Французские правовые обычаи, записи которых сохранились с 5 века, формировались под сильным влиянием римского и канонического права либо обычного права древнегерманских племён. Однако со временем французские обычаи приобрели самостоятельный и противоречивый характер, что и привело к попыткам объединения правовых обычаев, если не на всей территории Франции, то по крайней мере на территории её больших исторических областей.
Наряду с правовыми обычаями среди источников права в 17-18 веках получают роль законы, издававшиеся королевской властью. Среди них огромное значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера. Известное, хотя и значительно меньшее, влияние на кодификацию французского права в период правления Наполеона, а тем самым и на дальнейшее развитие законодательства во Франции оказали нормы обычного права, прежде всего собранные в «Обычаях Парижа».
Составители наполеоновских кодексов удачно использовав многовековой опыт французского права совершили в сфере правового регулирования большие преобразования, которые оказались настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве других стран либо послужили ориентиром при подготовке соответствующих кодексов.
В современной системе источников права центральное место занимают Конституция Французской Республики 1958 года, Декларация прав человека и гражданина 1989 года, а также содержащаяся там преамбула к Конституции 1946 года.
Среди законодательных актов, издаваемых французским парламентом, особую роль играют «органические» законы, которые дополняют важнейшие конституционные положения. «Обычные» законы – акты парламента – регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу «обычных» законов относятся и кодексы, выполненные в традиционной наполеоновской манере. Изменения в эти кодексах также вносятся посредством издания соответствующих законов, если законодательство не предусматривает иного.
Действующая конституция 1958 года допускает широкие возможности правового регулирования путём издания актов исполнительной властью.
Наряду с классическими кодексами в 20 веке получила широкое распространение практика издания «консолидированных» законодательных актов по отдельным крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты также именуются кодексами, они отличаются от «классических» тем, что могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредствам «регламентарных» актов. Сейчас во Франции насчитывается несколько десятков таких кодексов – о труде, дорожный, налоговый, таможенный и др.
Определённую роль в качестве источников права во Франции в наши дни играют правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В определённых случаях эти постановления носят не только рекомендательный, но и обязывающий характер при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.
б) Правовая система Германии.
Основы правовой системы Германии были заложены после объединения в 1867 году ряда государств под главенством Пруссии в Германскую империю. При этом довольно длительное время, до издания соответствующих обще германских законов, в Германской империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в неё княжеств. За основу были взяты законы Пруссии, Баварии и Саксонии. Большое влияние на развитие законодательства оказали Прусское земельное уложение 1794 года и Баварский уголовный кодекс 1813 года. На оккупированные в своё время Наполеоном территории государств, вошедших впоследствии в состав Германской империи огромное влияние оказал Гражданский кодекс Франции. При подготовке проектов обще германских законов их составители учитывали также нормы общего права, ведущих своё происхождение от римского, канонического права и правовых обычаев древних германцев.
Определяющее значение в системе действующего законодательства Германии имеет конституция ФРГ 1949 года. В этом документе подробно регулируются взаимоотношения федерации и всех входящих в её состав 16 земель, а также определена система и структура органов власти.
В законодательной сфере решающая роль принадлежит федерации, а на долю земель остаётся регулирование вопросов в соответствии со своей компетенцией, относящейся к культуре, к образованию и т.д.
При толковании законов в Германии в отличие от многих других стран большое значение придаётся материалам комиссий по подготовке соответствующих актов.
Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются постановления, издаваемые на основании закона федеральным правительством, федеральными министрами или правительствами земель.
Судебная практика в Германии традиционно не считалась источником права. Ныне в Германии признаётся важная роль Федерального конституционного суда и других высших судебных инстанций, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве.
Теперь можно подвести итоги по романо-германской правовой системе. Эта система основана на проверенных временем традициях римского частного права и обладает в достаточной степени определённостью и систематизированностью. Российская Федерация также принадлежит к романо-германской правовой системе (хотя некоторые учёные выделяют славянскую правовую систему и относят к ней и Россию)..
5.Мусульманское право.
Главным источником права в мусульманских государствах и по сей день, являются религиозные писания: Сунна, Коран и т.д.
Мусульманское право как система образовалось еще в VII-X вв. в Арабском Халифате. Основное содержание мусульманского права, вытекающие из ислама правила поведения верующих и наказания (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний. Мусульманское право распространяется только на мусульман. Но все равно, даже в тех странах, где мусульмане есть основной частью населения, оно дополняется законами и обычаями, кодифицируется и модифицируется в связи с возникающими новыми общественными отношениями. Вследствие этого выполняется религиозное мусульманское право и право мусульманских государств.
В 1869г. в качестве гражданского кодекса Османской империи была издана Аль-Маджала. Она также действовала на территории Турции до 1926 г., Ливана до 1932 г., Сирии до 1949., Ирака до 1951 г. Сейчас ее действие частично сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре.
«Во второй половине XIX века в мусульманских странах были применяемы уголовные, торговые, процессуальные и другие законодательства, частично на основе рецепции права западноевропейских стран. Мусульманское право играло роль регулятора семейных, наследственных и некоторых других отношений».
Отличительной чертой мусульманского права является то, что оно представляет собой одну из многих сторон религии ислама, которая устанавливает определенные правила и объект верования, а также указывает верующим на то, что можно делать, а что нельзя. Так называемый путь следования («Шар» или «Шариат») и составляет само мусульманское право, а оно-то уже и диктует мусульманину правила поведения в соответствии с религией.
«В основе мусульманского права лежит четыре источника:
1) Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;
2) Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;
3) Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульман;
4) Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям предается законный, общественный характер.
Интересным фактом является то, что нормы шариата выполняются населением мусульманских стран и воспринимаются как обязательные правила поведения Сфера мусульманского права, как идеологического фактора оказывается значительно шире, нежели рамки применения его конкретных нормативных предписаний.
С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же на первом месте. В отличие от христианства, которое отделилось от государства еще в XVI-XVII веках после буржуазных революций, ислам и по сей день является государственной религией. Ислам как система общественно-религиозных взглядов соединяет в себе элементы: религиозный культ и свод духовно-этических определений; система норм, регулирующих социально-экономическую структуру общества; общие принципы государственного устройства.
В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса (Иджма) и аналогии (Кияс). Мусульманские юристы и богословы считают, что регулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так и этическая стороны общественной жизни, отношения граждан, как между собой, так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освещенные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писаной конституции, а ее место занимает Коран.
Еще со времен зарождения у мусульман средневековой государственности в ее основе лежат два главных принципа: совещательность (бурс, когда правители принимают решения коллективно), и суверенитет шариатских законов. Принцип совещательности, заложенный в Коране, не получил своего юридического закрепления в институтах средневекового государства, а потому и не приобрел обязательного характера. Что касается соблюдения шариатских норм или «божественного» законодательства, то это всегда являлось непременным условием легитимизма любой государственной власти.