяс самой жизньюформа позитивногоправа.
Правосудей –судебное решение,посвященноеопределенномулицу, конкретномуделу, можетстать образцом,примером(прецедентом)для подобныхже жизненныхслучаев. Такимпутем формируетсяправо судей,т.е. прецедентноеправо.
Правозаконодателя(право закона)– формированиепозитивногоправа путемпрямой деятельностигосударственныхорганов, какправило, высших,по мере развитиядемократии– представительных.
Сущностьправа заключаетсяв регулированииобщественныхотношений вусловии цивилизации,в достижениина нормативнойоснове такойстабильнойорганизации,организованностиобщества, прикоторой регулируетсядемократия,экономическаясвобода, свободаличности. Высшееобщественноепредназначениеправа – гарантироватьв нормативномпорядке свободув обществе,утверждатьсправедливость,создаватьоптимальныеусловия дляразвития вобществеэкономическихи духовныхфакторов, исключаяпроизвол исвоеволие вобщественнойжизни. По своимисходным началамправо призванобыть стабилизирующими умиротворяющимфактором. Именнов этом заключенаважнейшаясторона правовогорегулирования.
Основныефункции правав соответствиис его предназначениемтаковы:
регулятивная– упорядочениеобщественныхотношенийпутем закреплениясуществующихобщественныхсвязей и порядкови обеспеченияактивногоповедения техили иных субъектов.
охранительная– установлениемер юридическойзащиты и юридическойответственности,порядка ихвозложенияи исполнения.
Такимобразом, право,как и государствопризвано служитьлюдям, обществу,обеспечиватьего нормальнуюжизнь.
Наиболееобщими признакамиправа являются:
1.Общеобязательнаянормативность– нормы правараспространяютсвое действиена территориювсей страны,на все население.
2.Выражение нормв законах ииных признаваемыхгосударствомисточниках– юридическиенормы, это строгаявнешняя реальность,независимаяот усмотренияотдельных лиц.
3.Действиечерез дозволениечерез субъективныеправа – признак,который раскрываетособенностиправа как «права»выделяет егоиз других норм,действующихв обществе.
Государственнаяобеспеченность- признак,свидетельствующийо том, что общиеправила, которыепризнаютсягосударствомв качествеправовых,имеют поддержкусамой мощнойсоциальнойсилы - государственнойвласти. Из всеговышеперечисленногоможно сделатьвывод, что Право- это системаобщеобязательныхнорм, выраженныхв законах, иныхпризнаваемыхгосударствомисточникахи являющихсяобщеобязательнымкритериемправомерно-дозволенного(а также запрещенногои предписанного)поведения.
Моральтакже динамическаярегулятивнаясистема каки право. Ееисторическийпуть лежит отэквивалентныхначал: око заоко, зуб за зуб(и более крупно–«кровнаяместь» «мнеотмщение и азвоздам» и т.д.) до начал неэквивалентных- « ударят поправой щеке,подставь левую»,т.е. до началтерпимости( толерантности, как определяютэти начала ) ,прощения, покаяния,воздаяния зазло добром т.д.
Существуетнескольконаучных определении понятия морали:
Мораль- система историческиопределенныхвзглядов, норм,принципов,оценок, убеждений,выражающихсяв поступкахи действияхлюдей, регулирующихих отношениядруг к другу,к обществу,определенномуклассу, государствуи поддерживаемыхличным убеждением,традицией,воспитанием,силой общественногомнения всегообщества,определенногокласса либосоциальнойгруппы. Критерияминаших норм,оценок, убежденийвыступаюткатегориидобра, зла,честности,благородства,порядочности,совести. С такихпозиций даютсяморальнаяинтерпретацияи оценка всехобщественныхотношений,поступков идействий людей.Другое определениеморали даётизвестныйроссийскийправовед С.А.Комаров: Мораль(нравственность)- это взгляды,представленияи правила,возникающиекак непосредственноеотражениеусловий общественнойжизни в сознаниилюдей в видекатегорийсправедливостии несправедливости,добра и зла,похвальногои постыдного,поощряемогои порицаемогообществом,чести, совести,долга, достоинстваи т.д.
II. Соотношениегосударстваи морали
Вопросо соотношениигосударстваи морали оченьсложен, потомучто во многихслучаях этосовершеннопротивоположныевещи. С самоговозникновениясамого понятия«государство»,как властью,так и ученымизанимающихсяпроблемойтеории государстваи права, старательноподчеркивалось,что основа любого государственногоустройства– это моральныенормы общества.И ярким примеромтаких утвержденийможет служитьтеократическаятеория возникновения государства.Она рассматриваетгосударствокак Божий промысел,как Божий дарчеловечеству. И что законыгосударства должны основыватьсяна Божьих законах.А что такоеБожьи законы? Еслирассматриватьэто понятиес христианскойточки зрения,то они , а в частности Христовы заповеди,и есть нормыморали – своеобразныйкодекс нравственного поведения посланный Богомдля спасениялюдей, но к сожалениюпочти во всехслучаях этоне соответствовалодействительностии прикрываясьвысокими словамивласть строилаи развивалогосударствои право совсемдругими методами,совершеннодалекими отморали.
Ксожалению инаше до недавнейпоры могучеегосударствоне избежалотакого путив своем развитии,прикрываясьвысокими словами о коммунистическойморали, возведяпочти в положение закона « Моральныйкодекс строителякоммунизма» , на деле проводилополитику сильноотличающеюсяот провозглашенныхприоритетов.Что и привелов конце концовк появлениюдвойной морали в обществе икак следствие к гибели государства, потому чтогосударство основывающеесяна нормах ложнойморали не можетсуществоватьбесконечнодолго. Но такжесуществуети совершеннопротивоположныйвзгляд на проблему взаимоотношения государстваи морали. Многиеизвестныеполитическиедеятели вообщеотрицали взаимосвязьгосударстваи морали. В частности У. Черчиль говорил «Государствоне имеет моралиа только интересы», но я считаючто это не совсемправильнаяточка зрения, хотя и не лишеннаяоснования. Ксожалениюавторы материалов, которыми япользовалсяпри написанииданной курсовойработы уделяютмало внимания,такой я бы сказалважной темекак соотношениегосударстваи морали, большеподчеркивая взаимосвязь между государствоми правом, правоми моралью. Новсе же преждечем перейтик более детальномурассмотрениюэтих положений,я бы хотелподчеркнуть, что если государстводействительнохочет благоденствиядля своих граждан, оно должноставить моральныенормы в основусвоей политики,придерживаясьположенийхристианско-демократическойконцепциигосударства,которые основанына уникальностии самоценностикаждого человека,его уважениясо стороныгосударства, заботе каждогогражданинаоб обществе,личности игосударстве,а также помощи со стороныгосударстватем, кто самостоятельноне может себяобеспечить: инвалидам,безработным,детям, пожилымлюдям.
III.Соотношениеи взаимодействиегосударстваи права
Традиционнов науке по вопросуо соотношениигосударстваи права различалисьдва подхода.Первый исходитиз приоритетагосударства над правом.Согласно этомуподходу праворассматривалоськак продуктгосударственнойдеятельности,как его (государства)следствие.Такой подходимел широкоераспространениев отечественнойюридическойлитературе.Считалось, кпримеру, чтоправо находитсяв подчиненномотношении кгосударству.Фактическимусловием дляданного подходаслужила политическаяпрактика, склоннаявидеть в правенекий придатокгосударства.Теоретическойпредпосылкойявлялосьформально-догматическоеотношение кпонятию правакак совокупностинорм, издаваемыхгосударством.
Другойвзгляд на соотношениегосударстваи права утвердилсяв русле естественно-правовыхвоззрений.Сторонникитак называемойшколы естественногоправа, выводившиепонятие государстваиз общественногодоговора, исходилииз ограничениягосударствомправа, что, поих мнению, вытекалоиз нерушимостиестественногозакона и неотчуждаемостиоснованныхна нем субъективныхпубличных правиндивида. Спозиции данногоподхода правупринадлежитбезусловныйприоритет всравнении сгосударством.Право возникаетдо образованиягосударства.Оно старшегосударства,никакое государствои никакая властьне есть первоначальныйисточник права.
Естьи третья точказрения нарассматриваемуюпроблему, позволяющаяв определенноймере интегрироватьвзгляды сторонниковотмеченныхпозиций и в тоже время избежатькрайностейв оценке связигосударстваи права.
Согласноэтому подходусвязь междугосударством и правом неимеет стольоднозначногопричинно-следственногохарактера,государствопорождает правоили из праварождаетсягосударство.Она (связь) видитсяболее сложнойи носит характердвустороннейзависимости:государство и право другбез друга немогут существовать,а значит, междуними имеетсяфункциональнаясвязь.
Рассматриваемыйподход позволяеттем самым выявитьглубинные связимежду государствоми правом, избежатьодносторонности,понять, чтодает правогосударству,и в то же времявыяснить истиннуюроль государствав обеспеченииправа. Анализтакого родазависимостейимеет принципиальноважное значениедля всей общественнойпрактики.
Признаниедвустороннегохарактера связимежду государствоми правом позволяетисключитьинтерпретациюданного вопросав духе узконормативногоподхода к пониманиюправа («правоисходит отгосударства»и т.п.). В то жевремя при данномподходе рольгосударствапо отношениюк праву ненивелируется,как это вытекаетих некоторыхконцепций такназываемогоширокогоправопонимания.Государственныйнигилизм втакой же мереопасен, какнигилизм правовой.Связь государстваи права представляетсяиной: государствоне порождаетправо, не производитего, а является,с одной стороны,зависимой,подчиненнойему силой, а сдругой – мощнымсредством,поддерживающими усиливающиммощь права, егопотенциал вобщественнойсистеме. Государствоиспользуетправо в качествесредства управленияобщественнымипроцессами,но лишь в тоймере, в какойсамо право емуэто позволяет.
IV.Воздействиегосударствана право
Государствоявляетсянепосредственнымфактором созданияправовых установленийи главной силойих осуществления.Государственнаявласть имеетконструктивное значение длясамого бытияправа как особоинституциональногообразования.Она присутствуетв праве и какбы проникаетв самую сутьправа.
Государствоопекает право,используетего потенциалдля достиженияцелей государственнойполитики. Втоже времявлияние государствана право неследует абсолютизироватьи рассматриватьв духе воззрений,признающихправо исключительноинструментом(средством)государства,его признакомили атрибутом.Не толькогосударство,но и право обладаетотносительнойсамостоятельностью,собственными,внутреннеприсущими емузакономерностямиформированияи функционирования,из чего следует,что право имеетпо отношениюк государствусамостоятельноезначение. Еслии допустиморассматриватьправо в качествеинструментагосударства,то лишь с отговоркой,что и государство в той же мереявляется инструментомпо отношениюк праву.
Наиболееощутимое воздействиегосударствана право проявляетсяв сфере правотворчестваи право реализации.Право формируетсяпри непосредственномучастии государства.Однако государствоне столькоформируетправо, сколькозавершаетправо-образовательныйпроцесс, придаваяправу определенныеюридическиеформы (нормативныйюридическийакт, судебныйили административныйпрецедент идр.). В этом смыслегосударствоне являетсяего (права)начальной,глубиннойпричиной. Государствосоздает правона институциональномуровне. Причиныже возникновенияправа коренятсяв материальномспособе производства,характереэкономическогоразвития общества,его культуре,историческихтрадицияхнарода и пр.Недооценкаэтого принципиальноважного положенияведет к тому,что единственными определяющимисточникомправа признаетсягосударственнаядеятельность.Именно в этоми заключалсяосновной порокюридическогопозитивизма.Государствопризнавалосьучредителемправа, в буквальномсмысле считалось,что оно творитправо.
Врядли можно согласитьсяс имеющимираспространениев юридическойтеории взглядами,согласно которымобразованиеправа рассматриваетсяв полном отрыве(изолированно)от государства.Вне и помимоконструктивнойдеятельностигосударствасуществованииправа какинституционного образованиянемыслимо.Вместе с темроль государствав правообразовательномпроцессе достаточноспецифична.По настоящемугосударствовмешиваетсяв правообразовательныйпроцесс лишьна определенныхего стадиях.Отсюда творческаяроль государствав отношенииобразованияправа заключаетсяв следующем.
В осуществленииправотворческойдеятельности.Государствов соответствиис познаннымизаконамиобщественногоразвития,закономерностямистихийногоправогенезаопределяетпотребностьв юридическойрегламентациитех или иныхотношений(деятельности),определяет наиболеерациональнуююридическуюформу (закон,акт исполнительнойвласти и др.)и учреждаетобщие нормы,предавая имавторитетомгосударственнойвласти формально-юридический,всеобщий характер.В буквальномсмысле этоозначает, чтогосударствоустанавливаетнормы права.
Всанкционированиигосударствомнорм, которыене имеют (неносят) прямогогосударственногохарактера. Длянекоторыхправовых системтакой способ«производства»права являетсяпреобладающим.Так, образованиемусульманскогоправа характеризовалоськак раз тем,что государствосанкционировалоглавным образомте нормы, которыебыли выработанымусульманскойдоктриной. Изистории праваизвестны случаи,когда положениям,выработаннымправовой доктринойили появляющимисявследствиетолкованияприменяемойнормы, государствопридавалообщеобязательноезначение.
В признанииюридическиобязательнымирегуляторамиповедения,фактическисформировавшихсяи существующихотношений исвязей (соответствующихим видов деятельности),вследствиечего эти связии отношенияполучают юридическоезначение. Такимобразом формируетсятак называемоеобычное ипрецедентноеправо, которыепризнаютсяв качествеобщих нормположениянормативныхдоговоров.
Государство,таким образом,обеспечиваетразвитие всейсистемы источниковправа. Сообразуясь с социально-экономическимипотребностями,политическойситуацией вобществе, государствов значительноймере оказываетвлияние навыбор типов,государственно-юридическихсредств обеспеченияправомерногоповедения. Вэтом смыслеможно сказать,что государствоуправляетправовой средойобщества,обеспечиваетее обновлениесоответственнодуху времени.
Достаточнозначимойпредставляетсяроль государствав обеспеченииреализацииправа. Историческийопыт убедительносвидетельствуето том, что внеи помимо государстваиспользованиеего ресурсов,осуществлениеправовых установленийбыло бы вообщеневозможно.Назначениегосударствакак раз и проявляетсяв том, что оносвоей деятельностьюпризвано создаватьфактические,организованныеюридическиепредпосылкидля использованиягражданами,их организациямипредоставленныхзаконом возможностейв целях удовлетворениясамых разнообразныхинтересов ипотребностей.
Активностьгосударства– необходимоеусловие утвержденияправовых началв общественнойжизни. Государствообязано проявлятьэту активность,иначе оно несоответствуетсвоему предназначению,вследствиечего государственнаявласть утрачиваетлегитимныйхарактер.
Государство,далее, обеспечиваетохрану праваи господствующихправовых отношений.Государственноепринуждениеявляется постоянносуществующейгарантией,которой подкрепляетсяправо. За нимвсегда стоятсила, авторитетгосударства.Уже сама угрозагосударственногопринужденияохраняет право.Тем самымупрочиваетсяправопорядок,создается режимнаибольшего благоприятствованиядля конструктивныхдействий социальныхсубъектов.
Государство,следовательно,способствуетраспространениюправа в социальномпространстве,оно обязываетучастниковобщественныхотношенийдействоватьпо праву, исключатьпротивоправныеподходы в достиженииобщественнозначимых результатов.
Несомненно,объективносуществуетпределы воздействиягосударствана право. И преждевсего это обусловленорегулятивнымпотенциаломсамого права,возможностямигосударства,его структуробеспечитьдействие правав данныхсоциально-экономическихи политическихусловиях.
Государствоне может такжеиспользоватьправо в противоречиис его истиннымназначением.Важна по этойпричине научнообоснованная,эффективнаяюридическаяполитика государства,позволяющаянаиболее рациональнои в интересахобщества использоватьправовойинструментарий.
V.Воздействиеправа на государство
Вспециальнойлитературепроблеме влиянияправа на государствоуделено маловнимание. Междутем государствонуждается вправе не меньше,чем право вгосударстве.Зависимостьгосударстваот права проявляется:1) во внутреннейорганизациигосударстваи 2) в его деятельности.
Историческийопыт доказывает,что для своегосуществованиягосударство,как организация,нуждается вправе. Правооформляетструктуругосударстваи регулируетвнутренниевзаимоотношенияв государственноммеханизме,взаимоотношениямежду его основнымизвеньями.Посредствомправа закрепляютсяформа государства,устройствогосударственногоаппарата,компетенциягосударственныхорганов идолжностныхлиц. Право создаетюридическиегарантии противвозможнойузурпациивласти однойиз ветвей власти.Таким образом,отношениемежду государственнымиструктурамиполучают правовоерегулирование,превращаютсяв правоотношения.
Спомощь праваопределяютсяместо, роль,функции частейгосударственногомеханизма, ихвзаимодействиес другими органамии населением.Упорядочиваявнутри организованные связи государства,право позволяетобеспечитьрациональноеустройствоструктурыгосударства.Нормативно-юридическиеакты правоустановительногохарактераформируютгосударствокак системус развитыморганическимпостроением.Тем самым правосоздает юридическиепредпосылкидля эффективнойработы всехзвеньев государственноймашины.
Известныдва метода,посредствомкоторых государствонавязываетсвою волю обществу:метод насилия,присущийтоталитарнымгосударствам,и цивилизованноеуправлениесоциальнымипроцессамис помощью правовогоинструментария.Такой методорганичноприсущ государствамс развитымдемократическимрежимом. Следовательно,современноедемократическоегосударствоне может внеи помимо праваосуществлятьсвою деятельность.Право составляетнеобходимуюсторону, аспект,свойствогосударственнойдеятельности.Такое качествоприсуще праву,поскольку ононезаменимокак обще-социальныйрегулятор иего использование обусловленообъективнымифакторами,находившимисявне государства.Право навязываетсягосударствув силу необходимости,поэтому онов принципе неможет пренебречьправовой формой.Государствобез ущерба дляобщества неможет манипулироватьправом илиосвободитьот него.
Обобщенноможно отметитьряд направлений,характеризующих организующуюроль права вотношении кгосударству:
Правовоздействуетна государствопри его взаимоотношенияхс населением,отдельнойличностью.Государствовоздействуетна гражданчерез правои в границахправовых требований,в свою очередьи гражданевоздействуютна государствос помощью права.Ценность праваизмеряетсяглавным образомтем, в какоймере оно обеспечиваети обеспечиваетли вообщегармоничноеи прогрессивноеразвитие личностии расширениеее свободы. Сэтой точкизрения ценностьправа если иобусловленасвязью с государством,то лишь в тоймере, в какойсамо государствопоставленона службу праву.
Праволегализуетгосударственнуюдеятельность,обеспечиваетдозволенностьохранительныхи принудительныхмер государства.Государственнаядеятельностьпосредствомправа вводитсяв строгие рамкиюридическихтребований,приобретаетюридическуюформу.
Посредствомправа определяютсяграницы деятельностигосударства,обозначаютсяпределы вмешательствав частную жизньграждан.
Правозакрепляетспецифическиеинтересы нацийи народностейи тем самымвоздействуетна государственнуювласть в еевзаимоотношенияхс нациями инародностями.
Правоваяформа обеспечиваетвозможность осуществлениядейственногоконтроля задеятельностьюгосударственногоаппарата и темсамым создаетюридическиегарантииответственногоповедениягосударстваперед населением.
Правовыступает всовременных условиях языкомобщения государстване только снаселением,но и с другимигосударствами,мировым сообществомв целом.
Право(и только оно)является основнымсредствомлегитимациигосударственногопринуждения.Право определяетоснования,пределы и формыгосударственногопринуждения.
Итак,государствокак сувереннаявласть не можетсуществоватьи функционироватьвне права. Концепциягосподстваправа (правовогогосударства)как раз исходитиз того, чтоправо в интересахличности, обществав целом связывает,ограничиваетгосударство.Оно выступаетмощным ограничителемгосударственногопроизвола. Вуказанномсмысле правовыступает каксила, способнаяподчинитьгосударство.Образно говоря,право выступаетнад государствомдля того, чтобыгосударство не встало надобществом.
Всовременныхусловиях связывающаяроль права вотношениигосударстваусиливается.При этом наблюдаетсяследующаязакономерность:чем точнееправо отражаетобъективныепотребностиобщественногоразвития, темв большой мереоно связываетгосударство.Активностьгосударствав этом случаене подавляется.Напротив, онарасходуетсярезультативнои исключительнов интересахобщества иотдельнойличности. Толькобудучи связаннымс правом, государствоможет действоватьсвободно, азначит, соответствуетсвоему историческомупредназначению.
VI. Взаимосвязьправа и морали
Особое местов формированиидуховного мираличности, еёсознания икультуры, активнойжизненнойпозиции, принадлежитправу и морали,которые являютсяважнейшимисоциальнымирегуляторами,включеннымив системуобщественныхотношений,целенаправленновоздействующимина преобразованиясознания личности.Право и мораль- важнейшиеэлементы человеческойкультуры, всегдавыступающиев тесном взаимодействии,характер которогоопределяетсяконкретно-историческимиусловиями исоциально-классовойструктуройобщества. Такоевзаимодействиеобъективнообусловлено,так как генезиси реальноебытие праваи морали определяютсяедиными сферамиобщественныхотношений, вкоторых развёртываютсясложные и подчаспротиворечивыесвязи данныхсоциальныхрегуляторов.
Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубокомвзаимопроникновенииправа и морали.Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга врегулированииобщественныхотношений.Объективнаяобусловленностьтакого взаимодействияопределяетсятем, что правовыезаконы воплощаютв себе принципыгуманизма,справедливости,равенствалюдей. Другимисловами, законыправовогогосударствавоплощают всебе высшиеморальныетребованиясовременногообщества.
В регулировании общественных отношений право также взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали,с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений,обстоятельства по конкретному,юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных,а также многих гражданских и уголовных дел. Как форма общественного сознания, система отношений и норм - мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания,раньше государственной организации общества. Обычаи,мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе. В морали выражены представления людей о добре,зле, справедливости,достоинстве,чести, милосердии.Нормы морали– продукт исторического развития человечества.Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия,справедливости,счастья людей.На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения,другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими условиями жизни общества.В развитии человечества отмечается нравственный прогресс,возрастание нравственной культуры. Однако нравственноеразвитие человечества претерпевает определенные противоречия.Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так,как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принципморали - это основные начала,исходные требования,охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм,регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях.Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании,приобретают качество убеждения,сливаются с его чувствами.
История развития цивилизации свидетельствует,что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права,что право должно быть нравственным,законы должны быть справедливыми и гуманными.
Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека– юридическое выражение его свободы и достоинства.Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью,признанное законом. На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui»- «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права,юстиции и морали.В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности.Связь права и морали находит выражение и в теории права,в интерпретации ряда юридических проблем. Например,имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать,исходя из органической взаимосвязи права и морали.В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости,гуманности.Закон может оказаться не соответствующим этим социально-филосовским и этическим категориям.В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако,различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу,следует исходить из презумпции:закон есть право. Это укрепляет престиж закона,правопорядок и общественную нравственность.
На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов.Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан,способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением,составной частью самосознания,жизненной позиции человека.Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений,выполнение требований ном права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством,расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.
Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, «столкновения» между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений.
Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чаще всего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и способов лечения. Так, получившеев последнее время широкую огласку дело «доктора Смерти»является показательным примером «столкновения» между нормами морали и права.Умерщвляя безнадежнобольных смертельной болезнью людей по их просьбе, он, с одной стороны прямо нарушает закон,но с другой стороны избавляет больных, как от физических, так и психических мучений, что, несомненно, соответствует морали и нравственности
VII. Общиечерты праваи морали
Право и мораль имеют общие черты, свойства.Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей.
Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели –согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Их единство, как и единствовсех социальныхнорм цивилизованногообщества,основываетсяна общностисоциально-экономическихинтересов,культуры общества,приверженностилюдей к идеаламсвободы исправедливости.
Что же общегомежду правоми моралью?
Право и мораль:
ите, и другиеявляютсянадстроечнымиявлениями надэкономическимбазисом и обществом;
имеютобщую экономическую,социально-политическуюи идеологическуюоснову;
имсвойственнаобщая цель:утверждениеобщечеловеческихценностей вобществе;
онисостоят изобщих правилповедения,выражающиеопределеннуюволю, т.е. направленына установлениеи поддержаниена необходимомуровне дисциплиныи порядка вобществе;
имеютнормативныйхарактер, и втех, и в другихприсутствуютсанкции, обеспечивающиенегативныепоследствиядля нарушителейнормы;
представляютсобой средстваактивноговоздействияна поведениелюдей
VIII.Отличительныеособенностиправа и морали
Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит,из норм установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах , то естьв отличии отморали правосуществует в письменномвиде. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации.
Мораль охватываетобласть отношенийболее широкую,нежели сфераотношений,регулируемаяправом. Многиевзаимоотношениялюдей в быту,коллективе,семье являютсяобъектамиморали, но неподлежат правовомурегулированию.Содержаниенорм правахарактеризуютсябольшей конкретностью,в правовыхнормах в рядеслучаев предусматриваютсявесьма подробныедетали, связи.В правовыхнормах выраженгосударственныйподход к оценкеконкретныхобщественныхотношений.Моральныетребованияотличаютсяболее широкимсодержанием,дают большийпростор длятолкованияи применения.Например, моральосуждает всевиды обманаи лжи.
В праве же осуждениеконкретизируютсяприменительнок отдельнымвидам неправомерногообмана. Отличиенорм права отморали проявляетсятакже в характерегарантий выполненияэтих норм. Требованияморали и прававыполняютсябольшинствомлюдей добровольнов силу пониманияих справедливости.Нормы моралиисполняютсяв силу личнойубежденности,привычек человека.Внутреннимгарантом мораливыступаетсовесть человека,а внешним –общественноемнение. «Дляменя моя совестьзначит больше,чем речи всех»,-утверждал знаменитыйдревнеримскийполитик и ораторЦицерон.
Право, моральимеют в качествеспецифическойгарантии исполнения,авторитет исилу властигосударства,обеспечиваютсяпри необходимостимерами государственногопринуждения.Следовательно,нормы праваи морали вопределенныхслучаях опираютсяи на меры принуждения.Но характермер принужденияи способ ихосуществленияв праве и моралиразличны.
В сфере моралипринуждениевыступает вформе общественногомнения, воздействиясоциальнойобщности, коллектива.Общество вслучае совершениячеловекомаморальногопоступка определяетмеру моральногоосуждения,воздействия.Моральные нормыне регламентируютзаранее конкретныемеры и формывоздействия.В качествеодной из мерморальноговоздействияможет бытьосуждениепоступка человекана собранииколлектива,нравственноепорицание,предупреждение,исключениеиз общественнойорганизации.В случае правонарушениясоответствующиеправоохранительныеорганы обязаныпринять надлежащиемеры, предусмотренныезаконом.
Нарушение нормправа предполагаетстрого определенныйпроцессуальныйпорядок привлечениявиновного лицак юридическойответственности.Нарушение жеморальных нормтакого порядкане предполагает.
Различие междуправом и моральюпроявляетсяв оценке мотивовповедения лица.Право предписываетнеобходимостьвсестороннейоценке поведениячеловека,совершившегоправонарушениеили преступление.Но с правовойточки зрениябезразлично,какими мотивамируководствовалсячеловек в конкретномслучае, еслиего поведениепо своим результатамбыло правомерным,законным. Сточки зренияморали, важновыявить стимулы,мотивы человека,его намеренияв выборе определенногоповедения,являющегосяправомерным.
Заключение
С помощью правагосударстводобиваетсяутвержденияв сознанииграждан, всегонаселенияобщечеловеческих,прогрессивныхнорм морали,борется снесправедливостью,злом и пороками.Гражданскоеи уголовноесудопроизводствопризвано укреплятьзаконность,воспитыватьлюдей в духеуважения кправу, закону,справедливыми законныминтересамличности иобщества,государства.
Анализируясоотношениеправа и морали,можно заключить,что выполнениеправовых нормв значительноймере обуславливаютсятем, в какоймере они соответствуюттребованиямморали. Нормыправа не должныпротиворечитьположительнымустоям общества.Вместе с темтребованияобщественнойморали непременноучитываютсягосударственнымиорганами приразработкенормативныхактов государства.
Воздействуяна правовуюжизнь общества,мораль способствуетукреплениюобщественногопорядка. Служебнаяфункция мораливо взаимодействиис правом выражаетсяв том, что моральвозвышаеткачество правовогои в целом всегообщественногопорядка. Этоможно проследитьна действииправовогоположения «Все,что не запрещенозаконом – разрешено»в регулированииобщественногопорядка. Реализациюэтого принципанельзя пониматьабсолютно, втом смысле, чточеловек долженруководствоватьсялишь названнымпринципом. Всознании индивидаесть такиефакторы, какответственность,совесть, честь,достоинство,долг, которыепроникают вправосознаниелица, взаимодействуютс ним, корректируютего правовоеповедение. Вусловиях становлениярынка в нашейстране совершенствуетсяправовая основачастной собственности,договорныхотношений.Частный интерес,предпринимательскаяинициатива,прибыль всебольше обретаютприоритетноезначение.Утверждаетсяи совершенствуетсяпредпринимательскаяэтика. Средипринципов,исповедуемыхв предпринимательскойдеятельности,важное местозанимает суждение:«Прибыль вышевсего, но честьвыше прибыли».В этом суждениинаходит выражениеморальноесознаниецивилизованногопредпринимателя.
Право должноспособствоватьутверждениюидеалов добраи справедливостив обществе.Судебные идругие правоприменительныеорганы обращаютсяпри определенииюридическихмер к моральнымнормам, а некоторыеправовые нормынепосредственнозакрепляютморальныенормы, усиливаяих юридическимисанкциями.Через правоосуществляетсяохрана моральныхнорм и нравственныхустоев.
Эффективностьправовых норм,их исполнениево многомобусловливаетсятем, на сколькоони соответствуюттребованиямморали. Чтобыправовые нормыработали, они,по крайнеймере, не должныпротиворечитьправилам морали.Право в целомдолжно соответствоватьморальнымвзглядам общества.
Всякое нарушениенорм праваявляется аморальнымпоступком, ноне всякое нарушениеморальных нормявляетсяпротивоправнымдеянием. В некоторыхслучаях правоспособствуетизбавлениюобщества отустаревшихморальных догм.
В заключениихочется выразитьнадежду, чтов новом векеРоссия наконецто станет правовымгосударствомна деле, а нена словах, гдегосударство,право и моральбудут находитсяв тесном взаимодействии и в которомвысшей ценностьюстанет человеки его права.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Теория государстваи права. Учебник /под ред. М.М.Рассолова, В.О. Лучина,Б.С.Эбзеева М. :Юнитидана 2000г.
2. Венгеров А.В.Теория государстваи права. Т.1. М.:Юристъ., 1996
3. Общая теорияправа и государства:Учебник / Подред. В.В.Лазарева–
М. Юрист,1996
4. Теориягосударстваи права: Курслекций в 2-х томах/ Под ред. ПрофессораМ.Н. Марченко– М. Юридическийколледж МГУ,1995г.
5. Агешин Ю.А.Политика, Мораль,право. М., 1982
6. ДробницкийО.Г. Понятиеморали: историко-критическийочерк М., 1974
7. Лукашева Е.А.Право, мораль,личность. М.,1986.
на тему :«Государство,право, мораль»
Введение1 стр.
I. Определениегосударства,права и морали2 стр.
II.Соотношениегосударстваи морали8 стр.
III.Соотношениеи взаимодействиегосударстваи права9 стр.
IV. Воздействиегосударствана право11 стр.
V. Воздействие права на государство14 стр.
VI. Взаимосвязьправа и морали16стр.
VII.Общиечерты праваи морали19стр.
VIII.Отличительныеособенностиправа и морали20стр.
Заключение22 стр.
Литература24 стр.