Смекни!
smekni.com

Правовое сознание (стр. 3 из 5)

ПРАВОСОЗНАНИЯ

Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) – сложное структурное образование, которое традиционно разделяют на два элемента: научное правосознание (правовая идеология) и обыденное правосознание (правовая психология). Их также можно определить как рациональные и эмоциональные структурные элементы.

«Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни». Роль главного и активного элемента в правосознании принадлежит правовой идеологии, как систематизированному, научно-обоснованному, теоретизированному отражению правовой действительности. Правовая идеология стремится выявить сущность, смысл природы права. Она служит своеобразным ориентиром, планом-программой действий, деятельности различных политических объединений, движений. Основу правовой идеологии должна составлять принятая, в данном обществе, система политических и правовых идей – государственно-правовая идеология. По мнению определенных авторов особенно актуальна эта проблема для России, а также и для Кыргызстана на современном этапе развития этих стран. Здесь правовая идеология должна опираться на принципы укрепления и защиты государства, отказа от

(6)Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988. С.173.

командно-административных методов управления.

Необходимо добиваться рационального сочетания интересов личности и общества.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации

Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важнейшими и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.(7)

«Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе». Эмоции органически включены в структуру сознания и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением.

Зачастую правовые чувства и эмоции возникают ранее правовых идей, и поэтому правовая психология в правосознании имеет как бы первичный характер. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Правовая психология – это наиболее несистемный, стихийный слой правового сознания, который выражается в отдельных реакциях человека на право; она является объективно-регуляторным явлением, включает в себя область без сознательного психического явления и процессы, обусловленные фактами действительности. Правовая психология участвует в формировании как правомерного, так и неправомерного поведения.

По мнению некоторых авторов юридической литературы «от уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля над ее чувствами и эмоциями, умение «властвовать собой».

(7)В.Н.Хропанюк. Теория государства и права.–М,1998.–С.204


«Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания»». (8)

Существует мнение о том, что можно включить и такой структурный элемент – как правовая установка. Под правовой установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы и явления и готовность действовать по отношению к ним в соответствии с этой оценкой. В совокупности правовые установки формируются в системе ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки формируют жизненную позицию личности, определяют ее направленность.

Через правовую психологию реализуются:

А) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности.

Б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.

Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и

взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.

Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии могут стать особо присущие Востоку и обусловившие прогресс Японии, Южной Кореи, а сейчас и

(8)В.В. Лазарев. Общая теория права и государства. - М, 2000- С. 250)

Китая любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполнительность и дисциплина. И в то же время необходимо найти и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личности и свободы личной инициативы, с тем, чтобы двигаться по пути формирования правового государства.(9)

6.Правовая культура

Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры право охранителей и других должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. В узком смысле она включает в себя не только результат, но способ деятельности людей, проявляет себя в их образе мышления, нормах и стандартах поведения. В широком в правовой подготовленности. Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения. А также индивидов, имеющие юридические знания. Они концентрируются в правосознании. Наивысшим среди них является ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром – человеческая личность с ее естественными правами.

Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет

собой ценность в той мере, в какой позволяет людям. пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни. Следовательно, как и

(9)Теория государства и права. Москва 1999 год. Норма-Инфра. Стр.336

правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности).

Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовой культуры – это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Понятие правовой культуры – это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и

задач правового регулирования, правовое отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладевания профессией, уровень специальной подготовки.

Структура правовой культуры

- право как систему норм, выраженных возведенную в закон государственную волю;

- правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности.

- Правовое учреждение как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализующую права;

- Правовое поведение.

Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждения в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуру составляет профессионально-правовая культура юристов.