Деяние, причинившие вред общественным отношениям, охраняемые нормами права, - противоправное поведение, что и является юридическим выражением общественной вредности. Конкретным выражением противоправности деяния может быть либо нарушение запрета, прямо установленного в законе или ином нормативно-правовом акте, либо невыполнение обязательств, возложенных на субъекта права законом или заключенным на его основе договором. Правонарушение изначально «посягает на то, что берется под защиту правом, следовательно, этот признак правонарушения есть родовое свойство всех отклоняющихся от правопорядка действий индивида»[4]. Деяния, не предусмотренные правовыми нормами, либо не нарушающие требований законодательства не могут считаться правонарушениями. В этом состоит четвертый признак правонарушения. Необходимо также отметить, что в законе оговорены отдельные ситуации, когда деяние хотя формально и подпадает под признаки противоправного, но по существу не опасного и не вредного для общества и, поэтому, не может быть признанно противоправным. Примером этого может служить то, что в уголовном и административном праве указаны такие обстоятельства исключающие противоправность, как «необходимая оборона» (соразмерная самозащита от противоправных посягательств) и «крайняя необходимость» (действия, направленные на устранение опасности, которая не могла быть устранена другими средствами, при условии, что причиненный при этом вред является менее значительным, чем предотвращенный).
Для продолжения характеристики признаков правонарушений вернемся к тому, от чего начали, а точнее что любое действие, деяние исходит от человека. Вполне объективным будет тот вывод, что противоправное деяние всегда имеет деликтоспособного субъекта, который его совершил. Деликтоспособным считается индивид, способный осознавать значение своих действий и нести за них юридическую ответственность. Иными словами, субъект должен быть вменяемым и достигшим определенного возраста, начиная с которого он может нести ответственность (так УК РФ в статье 20 части 1 содержит определение, что «уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста»).
В целом деликтоспособностъ, по отношению к конкретному общественному отношению или к определенной отрасли права, определяется в законах отрасли и других нормативно-правовых актах этой сферы отношений. Субъекты противоправного деяния, равно как и субъекты человеческого действия могут быть различны. Точнее же существуют два вида таких субъектов – индивидуальный и коллективный. Для обозначения первого субъекта человеческого действия в социологической литературе используется термин «личность», для второго – термины «группа», «социальная система».
Еще к признакам правонарушения можно отнести и психологический фактор. Суть которого в том, что правовое поведение должно находится под полным контролем сознание и воли лица. Главным следствием этого будет служить то, что деяние, в юридическом смысле, совершенное в состоянии невменяемости, недееспособности и в разных случаях непроизвольной активности, не контролируемых человеческой волей и сознанием, не будет признаваться правонарушением.
Последним признак – наказуемость. Любое правонарушение, как было отмечено ранее, само по себе уже направлено против порядка и стабильности общественных отношений. Что безусловно должно вызывать ответную реакцию со стороны общества, в лице государства, для защиты интересов в возникающих отношениях. Следовательно правонарушение всегда наказуемо, то есть за совершение правонарушения субъект привлекается к юридической ответственности по действующему законодательству, исходя из размера причиненного вреда общественным отношениям. Например, преступлениями являются деяния, прямо указанные в Уголовном Кодексе. Это означает, что деяние не может быть признанно преступлением, если оно не закреплено в Особенной части Уголовного Кодекса.
Юридической ответственностью называют санкцию правовой нормы, реализуемую в рамках правоохранительной деятельности государства, в виде которой сформулировано государственное осуждение противоправного деяния, состоящее в лишении правонарушителя определенного права личного, имущественного, организационного, должностного или экономического характера. Субъектами таких правоотношений является правонарушитель и государство в лице должностных лиц и органов, правомочных в применении санкции и осуществлении наказания для правонарушителя.
Проанализировав признаки правонарушения, сделаем обобщающее определение этого термина.
Правонарушение – общественно вредное, виновное, противоправное деяние деликтоспособного субъекта, за которое предусмотрена юридическая ответственность.
Правонарушение, будучи деянием, характеризуется как сознательный волевой акт выраженного внешне и воспринимаемого поведения. Представляя собой антиобщественное, вредное явление, правонарушения вызывают соответствующее отрицательное отношение. Общество в лице государства имеет право и одновременно обязано вести борьбу за искоренение правонарушений, причин и условий, способствующих их возникновению, во имя обеспечения нормального развития, сохранения правопорядка, охраны общественных и личных интересов, защиты справедливости.
Состав правонарушения нужен для более четкого разделения правомерного поведения и неправомерного; для «конкретизации, привлечения дополнительных, уточняющих их содержательных признаков, достаточных для разграничения правонарушения и иных отклонений от правопорядка»[5] в юридической науке разработана конструкция юридического состава правонарушения. Его состав элементов практически единообразно трактуется учеными-юристами и звучит, как взаимосвязанная совокупность необходимых и достаточных с точки зрения действующего законодательства условий или элементов (и их признаков) объективного и субъективного характера, лишь при наличии которых противоправное деяние может быть квалифицированно как правонарушение. Эти элементы – «субъект» и связанная с ним «субъективная сторона», «объект» и «объективная сторона». Субъект правонарушения – это деликтоспособное вменяемое лицо, совершившее виновное, противоправное деяние, иными словами – правонарушитель. Субъектом правонарушения может быть только деликтоспособное лицо, так как только оно способно в силу достижения определенного возраста осознавать значение собственных поступков, сознательно избирать правовой или противоправный вариант поведения. Законодатель четко определил возрастные границы деликтоспособности, так уголовная ответственность наступает, по общему правилу, с 16 лет, а за особые преступления (они обозначены в части 2 статьи 20 УК РФ) наступает и с 14 лет. Административная ответственность наступает с 16 лет, трудовая дисциплинарная ответственность – с момента заключения трудового договора. В гражданском праве ответственность может налагаться начиная с 18 лет. Различный возраст ответственности устанавливается с учетом степени общественной опасности правонарушений, значимости тех благ, на которые они посягают. Следовательно малолетние и психически больные люди не могут осознанно совершать свои действия, разрешать жизненные конфликты и выбирать пути их решения. Способность собственными действиями приобретать права и выполнять обязанности, включая ответственность, присуща человеку, обладающему качеством личности, то есть индивиду, имеющему достаточный уровень сознания и воли, благодаря которым он может занять определенную общественную позицию, разумно оценивая свое и чужое поведение.
Юридическая наука различает индивидуального, коллективного и специального (компетентного) субъекта (т.е. наделенного специфическим демографическим, социальным и иным статусом). Правоведение в настоящее время не сформулировало единого понимания коллективного субъекта. «Группа является субъектом правонарушения лишь в том случае, если состоит из социально равных и зрелых для права индивидов, идущих к совместно выработанной осознанной цели»[6]. В действующем уголовном праве это вопрос решается однозначно – субъектом ответственности и преступления является лишь физическое лицо. Даже если преступление совершено группой лиц, то каждый его участник отвечает лишь за то, что совершил лично, и не связан солидарной ответственностью, хотя сам факт является отягчающим обстоятельством при вынесении приговора.
Субъективная сторона правонарушения – это психическое отношение субъекта к содеянному, выраженное в форме вины. Вина и дееспособность (рассмотренная выше) есть две основные составляющие части субъективной стороны правонарушения. В юридической науке принято различать две формы вины, выраженной в умысле и неосторожности.
Умысел предполагает, что лицо, совершившее противоправное деяние, сознает общественно опасный характер своих действий или бездействия, предвидит их общественно опасные последствия и желает (либо допускает) их наступления. Если же лицо понимает противоправность своего деяния и его последствия, но не желает их наступления, хотя и допускает такую возможность или безразлично относится к ним, имеет место косвенный умысел.
Неосторожности бывает выражена в двух формах: самонадеянности (легкомыслия) и небрежности. Неосторожность в форме легкомыслия (см. законодательное определение в ст. 24-26 УК РФ, ст.11, 12 КоАП РСФСР) предполагает, что лицо предвидит общественно опасные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает их избежать. Неосторожность в форме преступной небрежности предполагает, что лицо не предвидит общественно опасных последствий своих деяний, хотя может и должен их предвидеть.