Смекни!
smekni.com

Партии в политической системе общества (стр. 2 из 10)

• в Х1Х-ХХ вв. формируются современные массовые партии. Первой

массовой партией было основанное в 1861 г. Либеральное товари­щество регистрации выборов в Англии. В 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия - Всеобщий немецкий рабочий союз, осно­ванный Ф.Лассалем. Основными причинами появления массовых партий были:

• повсеместное распространение избирательных прав;

• развитие рабочего движения, организационное оформление рабоче­го класса. Необходимо отличать партии от других организаций, участвующих

в политической жизни по следующим признакам:

• партия характеризуется долговременностью действия своей органи­зации (в "смутные" времена создаются многочисленные "партии-однодневки", практически не играющие значительной роли в жизни общества);

• наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих по­стоянную связь с центром;

• стремление партии в одиночку или в блоке с другими организация­ми завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие;

• поиск поддержки у народа в ходе выборов или другими способами.

Важное место в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации (правовом признании). Известно, что многие партии в первой половине XX в. действовали на нелегальном положении. Про­цесс институционализации широко начался после второй мировой войны, многие коммунистические, социал-демократические партии были юридически признаны и вышли из подполья.

С новой силой проблема институционализации партий встала в результате политического взрыва в Восточной Европе и в процессе реформирования советского общества. В 1990 г. в нашей стране был принят специальный закон "Об общественных объединениях".

Институционализация партий предусматривает:

а) санкционирование места партий в публичной жизни;

б) условия деятельности партий в политической системе;

в) участие партий в избирательной системе;

г) способы представительства партий в органах государствен­ной власти;

д) финансирование деятельности партий из госбюджета. Пра­вовое закрепление такой практики широко распространено в Герма­нии, Швеции, Италии и ряде других стран. Здесь исходят из того, что партия, выполняя конституционные функции, способствует формиро­ванию здорового общества, а потому вправе получать государствен­ные дотации.

Сложность, неоднозначность феномена политической органи­зации порождает и неодинаковое противоречивое отношение к ее ин­ституционализации. В таких политических течениях, как анархизм, либерализм, неоконсерватизм, действует идущая от А.Бергсона, Р.Пеги, Л.Бона оппозиция воли к организации. Институционализация здесь рассматривается как негативное и нежелательное явление, как омертвление мысли и действия в заранее заданном порядке. Однако итеория и практика доказывают невозможность политического дей­ствия вне организации.

Показательным примером здесь может служить судьба воззре­ний Г.Маркузе. Как леворадикальный политолог, он приобрел извест­ность резкой критикой любых форм рационального руководства и любых форм организации. Однако в ходе столкновения движения "новых левых" (Г.Маркузе был их идеологом) с организованной силой политического аппарата буржуазии Г.Маркузе приходит к выводу, что те черты "нового левого" движения (постоянные конфликты, безответ­ственность суждений, неорганизованность и т.д.), которые он возводил в ранг достоинств, оказались губительными недостатками. Г.Маркузе признал необходимыми факторами политического действия контрор­ганизацию и контробразование.

1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности

В систему политологической терминологии понятие "полити­ческая культура" введено американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой в начале 60-х-годов нашего века1. Они подчеркивали ее дина­мичность, рассматривали ее как интериоризацию (постепенное преоб­разование внешних действий во внутренние действия) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов. Побудительным мотивом интереса к изучению политической культуры были события в странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом колониальной системы и выходом к самостоятельному полити­ческому творчеству народов, обладающих отличными от европейских стран традициями, культурой, началом государственности. Интерес к вопросам политической культуры шел от самой жизни, диктовался реально происходящими процессами.

В нашей стране интерес к проблемам политической культуры был разбужен указанием обществоведам со стороны КПСС заняться исследованием данной проблемы в середине 70-х годов, а с середикы 80-х годов этот интерес был продиктован самой жизнью.

Существуют глубокие основания для единства и взаимодей­ствия политики и культуры: и та и другая действую! в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осущест­вления власти, но в то же время само развитие культуры в значитель­ной степени зависит от политики. Например, политика в условиях реформирования общества способна серьезно деформировать содер­жание и функционирование всех сфер культуры. Однако факт единства, взаимодействия политики и культуры не означает их тождества: смысл политики

_______________

1. Основы политологии. Под ред. В.А. Мальцева, 1996, стр. 357

- в развитии и преобразовании власти, смысл культуры - в развитии и преобразовании личности.

Политическая культура служит каналом взаимодействия чело­века и политической власти. Ее основное назначение - вовлечение лю­дей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал: духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность того или иного качества стать элементом политической культуры определяется в первую очередь его значением для практической политической деятельности.

На характер, содержание и специфику политической культуры значительное воздействие оказывают региональные и исторические особенности страны.

Это выражается в свойственном данной модели сочетании, взаимодействии ее основных компонентов, в приоритете одних ценно­стей над другими.

Для Японии характерно, что здесь персональная лояльность значит для человека больше, чем лояльность к какой-либо организа­ции или политической программе. Для узбекской политической куль­туры характерно сочетание двух основных моделей поведения: с ори­ентацией на местные обычаи и нормы в сельской местности и на со­временные стандарты поведения в городских поселениях.

Известны различия в предпочтениях американцев и европей­цев: если 74% опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20% - равенства, то предпочтения европейцев равно­мерно распределены между этими двумя важнейшими ценностями.

Российская политическая культура продолжает оставаться на низком уровне, ее носители во многих случаях не владеют навыками решительного влияния на политику, впадают в апатию или истерию на поворотах исторической судьбы.

"Политическая невоспитанность россиян сказывается, между прочим, в неумении искать точных доказательств по спорным и важ­ным историческим вопросам, в наивном доверии к восклицаниям и выкрикам, к заверениям и клятвам заинтересованных лиц", - писал В.И.Ленин. Эти слова остаются актуальными и для нашего времени.

Политическая культура как многогранное явление включает в себя следующие элементы:

наличие определенного уровня знаний о политике в целом и в различных ее сферах;

умение давать самостоятельную оценку политическим явлениям, партиям, движениям и отдельным личностям;

способность участвовать в политической деятельности, выражать собственную позицию и волю как в сфере политической борьбы, так и политического компромисса, консенсуса;

умение управлять эмоциональной стороной политических действий, взвешенно и трезво оценивать как действия оппонентов, так и свои собственные.

Эти элементы могут носить как позитивный, так и негативный характер. Именно в этом значении они влияют на состояние всей по­литической системы или положительно, или отрицательно, что и по­зволяет утверждать, что политическая культура является составным элементом политической системы.

Роль политической культуры в совершенствовании полити­ческой системы можно представить в следующих тезисах:

- в длительные исторические периоды политическая культура модифицирует политическую систему;

- реально функционирующая в данном обществе политическая система отражает в себе историю его политической культуры;

- политическая культура относительно самостоятельна в своем функционировании, хотя и является подсистемой политической си­стемы.

Современное состояние общественного развития характеризу­ется острым противоборством политических сил, доходящим порой до кровавых конфликтов. В этих условиях возникает необходимость в изучении места и роли политической конкуренции, культуры ее составляющих. Конкуренция часто наделяется свойствами, ей не прису­щими, определяется как война всех против всех, как явление, не гну­шающееся никакими средствами. На самом деле конкуренция - это соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами, группами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. В современной теории демократии на Западе механизму соперничества политических партий, групп, лидеров отводится ведущая роль. "Элемент соперничества - ...сущность демократии", - писал И.Шумпетер в начале XX века, чьи идеи во многом определили разви­тие теории демократии в современной американской науке.