Смекни!
smekni.com

Монография Л.А. Тихомирова Монархическая государственность (стр. 7 из 7)

При монархии необходимо привлечение к управлению общественных сил, то есть сочетание бюрократических сил с общественными. «Введение общественных сил в государственное управление имеет две главные формы: 1) создание учреждений на почве общественного и сословно-классового управления, и 2) привлечение общественных представителей в общий круг государственного управления». Народное представительство в монархии - орудие общения монарха с национальным духом и интересами. В монархическом национальном представительстве важно не число депутатов, а доброкачественность представительства, его компетентность и его всеобъемлемость.

Рассматривая понятия личности, свободы и права, автор указывает на то, что монархическая власть сама есть создание этического принципа, и через это в самой себе не может не сознавать государственного значения личности, как носительницы этического начала. «Истинная монархия в своей идее заключает все данные и для охраны политических прав. Только для этого нужно сильное развитие ее политического самосознани. (…) В монархии личность ставит Верховной властью не свою волю, а волю своего идеала. Таким образом, и в монархии личность гражданина входит в состав Верховной власти». Гражданин монархии тесно связан с Верховной властью, потому что слит с нею всецело, поскольку является носителем того же идеала, верховенство которого создает монарха. Отсюда у подданного монархии являются политические обязанности, которые сами собой предполагают политические права. По мнению автора, условия, при которых может быть осуществляема свобода и право в монархическом государстве следующие:

1) правильная выработка личности,

2) развитой социальный строй,

3) сочетанная система управительных учреждений и высших правительственных учреждений,

4) разумная законодательная регламентация личных и политических прав.

Разум в политике связывает государственные вопросы дня с вопросом о целой жизни нации, о ее исторических судьбах. Таким образом, выделяются национальные цели политики; общие задачи созидания нации, как развитие материальных и духовных сил; территориальные, экономические цели политики. Одним из важнейших вопросов исторической политики являются внутренние отношения различных племен и национальностей в одном государстве. В идеале должно происходить слитие всех народностей государства в одну великую нацию. Рассматривая международное и мировое существование наций, автор выделяет идею всемирного государства. «Общечеловеческая идея вырабатывается и осуществляется в значительной степени именно благодаря соперничеству нескольких равноправных государственных типов, которые не дают друг другу застыть, почить на лаврах и погрузиться в "китайскую" неподвижность. Единая на весь мир власть - это сила страшная, которая может положить конец всякому дальнейшему развитию человечества, а стало быть, положить начало его прогрессивному замиранию и отупению».

Говоря о международных правах государства, автор указывает на то, что Верховная власть и ее государство, обязаны заботиться об интересах своей нации и о поддержании этих интересов в мире среди других народов.

В заключении Тихомиров рассматривает судьбы монархического принципа. История государств мира была в течение тысячелетий связана по преимуществу с монархическим принципом. «Будущее человечества, по мнению современников, связано с принципом демократии». Однако монархия в идее имеет все преимущества перед демократией и аристократией. «Вероятнее всего, монархия снова и явится всемирной деятельницей прогресса. (…) Будущее монархического принципа в современных культурных странах определяется более всего тем, какое окончательное направление возобладает в миросозерцании культурного мира».

Подводя итог рассмотрения труда Л.А. Тихомирова следует отметить следующее. «Первенствующее значение монархического принципа" основывается на том, что "свойства, требуемые от верховной власти, совершенно совпадают с природными свойствами монархии: прочная власть, единство власти, нахождение вне партий и частных интересов, высокая степень нравственной ответственности, уверенность в своей силе, дающая мужество на противодействие всем случайным веяниям, способность к обширным преобразованиям и т.д." Из этого напрашивается вывод о том, что всякое правление тяготеет к монархии.

Концепция государственности Л.А. Тихомирова является единой, стройной системой. Многочисленность же доводов, привлекаемых Тихомировым из различных наук и противоположных по содержанию учений, объясняется тем, что его защита монархии исходила из того, что эта форма правления наиболее полно отвечает объективным задачам государства вообще. В рамках изложенной схемы, любые приводимые Тихомировым мнения в пользу государства тем самым косвенно оборачивались доводами за монархию.