РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ
им. В. Б. БОБКОВА
КАФЕДРА ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по дисциплине
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
на тему:
«Правонарушения»
Выполнена: слушателем II курса дневного отделения факультета таможенное дело, группы 231
Талюкиным Юрием Алексеевичем
Санкт-Петербург
1999
I. Введение................................................................................. 3
II. Понятие правонарушения.................................... 4
III. Юридический состав правонарушения... 8
1. Объект правонарушения..................................................... 8
2. Субъект правонарушения.................................................. 8
3. Объективная сторона правонарушения......................... 9
4. Субъективная сторона правонарушения.................... 10
IV. Виды правонарушений......................................... 12
1. Преступления...................................................................... 12
2. Проступки............................................................................. 13
V. Заключение..................................................................... 16
Список использованной литературы............ 18
Деятельность человека состоит из поступков. Поступок – главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Правомерное поведение составляет основную, наиболее значительную часть действий и поступков. Правомерное поведение – это такое поведение людей, которое соответствует предписанию правовых норм. В то же время право призвано запрещать поведение, наносящее ущерб общественным отношениям. Правовые нормы либо разрешают (управомочивающие нормы), либо запрещают (запрещающие), либо предписывают (обязывающие) определённые варианты поведения. Таким образом, с точки зрения права, поведение может быть правомерным, юридически нейтральным, противоправным.
Правонарушение, прежде всего связано с правом, т.е. таковым признаётся деяние, противоречащее модели поведения, содержащейся в правовой норме, иными словами, то, что данное деяние является правонарушением, должно быть указано в праве.
До недавнего времени исследование правонарушения в общей теории государства и права большого внимания не уделялось. В нынешних же условиях эта проблема стала весьма актуальной в силу необходимости разработки общих методологических подходов к её изучению.
Правонарушение – социальное, общественно значимое явление. Даже тогда, когда, казалось бы, ущерб понесен только потерпевшим, правонарушитель причиняет вред обществу, ибо посягает на его члена, занимающего свое место в системе общественного разделения труда и потому функционально связанного со всеми остальными членами общества. Если в результате правонарушения будет уничтожен товар, то пострадает и его собственник и общество, поскольку этот товар не поступит на рынок и не удовлетворит потребности тех, кто в нём нуждается. Если в результате преступления будет убит человек, то пострадает и он сам, и экономика (он никогда не будет производить товары), и семья, которая лишится мужа, отца, брата и т.д., и государство, которое недосчитается одного гражданина, потенциального государственного деятеля или солдата.[1]
Причины правонарушений заложены в аномалиях общественной жизни и в несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих правонарушения, следует назвать прежде всего экономические, социальные и нравственные причины (их изучением занимается специальная юридическая наука, криминология). Они являются питательной средой для различного рода злоупотреблений, хищений, коррупции, взяточничества, посягательств на жизнь и здоровье людей. На состояние преступности и уровень неправомерного поведения в обществе определенное влияние оказывают психофизиологические и биологические особенности правонарушителя.
Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе носит массовый характер и создаёт ему весьма ощутимый моральный и материальный вред. Несмотря на разнообразие причин, условий, субъектов и характеров совершаемых противоправных деяний, все они имеют общие признаки, позволяющие отнести их к одному социальному явления – правонарушению.
Все без исключения правонарушения представляют собой деяния людей, а не воздействие сил природы или предметов, не действия животных. Термин «деяние» включает в себя два варианта поведения личности– его активное действие и юридически значимое бездействие.
Если действие (бездействие) лица не представляет опасности для общества, то оно не может быть отнесено к числу правонарушений. Понятие общественной опасности деяния включает в себя два момента: наличие вреда и его общественную оценку.
Однако, существующая в юридической литературе точка зрения, что всякое правонарушение должно быть общественно опасным, представляется не совсем обоснованной, т.к. общественная опасность является качественной характеристикой общественной вредности. Все правонарушения общественно вредны, но только часть из них общественно опасна.
Общественно опасными считаютсяпреступления, которые составляют только часть правонарушений. Во второй части ст. 7 УК РФ отмечается, что не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.[2]
Следовательно, если деяние не содержит в себе общественной опасности, то его нельзя относить к преступлениям, но свойства «вредности» оно не теряет. Следует отметить, что в УК РФ (Общая часть) содержится понятие преступления, фактически совпадающее с понятием правонарушения, что приводит к потере качественной его характеристики – общественной опасности. Закон не определяет степень общественной вредности, так как это исключительная прерогатива юрисдикционного органа.[3]
Игнорируя общественные интересы, правонарушитель, как правило, преступает и закон, т.е. нарушает определённую юридическую обязанность или злоупотребляет правом. Противоправность является юридическим выражением общественной опасности деяния. Право выступает в этой связи формой внешнего выражения юридической оценки общественно вредного поведения личности, определяет границы возможного поведения субъектов, оценивает его с учетом как объективных, так и субъективных моментов (исторические условия, национальные интересы, особенности осуществления политической власти, традиции, обычаи, общественное мнение и т.п.).
Границы противоправности и меру ответственности за их нарушение устанавливает государство, которое выносит свое решение на основе оценки комплекса объективных и субъективных факторов, в их числе: национальные традиции, особенности исторической обстановки, интересы класса или социальной группы, осуществляющих политическую власть, общественное мнение, значимость охраняемых отношений, степень причиняемого вреда и т.д. Одно и то же деяние при различных исторических обстоятельствах может оцениваться и как преступление, и как проступок, и как юридически безразличное поведение.
Противоправность обычно связана с запрещением деяния со стороны государства при помощи юридических средств, опирающихся на возможность государственного принуждения. То, что правом не запрещено, не может считаться правонарушением.
Формы проявления противоправности следующие:
а) прямое нарушение правового запрета;
б) неисполнение возложенных обязанностей;
в) злоупотребление субъективным правом;
г) превышение компетенции и т. д.
По мнению Л.И. Спиридонова, активная роль государства, часто готового взять под охрану прежде всего то, что угодно лишь узурпировавшей власть клике, может привести к ситуации, в которой правонарушениями объявляются деяния, противоречащие только закону, но соответствующие праву. Так, бесспорно противоречил праву Закон СССР об уголовной ответственности за измену Родине от 8 июня 1934 г., установивший, в частности, положение, в соответствии с которым «несовершеннолетние члены семьи изменника, совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении к моменту совершения преступления, – подлежат лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет». Грубо противопоставлялись праву изданные в декабре 1934 года уголовно-процессуальные нормы, вводившие внесудебное применение уголовно-правовых репрессий (правосудие осуществляется только судом), лишавшие подсудимого права на обжалование приговора, право на защиту (это – основополагающие правовые принципы уголовного процесса, закрепленные, в частности, в Конституциях большинства стран мира) и т.д.[4]
Любое правонарушение противоправно. Однако не всякое противоправное деяние есть правонарушение. Необходимо, чтобы это деяние было результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением.
Свобода воли индивида весьма условна. Она зависит от многих объективных и субъективных обстоятельств. Однако при юридической оценке поведения человека необходимо, чтобы у него имелась возможность выбора вариантов поведения, возможность поступить по своему усмотрению. Если же у индивида такой свободы выбора нет, если он не способен осознать противоправность своего поведения, если вне зависимости от своих волевых устремлений и желаний он всё же объективно нарушает нормы права, налицо не правонарушение, а объективно противоправное деяние. В нём нет конфликта индивидуальной воли и воли, выраженной в нормативно-правовом установлении.