1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. Предмет теории права и государства является достаточно сложным образованием, и составляющую его проблематику можно определенным образом сгруппировать. Исследование предмета теории права и государства предполагает характеристику: а) сущности права и государства; б) общих черт, присущих праву и государству любого типа и любой системы; в) общих закономерностей генезиса (происхождения) права и государства; г) типов и форм права и государства; д) общих закономерностей, принципов, механизмов развития и функционирования права и государства; е) общих закономерностей связи права и государства друг с другом и другими социальными явлениями; и др. Нужно заметить, что к предмету теории права и государства относится и проблематика, связанная с ее “самопознанием” - с характеристикой ее предмета, метода, места в системе наук и т. п. Сложность предмета теории права и государства определяется и тем, что он охватывает не только статические моменты (собственно право и государство), но и их динамику (в частности, процесс правового регулирования).
Метод в науке, в научной деятельности - это знание, с помощью которого добывается новое знание. В основе методологии (системы методов) общей теории права и государства лежит философия. В правовой методологии выделяют категорию специальных методов, к которым относят, формально-догматический метод (его называют также специально-юридическим, формально-юридическим) и метод толкования. Иногда к этой группе относят сравнительно-правовой метод. Важное место в методологии общей теории права и государства занимает метод сравнения. Сравнительный метод может быть синхроническим (синхронным) и диахроническим (сравнительно-историческим). Конкретно-социологический метод также олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований - социологию права, которая изучает “право в действии”: связи права с жизнью, эффективность государственно-правового регулирования. Метод аналогии, который лежит в основе и метода моделирования, и метода экстраполяции и др. В методологии правоведения еще не полностью оценен метод экстраполяции (распространения), который позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Существует несколько теорий происхождения государства:
- Теологическая - теория объясняющая возникновение божественной волей (Фома Аквинский)
- Патриархальная теория - государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи (Аристотель)
- Органическая теория - государство как организм, а законы - процессы человеческой психики Платон)
- Теория насилия. Известны Восточный путь возникновения государства 5 тысяч лет назад и Западный - классовое разделение власти
3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Вопрос о происхождении права и государства свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении права и государства. Мыслители различных времен и народов по разному объясняли и объясняют когда и в силу каких причин возникают государство и право. Одни считают что государство и право это вечные спутники человеческого общества поскольку они возникают одновременно с обществом и существуют до тех пор пока существует общество. По мнению др. исследователей (большинство) государство и право возникает не одновременно, а лишь на определенной ступени его исторического развития. Наиболее распространенными теориями происхождения государства и права являются: теологическая (теос греч. - бог), патриархальная, договорная, теория насилия, макрсистско-ленинская и др. Теологическая зародилась в глубокой древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья. Определенное распространение имеет и сейчас. Наиболее видным представителем этой теории является средневековый ученый-богослов Фома Аквинский 13 век. Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество а вместе с ним государство и право возникают одновременно и являются творением божественного разума. Все что существует на земле по воле бога. Государство и право вечны как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. Патриархальная теория (древняя) – её основоположниками были древнегреческие мыслители Платон и Аристотель 3-2 век до нашей эры. Согласно этой теории государство возникает в результате разрастания семьи. По мнению Аристотеля разрастание семьи ведет в начале к появлению поселений которые за тем преобразуются в государство. Согласно этой теории глава семьи – патриарх, становится главой государства – монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми – своими подчиненными. Патриархальная теория имела распространение в 17, 18 века. Русский философ – Михайловский. В настоящее время эта теория рассматривается как не вполне научная. Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё развитие получила в 17 –18 веках хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до нашей эры. Наиболее известными представителями были: Гроцель, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев. Согласно договорной теории государство – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав полученных от бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. По этому что бы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав. Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия. Основоположник теории внутреннего насилия является нем. философ Е. Дюринг. Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества которая не желает подчинятся воли большинства. Теория внешнего насилия – немец. мыслители Гумплович и Каутски. Согласно теории внешнего насилия государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим. Государство создается как аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью создается и право. Марксистская теория (классовая, экономическая) возникла в 19м веке основоположники Маркс и Энгельс. Энгельс ,,Происхождение семьи, частной собственности и государства» - Ленин полностью разделял. Советская наука и наука др. социальных стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксисткой теории государство и возникает как результат раскола общества на антагонистические классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественно исторический процесс развивающийся по своим собственны законам. С точки зрения Марксисткой теории развитие экономики в первобытном обществе привело к крупным общественным разделением труда (выделение пастушечьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются классом собственников (эксплуататоров) для удержания в повиновении, для подавления классов не собственников (эксплуатируемых).
4. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Сущность государства рассматривается как орудие неорганической власти, диктатуры господства класса.
В понимание сущности государства существуют два основных подхода классовый и надклассовый. Классовый подход в понимании сущности государства выражен в основном в марксистско-ленинской теории государства. Согласно марксистско-ленинской теории, государство есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Государство в марксистско-ленинской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых др. эксплуататорами. Другой подход – надклассовый, выражается в различных не марксистских теориях государства: теория правового государства, теория плюралистической демократии, теория государства благоденствия, теория элит, технократическая теория. Теории по разному раскрывают сущность государства, но не одна из этих теорий не рассматривает государство как орудие классового господства.
5. ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО ОТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ДОКЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА (ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА)
Экономика первобытного общества была основана на общественной собственности. Это было общество экономически равных. Развитие экономики шло по двум направлениям - совершенствование орудий труда и совершенствование организации труда. Структура. Основной единицей общества была родовая община.