Разделение властей не уничтожает единства демократической государственной власти. Оно реально существует, прежде всего, на уровне народовластия, прямого или представительного, выражаемого также всеми разделенными властями. Кроме того, оно существует в форме взаимодействия, взаимного контроля, “сдержек и противовесов” между самостоятельными властями. Законодательная власть издает законы, на основании которых действуют судебная и исполнительная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц судебной и исполнительной властей. Исполнительная власть – Правительство РФ осуществляет управление страной, проводя общие социально-экономические преобразования. Судебная власть толкует Конституцию, признавая законы, акты Правительства или их отдельные предписания соответствующими или не соответствующими Конституции, а иные правовые акты - законам и лишить их юридической силы, контролируя в этом смысле законодательную и исполнительную власти. Здесь очень важно обратить внимание на статус Президента Российской Федерации и его полномочия[10]. Следует отметить, что Конституция наделила Президента широкими полномочиями по формированию Правительства, направлению его деятельности (Ст.83 – Ст.89).
Анализ конституционных норм о полномочиях Президента и Правительства позволяет прийти к выводу о том, что многие из конституционных полномочий Президента свидетельствуют о наличии у главы государства функций исполнительной власти. Гораздо отчетливее это присутствует в государственном устройстве США, где Президент закреплен Конституцией именно как глава исполнительной власти.[11] В России же, по замыслу авторов Конституции, Президент должен занимать некое центральное положение в треугольнике государственной власти, являясь связующим звеном между ветвями власти. Но наличие столь обширных полномочий можно рассматривать как потенциальную угрозу концентрации власти в руках одного человека - Президента и возможности прямого попрания принципа разделения властей.
Конечно, если в России будет строго соблюдаться конституционная законность, то никакая узурпация власти демократии не грозит. Сильная президентская власть, необходимая для эффективного управления и предотвращения конфликтов, сегодня России действительно нужна.[12] Но в будущем несколько ослабленное положение парламента и сильная зависимость исполнительной власти от Президента может привести к негативным последствиям.
В ч.1.Ст.15 закреплен еще один чрезвычайно важный принцип, отвечающий правовому государству: “Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”.
Смысл понятия “высшая юридическая сила”, употребленного в первом предложении комментируемой части, достаточно полно раскрывается во втором предложении. Проще говоря, Конституция является законом законов. Это первая Конституция в истории России, которая имеет прямое действие. Это значит, что Конституцию можно применять непосредственно без дополнительной конкретизации подзаконных актов. Кроме того, ни один подзаконный акт не может противоречить Конституции РФ. Всеобщая обязанность соблюдать Конституцию и законы также явилось предпосылкой к образованию правового государства.
Подводя итог анализу прокомментированных статей Конституции РФ, можно сделать вывод, что, не смотря на многие недостатки, она содержит в себе практически все моменты необходимые для “Конституции правового государства”.
Однако картина будет не полной, если, раскрывая сущность российского права, опираться только на Конституцию. Жизнь человека очень разнообразна и отражена в многочисленных отраслях права. К ним относятся: гражданское, уголовное, административное, трудовое и другие отрасли права.
Небольшой обзор хотя бы одной из перечисленных отрасли даст общее представление о предпосылках и тенденциях, протекающих в российском праве.
Следует отметить, что ограничения прав граждан наблюдаются практически во всех отраслях права. Особое внимание привлекает уголовное право, которое по своей сути содержит наиболее жесткие санкции против личности. Вероятно, оно опирается на тезис: чем строже уголовный закон, тем больше в обществе прав и свобод. Но тут нужна своя мера и учет исторического процесса формирования правосознания населения.
Репрессивная сила уголовного закона определяется, прежде всего, состоянием правопорядка в стране. Сегодня правопорядок у нас не может вызывать удовлетворения, а, следовательно, то обстоятельство, что новый УК РФ еще более строгий, чем УК РСФСР 1960 года, не должно вызывать нареканий[13]. Суммируя санкции нового УК РФ, можно сделать вывод, что общая сумма верхних пределов лишения свободы составляет около 5 тыс. лет. Сумма всех штрафов, предусмотренных УК, равна примерно 8 млрд. руб. Штрафы настолько большие, что их вряд ли кто сможет уплатить. Более строгим стал не только уголовный закон, но и практика его применения. Прошло не так много время после введения в действие нового кодекса, а колонии уже переполнены осужденными. Государственная Дума вынуждена объявить амнистию, чтобы освободить тем самым от уголовного преследования более 400 тыс. лиц, виновных в совершении преступлений, в том числе более 30 тыс. осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Создается впечатление, что наша уголовно-правовая система “работает” не по тем направлениям, которые заслуживают первостепенного правоохранительного внимания, а в результате приходиться исправлять допущенные ошибки посредством периодически объявляемых амнистий. Может показаться странным, но конституционные права и свободы человека и гражданина охраняются УК РФ менее строго, чем другие объекты. Если среднеарифметический индекс наказуемости, например, преступлений против конституционного строя и безопасности государства составляет примерно 9 лет лишения свободы (это самый высокий индекс наказуемости), то аналогичный показатель применительно к преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина составляет всего лишь 1,5 года лишения свободы (самый низкий показатель). Правда половая неприкосновенность личности охраняется весьма строго (8,5 лет). Самое ценное благо человека - его жизнь, здоровье - охраняется в 2 раза менее строго, чем честь, достоинство, физическая свобода личности (3 года против 6 лет). Вообще, в части ограничения прав и свобод в нашей стране накоплен немалый опыт. Свою лепту в это неблагодарно, но все же во многих случаях необходимое дело вносит и нынешнее время. Известно, что уголовный закон ограничивает права и свободы человека не ради самих этих ограничений, а в общественно полезных целях. Например, расширяя возможности применения условного осуждения посредством наполнения его реальными право ограничениями, мы тем самым сужаем сферу применения лишения свободы. А, введя пожизненное лишение свободы, мы получили достаточно серьезную альтернативу смертной казни, которая в настоящее время практически не применяется.
И последнее, что следует иметь в виду, говоря об особенностях становления правового государства в Российской Федерации.
Закрепив за Россией статус правового государства (Ст. 1 Конституции РФ), следует помнить что, под правовым государством обычно понимается “практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и свободы личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия”[14]. Если следовать этому определению, то Россия не может являться правовым государством, так как на данный момент является чисто бюрократическим государством. Бюрократическая машина мешает в полной мере защите свобод граждан, осуществлению народовластия. Государство, по своей структуре являющееся бюрократическим, не может эффективно бороться с бюрократией, так как это был бы полный абсурд: борьба бюрократии с бюрократией.
Для создания правового государства нужны соответствующие условия и первое из них – наличие развитого гражданского общество, то есть как раз то, чего России в первую очередь не хватает. В России есть парламент, есть демократическая Конституция, органы конституционного контроля, развитая судебная система, но отсутствует гражданское общество.
Все ветви власти являются более или менее зависимыми от исполнительной власти, которая по сущности должна просто исполнять постановления других властей. Нет реальной защиты прав и свобод граждан, так как суд не возвышен до некоего образца, средства обеспечения правовой государственности. Отсутствие всего выше перечисленного осложняет становление правового государства в России. “Необходимым аспектом и условием развития человека как разумного и гуманного существа является его свобода”.[15] Отсутствие свободы тормозит развитие права, а как следствие из этого — формирование правового государства.
Предоставленный материал никак не может полностью отразить огромный объем проблем, которые возникли в связи с осуществляемыми демократическими реформами.