Смекни!
smekni.com

Правопонимание (стр. 1 из 13)

Åæåäíåâíî ìû ñîâåðøàåì ìíîæåñòâî äåéñòâèé, ïðè îñóùåñòâëåíèè êîòîðûõ ïðàâîìåðåí âîïðîñ: ïî ïðàâó ëè îíè îñóùåñòâëåíû? Íàïðèìåð: ïðèîáðåòàÿ òîâàð â ìàãàçèíå, çàêëþ÷àÿ òåì ñàìûì äîãîâîð êóïëè-ïðîäàæè. Ïðè ñëåäîâàíèè íà ðàáîòó ïîëüçóåìñÿ óñëóãàìè îáùåñòâåííîãî òðàíñïîðòà, çàêëþ÷àÿ äîãîâîð ïåðåâîçêè. Âî âñåõ ñëó÷àÿõ ìû ðåàëèçóåì ñâîè ïðàâà, îñíîâàíèåì êîòîðûõ âûñòóïàþò ñîîòâåòñòâóþùèå ïðàâîâûå íîðìû.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, ещё римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах: во-первых, право означает то, что “всегда является справедливым и добрым”, - это естественное право; во-вторых право означает то, что “полезно всем и многим в каком-либо государстве”, - это цивильное (гражданское) право.

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве, однако изначальные основы, хотя и в “модернизированном” виде, но сохранились. Многие институты римского права (такие, как право собственности, наследованная, купли-продажи и другие) постоянно использовались и используются при разработке гражданских кодексов и иных нормативно-правовых актов в других странах. Например, знаменитый Кодекс Наполеона или гражданский Кодекс Франции 1804 года был подготовлен на основе глубокого изучения и широкого использования римского права. В частности, в нём под сильным влиянием принципов и различных институтов римского права особо выделялось право собственности, закреплялись пути и способы приобретения собственности. Подобное влияние римского права на правовые системы других стран, называемое в юридической литературе рецепцией римского права, в значительной мере сказалось на характере и содержании этих систем, а также на определении понятия самого права.

В полной мере сохранили свою значимость и актуальность положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра. Будучи “регулирующей нормой политического общения”, право, как отмечал древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить “критерием справедливости”. Для того, чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно прежде всего помнить, что “оно получило своё название от justitia - правда, справедливость”, что право есть “искусство добра, равенства и справедливости”.

Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики положения, касающиеся естественного права, которые нашли своё отражение в конституционном законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции России прямо указывается на то, что “основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (ст. 17, п. 2). Тем самым подчёркивается, что они не даруются и не устанавливаются “свыше” каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих, причин.

Большое влияние на формирование представления о сущности и содержании права, а также на его определение, оказывают и другие факторы, среди которых следует выделить такие, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства.

Основные типы правопонимания.

Òèï ïðàâîïîíèìàíèÿ — îïðåäåëåííîå íàïðàâëåíèå â ïîçíàíèè ñóùíîñòè è ñîöèàëüíîãî íàçíà÷åíèÿ ïðàâà.

 ëþáîì òèïå ïðàâîïîíèìàíèÿ âñòðå÷àåòñÿ òðè ýëåìåíòà â ïîíÿòèè ïðàâà - ýòî íîðìà ïðàâà, ïðàâîñîçíàíèå è ïðàâîîòíîøåíèå.

Ñóùåñòâóåò ÷åòûðå òèïà ïðàâîïîíèìàíèÿ: íîðìàòèâíûé, ôèëîñîôñêèé (íðàâñòâåííûé), ñîöèîëîãè÷åñêèé è èíòåãðàòèâíûé.

Право в нормативном правопонимании

Ïðàâî - ñîâîêóïíîñòü îõðàíÿåìûõ ãîñóäàðñòâîì íîðì, ïðèâåäåííàÿ â èåðàðõè÷åñêóþ ñèñòåìó, êîòîðàÿ ïðåäñòàâëÿåòñÿ â âèäå ëåñòíèöû, ãäå êàæäàÿ âåðõíÿÿ ñòóïåíüêà îáóñëàâëèâàåò íèæíþþ, à íèæíÿÿ âûòåêàåò èç âåðõíåé, åé ïîä÷èíÿåòñÿ.

Ò.å. ïðàâîì ïðèçíàåòñÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ âîëÿ, âûðàæåííàÿ â îáÿçàòåëüíîì íîðìàòèâíîì àêòå, îáåñïå÷åííîì ïðèíóäèòåëüíîé ñèëîé ãîñóäàðñòâà.

Право в социологическом правопонимании

Ïðàâî - ðåàëüíîå ïîâåäåíèå ëþäåé, óäîâëåòâîðÿþùåå èõ èíòåðåñàì è ïîòðåáíîñòÿì, ýòî òî, ÷òî ðåàëüíî óäîâëåòâîðÿåò ïîòðåáíîñòè, ÷òî äîëæíî "íàïîëíÿòü" çàêîíû ñâîèì ðåàëèñòè÷íûì ñîäåðæàíèåì.

Îñíîâíàÿ èäåÿ: "Ïðàâî ñëåäóåò èñêàòü íå â íîðìàõ, à â ñàìîé æèçíè".

Право в философском правопонимании

Ïðàâî - ýòî ñîâîêóïíîñòü âûñøèõ, ïîñòîÿííî äåéñòâóþùèõ, íåçàâèñèìûõ îò ãîñóäàðñòâà íîðì è ïðèíöèïîâ, óñëîâèé, îëèöåòâîðÿþùèõ ðàçóì, ñïðàâåäëèâîñòü, îáúåêòèâíûé ïîðÿäîê öåííîñòåé, ìóäðîñòü Áîãà, íå òîëüêî ÿâëÿþùèõñÿ äèðåêòèâàìè äëÿ çàêîíîäàòåëÿ, íî è äåéñòâóþùèõ ïðÿìî, ïðè êîòîðûõ ïðîèçâîë îäíîãî ( ëèöà) ñîâìåñòèì ñ ïðîèçâîëîì äðóãîãî ñ òî÷êè çðåíèÿ âñåîáùåãî çàêîíà ñâîáîäû. (Ïî Êàíòó)

Право в интегративном правопонимании

Ïðàâî - ýòî ñîâîêóïíîñòü ïðèçíàâàåìûõ â äàííîì îáùåñòâå è îáåñïå÷åííûõ îôèöèàëüíîé çàùèòîé íîðìàòèâîâ ðàâåíñòâà è ñïðàâåäëèâîñòè, ðåãóëèðóþùèõ áîðüáó è ñîãëàñîâàíèå ñâîáîäíûõ âîëü â èõ âçàèìîîòíîøåíèè äðóã ñ äðóãîì.