Смекни!
smekni.com

Формы государства (стр. 2 из 7)

Идеологический подход берет за основу идеологию публичной власти в том или ином государстве и называет следующие типы: коммунистические (Китай, Куба, Вьетнам), социалистические (Швеция), консервативные (ФРГ, Великобритания при Тетчер), либеральные (США в президентство Клинтона) и националистические (Индия, Эстония, Латвия) государства.

Форма государства индивидуализирует каждое конкретное государство, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы. Внутренняя форма всегда содержательна и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью государства на данном историческом этапе его развития. Внешняя форма государства изменчива, текуча, соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Поэтому в рамках типов государства возможны вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства исторически определенных классов, уровня культуры и цивилизации, а также существующего политического режима.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны – государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

3. Форма правления. Монархия и республика. Особенности

формы правления в Российской Федерации.

Рассмотрим первую составную часть структуры формы государства – форму правления. Теория государства, фиксирую в его истории реально возникающие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них – это деление форм правления по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному – монархия, если многим – аристократия, если всем – демократия или республика. Существование такой классификации отмечено еще Геродотом в его повествовании о споре между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления следует установить в Персии, после убийства Лже-Смердиса. Критика этой классификации восходит к Платону и Аристотелю.

Первый из них различал формы правления в зависимости от преобладания в государстве трех добродетелей: мужества, мудрости и умеренности. Второй – в зависимости от соотношения правильных или искаженных видов правления, объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными – те, в которых у правителей преобладает личный интерес.

Существовали и другие классификации, но зафиксированное Геродотом деление дошло до наших дней, правда, среднее звено геродотовской триады – аристократия –было утрачено в ходе развития государственности. Фишеровский словарь назвал такую классификацию классической.

Понятие формы правления в теории государства и права позволяет уяснить: как создаются высшие органы государства и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Приведем два варианта определения этой формы государства:

1. Форма правления – это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней.

2. Форма правления – это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, Правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

Как видно из приведенных определений, основным в понятии формы правления является организация верховной власти государства и порядок ее образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный – в монархическом государстве).

В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами – собственниками, характерна республиканская форма правления. Для современных государств характерны 2 формы правления: республика и монархия.

Форма правления обуславливается также конкретной расстановкой социально-политических сил и результатом борьбы между ними (проявляется в разных странах в революционные периоды); историческими особенностями отдельных стран (существование в современной Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях отдельного государства (трудности на пути становления демократии в России объясняются спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм власти в ряде государств после Второй Мировой Войны).

А теперь настало время рассмотреть эти две формы правления: монархию и республику.

При монархической (греческое слово monarchia – единовластие) форме правления главой государства является единоличный правитель – монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. Вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государств, а республика (несмотря на то, что это такая же древняя форма) – скорее исключением. С начала прошлого века это соотношение неуклонно изменяется, сегодня монархия уже рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (ряд государств Европы, Япония, страны Содружества).

Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими в современной мире идеями народного суверенитета и равноправия людей. Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх – единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. Во всех монархических странах монарх является по закону особой неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король – в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан – в Малайзии, Брунее, Омане; эмир – в Кувейте, ОАЭ; великий герцог – в Люксембурге; князь – в Лихтенштейне.

Одним из основных элементов монархической системы правления является престолонаследие. Другим важным институтом монархической формы правления является регентство (от лат. regere – управлять) временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни или отсутствия монарха.

Монархия как форма весьма неоднородна, гибка и изменчива, благодаря чему ей и удалось выжить в современных условиях. Кратко рассмотрим схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. В ранних азиатских государствах монархия выступала как неограниченная деспотия (иногда как теократия). С развитием феодализма монархия выступала первоначально как раннефеодальная монархия, принимая иногда форму феодальных империй; затем – как монархия феодальной раздробленности, характеризующаяся слабой центральной властью; за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся в монархию абсолютную. В результате буржуазно демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (ограниченной). Конституционная монархия прошла две фазы развития: от дуалистической монархии к парламентской.

Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института. Раннефеодальной монархии сегодня не существует. В современном мире существуют два исторических типа монархий – абсолютная и конституционная. Конституционная монархия существует в двух видах: дуалистической и парламентарной. Абсолютная монархия существует ныне в двух формах – светской и теократической (Ватикан).

Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. В настоящее время сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последнее время делаются первые шаги по переходу к конституционной монархии, однако, пока эти реформы не изменили абсолютного характера монархий. Город-государство Ватикан является теократической монархией. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит Папе, пожизненно избираемого коллегий кардиналов.