Путь человека в общество характеризуется ответственностью за свои поступки, что позволяет поставить его действия под контроль его собственного сознания, его совести.
Социальная ценность правомерного поведения заключается в том, что оно составляет часть цивилизованного поведения. Цивилизованность – это обширное понятие, состоящие из различных составляющих. В более узком, правовом понимании это следование индивида определенным нормативным требованиям на основе убежденности в четко сформулированных нравственных догмах (не убий, не обмани, не оскверни). Цивилизованность основывается на знании норм и предписаний культурного и нравственного поведения. Поэтому здесь правовая информированность граждан должна стать одной из основных целей на пути правовой эволюции.
Виды правомерного поведения.
Виды правомерного поведения во многом зависят от мотивов, которыми руководствуется человек. Его мотивы и определяют каким будет его поведение в каждой ситуации. Среди всех видов правомерного поведения выделяют основные четыре:
- Социально-активное поведение является высшей формой правового поведения. Оно основывается на высоком уровне правосознания и правовой культуры личности. Этот вид поведения связан с реализацией частного и публичного интереса, что представляет наибольшую социальную значимость. Социально-правовая активность определяется высоким уровнем правосознания, готовностью воспользоваться возможностями, предоставляемые правом. Активная деятельность людей, проявляющаяся в высокой культуре и цивилизованном поведении людей, умеющих полнокровно проявить себя как личность, является осоновополагающей социально-активного поведения. Поэтому сейчас так актуальны проблемы социальной апатии, вопросы становления личности, умеющей пользоваться своими правами и свободами, отстаивать их законными средствами. Но в месте с тем существует не мало препятствий, стоящих на пути реализации социально-активного поведения. К ним относятся такие очевидные проблемы, как юридическая неграмотность населения, отсутствие гарантированной системы правовой защищенности личности, социальные и правовые деформации и многие другие.
- Привычное поведение – поведение, основанное на многократном повторении наиболее целесообразных и практико-оправданных действий. Эти действия основаны на повторении человеком привычных для него поступков, влекущих за собой удовлетворяющие его результаты. Таким образом он только в самом начале обдумывает свои поступки, в дальнейшем все выполняется в силу образовавшейся привычки делать так, а не иначе. Освоение действительности – длительный процесс. Неудовлетворительные результаты влекут устранение соответствующего действия и наоборот, действия, дающие ожидаемые последствия, убеждают человека в их целесообразности. Привычка освобождает личность от многократного обращения к своему сознанию в аналогичных, повторяющихся ситуациях. В данных случаях происходит процесс перерастания привычки в реальный акт поведения. Следует так же отличать поведенческую привычку от стереотипа поведения. Последний приводит к автоматическому, механически выработанному навыку поведения, а поведенческая привычка является внутренним (но не бесконтрольным) стремлением человека к совершению действий, уже закрепленных в его сознании.
- Конформистское поведение представляет собой “пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих”[2] По другому определение конформистского поведения можно интарпритировать, как то, что человек поступает правомерно лишь по тому, что окружающие поступают правомерно. Характерными чертами конформистского поведения являются: приспособленчество, пассивное принятие данного порядка, отсутствие собственных правовых взглядов и позиций. Очень часто конформистское поведение предполагает внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с мнением большинства. Этот вид поведения основан на подчинении индивида групповым стандартам и требованиям. От суда следует, что конформисты – это люди, лишенные своей индивидуальности, для которых определяющим качеством остается “синдром толпы”. Истоки распространения конформизма лежат в истории советского государства, где человек был лишь “винтиком”, приспособленным к “общему механизму”, государству, в котором инициатива наказуема, а личностные качества подавлялись властным авторитетом. Но все же конформистское поведение признается общественно полезным, т.к. человек, подчиняясь мнению других, соблюдает предписания права и реализует его. Но это поведение хоть и является образцом приемлемого для общества поведения, но не является желаемым как перспективная цель развития общества.
- Маргинальное поведение – поведение, основанное на страхе закона. Это поведение отражает состояние личности, находящейся на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушению, не становящегося таким лишь в силу страха перед законом, угрозы возможного наказания. Маргинальность характеризуется промежуточным этапом между правомерным и противоправным деянием. Причинами такого поведения может стать отсутствие четких границ между дозволенным и наказуемым, существование необоснованных препятствий и ограничений на определенные виды деятельности. Роль провоцирующего фактора в процессе маргинализации играет медлительность принятия решений, касающихся многих социальных слоев. Примером могут стать беженцы. Но все же в основном маргинальному поведению подвержены простые обыватели, не совершающие преступлений или проступков лишь по тому, что сознают “невыгодность и нецелесообразность” такого поведения. Не удивительно, что этот вид поведения в наибольшей степени интересует криминологов и специалистов в области теории и социологии права, занимающихся проблемами предупреждения противоправного деяния.
Остальные категории являются выработкой юридической науки и для отдельно взятого человека не несут определенный смысл, не влияют вообще или их влияние чрезмерно мало.
Правонарушение: понятие, признаки и состав.
Упоминая в своем вступление понятие «действие», я придавал ему самое обширное значение, в виде того, что со стороны индивида любое поведение - это действие. Но со стороны юридической науки принято употреблять не «действие», а термин «деяние». Т. к. «деяние», в ней, включает в себя как «действие», так и «бездействие». Действием признается активное поведение лица, направленное на достижение целей (это убийство, кража, подписание документа, обман и т.п.). Бездействием признается деяние, которое лицо обязано было совершить, но не сделало этого (неоказание срочной медицинской помощи, невыполнение служебного долг и т.п.). Мысли и чувства, остающиеся в человеке, не имеют ни какого значения для закона. А, следовательно, можно определить первый признак правонарушения – это деяние. Эта идея того, что человек всегда отвечает только за свои поступки, была изложена еще Гегелем в «Философии права».
Нарушение права (законодательства) должно быть осязаемым результатом какого-либо деяния. Субъективный признак деяния – вина,является необходимым признаком правонарушения. Здесь понятие «вина» должна рассматриваться как непосредственное отношение индивида к правонарушение, их связь, как причина к следствию. Вина выражается в двух формах: прямая вина и косвенная. При наличии прямой вины правонарушителя подразумевается, что данное лицо предвидит наступление отрицательных последствий деяния. При косвенной вине лицо, совершающее правонарушение, не предвидит наступления отрицательных последствий, либо предвидит, но в силу халатности или самонадеянности надеется, что их удастся избежать. Из это можно сделать вывод, что если противоправность всегда виновна, то, следовательно, отсутствие вины может свидетельствовать об отсутствии противоправности и правонарушения и исключает юридическую ответственность.
Третьим признаком будет являться, то, что не все деяния индивида могут рассматриваться, как правонарушения, а только те, которые несут собой общественную вредность. «Акт правонарушения всегда есть вызов обществу, пренебрежение тем, что значимо, ценно для него. Нарушение права общественно вредно своей типичностью, распространенностью, ведь это не единичный акт (эксцесс), а массовое в своем проявлении деяние, дезорганизующее нормальный ритм жизнедеятельности общества, направленное против господствующих общественных отношений, вносящее в них элементы социальной напряженности и конфликтности»[3]. Само причинение вреда рассматривается с двух сторон - юридически и фактически. Юридическая сторона заключается в том, что нарушаются субъективные права участников правоотношений или же создаются такие условия, которые препятствуют исполнению субъектами права возложенных на них юридических обязанностей. Фактическая же сторона правонарушения состоит в причинении участнику правоотношения материального либо морального ущерба. Вредные последствия должны быть прямым результатом нарушающих существующее законодательство действий или бездействия. Причем имеется в виду, что причинная связь должна быть не случайной, а вполне закономерной, обусловившей наступление вредных последствий. Надо заметить, что в науке продолжается дискуссии по поводу точек зрения на общественную вредность и в настоящее время: одни ученые считают, что все правонарушения общественно опасны, другие же – что общественно опасны только преступления, проступки же являются общественно вредными деяниями.