Смекни!
smekni.com

Сущность правосознания (стр. 4 из 9)

В этой связи следует остановиться на встречающемся неправильном, на мой взгляд, утверждении о том, что общественная психология является низшей ступенью развития общественного сознания[12]. Социальная психоло­гия—это не низшая ступень развития общественного сознания, а иной способ отражения общественного бытия, отличный от идеологии. Этот способ связан с непосредст­венным, в значительной степени эмоциональным восприя­тием общественных отношений, в то время как идеоло­гия — результат научного осмысливания, концептуальной обработки общественных отношений. В целом же идео­логия и общественная психология создают единый эмо­ционально-интеллектуальный сплав, который всесторон­не отражает общественное бытие. Их взаимное влияние велико, поскольку познавательный процесс отражения действительности осуществляется в единстве эмоциональ­ных и рациональных факторов. Идеология активно воз­действует на формирование общественной психологии, различные идеологии отражают в себе свойства психики[13].

Как бы ни был высок уровень общественного сознания, оно всегда будет выступать в единстве своих структурных элементов: идеологии и общественной психологии, кото­рые наиболее глубоко и всесторонне отражают, различ­ные стороны общественного бытия. Наряду с теоретическим, системным осознанием действительности всегда будут существовать эмпирическое познание, выражаю­щее отношение к различным сторонам действительности, определенные общественные настроения, психологические состояния, характерные для каждого данного историчес­кого этапа развития.

Эти сферы присущи и правосозна­нию, отражающему общественные отношения в единстве правовой идеологии и общественной психологии. Право­вое осознание общественных отношений осуществляется не только в идеологической форме, но и в форме общест­венных настроений, чувств, привычек, традиций и т. д. Обе стороны правосознания неизмен­но учитываются и в правотворческой, и в правореализующей деятельности государства. Неук­лонное развитие правовой идеологии, обогащение ее новыми научными идеями, выводами, кон­цепциями ни в какой мере не снимают вопроса о социаль­но-психологической стороне правового сознания. И это связано не только со специфичностью отражения об­щественного бытия в категориях правовой психологии, но и с тем, что в правовой психологии заложен механизм, приводящий в движение всю систему правового сознания, в частности весь психологический комплекс, связанный с волевыми действиями. Выше уже отмечалось, что без элементов механизма правовой психологии невозможны ни формирование идеологии, ни ее действенная роль в жизни общества.

В социально-психологической литературе нет единства во взглядах на структуру социальной психологии. Между тем решение этого вопроса имеет большое значение, так как позволяет понять те факторы, которые лежат в основе поведения, деятель­ности больших и малых социальных групп.

Для выяснения структуры социальной психологии нужно прежде всего выявить составляющие ее элемен­ты. Отсюда и начинаются разноречивые положения. Возможно, эти разноречия определяются неточностью понятий и терминов, которыми оперируют представите­ли науки социальной психологии. Так, А. И. Горячева включает в структуру социальной психологии следующие элементы: психический склад социальной группы (при­вычки, обычаи, традиции, предрассудки); эмоциональ­ную сторону (потребности, интересы, социальные чувст­ва, настроения, аффекты); социально-психические явле­ния непосредственного взаимодействия группы[14].

Но едва ли правильно относить исключи­тельно к эмоциональной стороне социальной психологии категории потребности и интереса. Эти элементы со­циальной психологии относятся прежде всего к ее ра­циональной, познавательной стороне и включены в социально-психологический механизм перевода эконо­мических факторов в определенные выводы, положения, мысли и чувства. С другой стороны, в структуре, предлагаемой А. И. Горячевой, не нашли отражения специфические элементы, способствующие возникновению социально-психический чувств, настроений, привычек. Б.Д.Парыгин обращает особое внимание на эти элементы: спосо­бы влияния, способы взаимовлияния, способы отраже­ния влияний и взаимовлияний в процессе общения[15]. В.Н.Мясищев отмечает, что психическое взаимодейст­вие и взаимовлияние людей, динамика их развития и результаты составляют основную проблему социальной психологии[16]. Р.Самсонов в механизм влияния в со­циальной психологии включает подражание, заражение, внушение[17]. Б.Поршнев все социально-психологические явления делит на две категории: психический склад и психический сдвиг (т. е. настроение, создающее времен­ную общность людей, объединенных общим стремлени­ем, недовольством, увлечением и т. д.)[18]. М. Я. Ковальзон и Д. М. Угринович специфическими категориями общественной психологии считают подражание, внуше­ние, согласие, симпатии, антипатии и т. д.[19].

Даже краткий обзор позиций относительно элемен­тов общественной психологии показывает, что в данном вопросе пока еще отсутствует ясность. Это объясняется тем, что социальная психология — наука сравнительно молодая, она делает пока первые шаги, и нужно значи­тельное время, чтобы в ходе дискуссий и обсуждений была внесена ясность в ряд спорных проблем этой науки.

Мне представлялось бы правильным разделить струк­турные элементы социальной психологии на четыре группы. В первую группу следует, по нашему мнению, включить тот социально-психологический механизм, ко­торый является связующим звеном между экономическими факторами и деятельностью социальных групп и личности. Без психологических механизмов невозможно создание и движение идей, практическая деятельность людей. В этот механизм включены: определяемый объективными потребностями общественный интерес, воля, цель, мотивы деятельности. Вторую группу составляют относительно устойчивые элементы социальной психологии, характеризующие психический склад социальной группу,– привычки, традиции, предрассудки, убеждения. Третья группа – динамичные, подвижные элементы: чувства, настроения, аффекты. Четвёртая группа – способы,(механизмы) формирования социальной психологии: влияния, взаимовлияния, подражания, внушения, заражения и т.д. Внутренняя связь этих элементов и даёт в какой то мере относительно цельное представление о структуре социально-правовой психологии.

Познание как одна из важнейших функций правовой идеологии также является социально-психологическим процессом. Известно, что все многообразие психической жизни по традиционной классификации располагают по трем группам: познание, чувство и воля[20]. Эта классифи­кация общей психологии применима и к явлениям соци­альной психики. Идеологический процесс познания пси­хологичен по своему протеканию и функционированию. Он неотделим от эмоциональных и волевых аспектов пра­вового сознания.

Отмечая неразрывное единство правовой идеологии и социальной психологии, нельзя не остановиться на вопросе об относительной самостоятельности каждого из структурных элементов правового сознания по отношению к отражаемому ими общественному бытию, с одной сто­роны, и по отношению их друг к другу—с другой. Правовая идеология и общественная право­вая психология всегда отражают определенный конкрет­но-исторический характер общественных отношений. Это отражение носит гносеологический характер, поскольку отражение общественных отношений как правовой идео­логией, так и социальной психологией нельзя выводить за рамки гносеологического процесса[21]. Но данный про­цесс отражения различен у каждого из структурных элементов правового сознания. Это различие определяется неодинаковой сферой охвата от­ражаемых общественных отношений, различным характе­ром отражения, быстротой реакции на изменения в об­щественных отношениях.

Правовая идеология отражает общественные отноше­ния как систему, что помогает ей в комплексе опреде­лять, какие общественные отношения требуют правового регулирования, какой метод правового регулирования це­лесообразен для конкретной группы общественных отно­шений, каким образом согласовать данный правовой ин­ститут с системой права в целом. Правовая идеология не может на основе познания отдельной, изолированно взятой группы общественных отношений выдвигать идею их урегулирования без согласования с общей системой правовых норм и институтов.

Правовая психология отражает общественные отноше­ния, которые наиболее непосредственно примыкают к условиям жизни ее носителей—больших и малых соци­альных групп. Правовая психология не может в силу своих особенностей охватить системно весь комплекс об­щественных отношений. Поэтому отражение социально» психологией общественного бытия носит несколько огра­ниченный характер, охватывая прежде всего изменения, происходящие в сфере ближайшей жизнедеятельности индивидов и групп.

С этой первой особенностью отражения общественного бытия правовой идеологией и социаль­но-правовой психологией связана и другая особенность.