Смекни!
smekni.com

Правонарушение (стр. 4 из 5)

Объясняется это новыми условиями, в которые вступило наше общество. Переход от закрытой административно-командной экономики к рыночной не мог не повлиять на состояние всех сфер жизни общества. Появились новые социальные отношения, нормы, институты и, следовательно, новые правонарушения.

В-четвертых, преступность приобрела профессиональный, организованный и, в определенной мере, международный характер.

Организованность и профессионализм преступности - не одно и то же. Профессионализму, как правило, присущи специализация на определенном виде преступной деятельности (карманные кражи, угоны автомашин и др.) и достигаемый в этой связи высокий уровень преступной квалификации правонарушителя.

Профессионализм характеризует преступление с объективной стороны, показывая особенности деяния, способы и средства его совершения.

Организованность характеризует преступность с иной стороны.

Организованная преступность — это устойчивые, хорошо законспирированные, обладающие большими денежными суммами и ценностями преступные сообщества с высоким уровнем организации, четкой структурой и иерархией, имеющие, как правило, связи с государственными (в том числе и правоохранительными) органами. Профессиональный преступник может быть и одиночкой. Организованная преступность — всегда сообщество правонарушителей с четко обозначенными ролями, что ведет к преступной специализации и приобретению преступной квалификации. Поэтому организованная преступность становится в настоящее время и профессиональной. Это делает ее исключительно опасной для личности и общества. Она поражает не только экономику, но и другие сферы жизнедеятельности человека.

Вступление России в Интерпол (сокращенное название Международной организации уголовной полиции) оказывается весьма полезным в связи с борьбой с международными преступными синдикатами, осуществляющими противоправную деятельность на территории России.

Определяя причину правонарушений и пути ее устранения, необходимо учитывать следующие принципиально важные (методологические) положения.

1. Нельзя смешивать причину правонарушений в целом и причину конкретного правонарушения.

Причина правонарушений в целом обусловлена комплексом прежде всего социальных, а также личностных факторов как внешнего, так и внутреннего порядка.

Для выявления этой причины требуется сложная аналитическая работа, учет всех криминогенных ситуаций и обстоятельств. Причина конкретного правонарушения лежит, как правило, на поверхности и связана с условиями, в которых оказался правонарушитель, свойствами его характера и психики, иными словами, она носит ситуативный характер.

2. Следует различать причину умышленных и причину неосторожных правонарушений, укладывающихся в схему: «Лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных следствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть».

В уголовном праве такая форма неосторожной вины называется небрежностью. В общеправовом плане, имея в виду все правонарушения и все виды проступков, можно предложить термин «правовая небрежность».[16]

Правонарушения, совершенные следствие правовой небрежности, не представляют такой опасности, как умышленные, и основным направлением их предотвращения должно быть правовое воспитание граждан, повышение уровня их правовой культуры. Наибольшую опасность для личности и общества представляют умышленные правонарушения.

И речь должна идти о причине и путях устранения прежде всего именно этих правонарушений.

3. При объяснении правонарушений и их причины необходимо исходить из единства социального и биологического в природе и поведении человека.

Спор об том, является ли преступление явлением биологическим или социальным, продолжается уже более столетия. Представители так называемой антропологической школы в уголовном праве и криминологии считают преступность явлением биологическим, подчиняющимся физиологическим и психологическим законам. У истоков антропологической школы стояли итальянский судебный психиатр и антрополог Ч. Ломброзо и его последователь — итальянский криминалист Э. Ферри.

Ч. Ломброзо разработал теорию прирожденного преступника, согласно которой есть люди, обладающие определенным набором признаков (стигматов), а потому предрасположенные к совершению преступлений, т.е. потенциальные преступники. Человека, совмещающего в себе не менее пяти таких признаков, Ломброзо назвал преступным типом.[17] Среди общей массы мужчин, совершивших преступления, преступный тип, по его данным, составляет 31%. Доведенная до крайности, эта теория приобретает расистский, антигуманный характер, оправдывая принудительные превентивные меры к лицам, не совершившим преступления.

Система мер предупреждения преступлений, по Ломброзо, включала лечение, пожизненную изоляцию и прямое физическое уничтожение «прирожденных» преступников. Несомнен­но, здесь были заложены основы для внедрения в прак­тику человеконенавистнических мер, получивших госу­дарственное признание при фашизме.

В настоящее время биологические теории преступно­сти большей частью сочетаются с социологическими, культурологическими, психологическими или иными объ­яснениями. Укажем в этой связи на некоторые основные учения о причинах преступности, получившие в настоя­щее время достаточно широкое распространение.

Немалое число сторонников имеет теория наследст­венного предрасположения к преступлениям (О. Кинберг, О. Ланге, Е. Гейер, Ж. Пинатель, А. Штумпль и другие). Некоторые из них — юристы, другие —медики. Они по­лагают, что, поскольку по наследству передаются многие психические свойства, это характерно и для склонно­сти к преступлениям. В такой связи анализируются биографии однояйцевых близнецов или у преступников выис­кивается дополнительная хромосома.

Разновидностью данной теории является концепции конституционального предрасположения к преступлению. Немецкому психиатру Э. Кречмеру принадлежит идея связи между физической конституцией человека, психическим складом и типом поведения. Он делил по этим признакам людей на три типа, утверждая, например, что атлетически сложенные люди могут быть склонны к тяж­ким насильственным преступлениям.

Теория эндокринного предрасположения человека к преступлению (Ди Туллио, Р. Фунес и другие) сводится к признанию основной причиной преступного поведения наличия аномалий в железах внутренней секреции.

Известной популярностью пользуется психоаналити­ческая теория Фрейда и его последователей. Фрейд рассматривал преступление как проявление врожденных, глубоко заложенных в психике человека бессознательных инстинктов и влечений, главным образом сексуального характера, а также страха смерти. Человек, таким обра­зом, выступал в отрыве от реальных условий своего соци­ального бытия.

Исследование преступности с позиций ее социальной природы начали первыми ученые-статистики. Известный бельгийский социолог А. Кетле, изучая особенности рас­пределения преступников по полу, возрасту, месту и времени совершения преступлений, обратил внимание на связь их поведения с различными сторонами социального бытия. Представляют интерес взгляды на преступ­ность английского ученого Д. Говарда. Он, в частности полагал, что успехи в борьбе с преступностью и в исправ­лении преступников может принести разумная организация исполнения наказания, при которой важными состав­ными частями являлись бы производительный труд, воспитание и обучение осужденных. При этом подчеркивалось, что преступники имеют право на человеческое отношение, хотя бы потому, что само общество сделало их преступниками.

Конечно же, существуют и другие многочисленные теории.

4. Следует разграничивать причину, условия и поводы правонарушений.

Причина правонарушения – основной фактор нарушения норм права – это стремление лица удовлетворить (или проявить) противоправным (противозаконным) способом свои интересы, стремления, эмоции.[18]

Условия же – те самые негативные обстоятельства, которые формируют причину. Воздействуя на них, можно повлиять и на причину правонарушений.

Повод – это ситуативное понятие. Он является «толчком» к совершению противоправного деяния, провоцирует его. В качестве примера могут служить обида, вспышка ярости и др.

В числе основных условий правонарушений в современном российском обществе можно выделить следующие:

1. Низкий уровень материальной жизни населения.

Болезненный и противоречивый переход к рыночным отношениям, нестабильность и упадок экономики, инфляция при низкой заработной плате резко снизили жизненный уровень подавляющего большинства населения России. Непомерно высокие цены на продукты питания и промышленные товары привели к росту таких преступлений, как кражи, иные хищения имущества, грабежи, разбои.

При сохранении этих тенденций в российской экономике, можно с уверенностью прогнозировать дальнейший рост корыстных преступлений. Они пойдут на убыль лишь при стабилизации, а затем и возрастании жизненного уровня населения.

Однако останутся и, вероятно, будет расти число корыстных преступлений, совершаемых предпринимателями, банковскими работниками и другими лицами. Но эти преступления будут вызваны уже не бедностью, а желанием умножить свое богатство.

2. Низкий уровень правовой культуры граждан.

Правовая культура гражданина предполагает не только знание им правовых норм, но также и стремление их исполнять. Сказанное относится ко всем без исключения правовым нормам, а не к определенной их категориям.

Мировая практика показывает, что планомерная, целенаправленная работа по правовому воспитанию граждан - важнейшее направление предупреждения всех правонарушений.