Своевременное выполнение задач может быть определено как база отсчета в определении ускорения или замедления времени. Предупреждение событий, если оно позволяет сдвинуть главный срок - срок Начала основного дела, сдвинуть так, чтобы субъект мог начать основное дело прежде того, что намечено расписанием - позволяет говорить об ускорении времени. Но субъект в этом случае сокращает длительность нормативного, прежде заданного социально, процесса.
Итак, базовой осью, относительно которой отсчитывается исполнение, ход времени, процесс, является либо привычный ход процесса (сроки, достижения), либо план. Сопоставляя реальное исполнение с такого типа осью можно говорить либо о замедлении, либо об ускорении хода процесса, времени. Часто субъект сам изобретает приемы, находит новые пути решения задач. Рациональный, удачный прием позволяет субъекту ускорить выполнение задачи, даже при малой трате сил, приблизить необходимый результат, получить его раньше намеченного срока. Разве это не ускорение времени?
Что такое время? Это мера процесса, способ его схватывания, пути размышления о нем. Чтобы способ был адекватен объекту, реальности, необходимо, чтобы в нем как можно точнее отражались особенности процесса, его тонкости и детали. Время - характеристика процесса, в которой выражается связность и последовательность, начало, конец, цикличность. Можно ли дать процессу такую характеристику помимо субъекта, включенного в процесс, осуществляющего процесс и управляющего им. Едва ли. Тем более, что субъект обладает памятью и способностью ощущать и переживать непрерывность, отличать ее от дискретности. [5]
Итак, первый шаг, который мы делаем в рассмотрении времени - вводим понятие синхронизации. Исходя из многократного повторного исполнения процесса прежде уже многими людьми, имеется у людей норма исполнения процесса по длительности и ритму периодов труда и отдыха, по основным ключевым событиям, образующим процесс, а также и по возможной степени вариации в рамках нормы, около нормы. Субъект, человек исполнитель должен освоить нормы - это нелегкое дело. Он должен подняться на вершину мастерства. Освоив дело, субъект сделал его достоянием своего опыта. Он может думать о нем и говорить, планировать, предусматривая, и анализировать, совершив. Содержанием опыта становятся пространственно-временные схемы - формы исполнения, действия. Действие, процесс исполнения, может выполняться чуть быстрее или медленнее, в зависимости от обстоятельств. Восприятие шире действия. В перцептивном пространстве субъекту даны симультанно множество движущихся, меняющихся предметов и процессов, в том числе и действие самого субъекта. Способность улавливать изменения и схватывать объекты в целом в их идентичности. Схватывать и удерживать окружающий мир в его меняющейся тожественности предполагает большую сложную работу восприятия, мышления, интуиции, которая доступна только профессионалу. Восприятие параллельно действию, исполнению. Отвязано от него, по крайней мере, частично. Переживание значимости срока - ключевого события. В пространственной и временной карте субъекту даны значимости объектов и событий. Даны, хотя несколько иначе, и в восприятии. В опыте мир дан субъекту в его эмоциональных и смысловых дифференциациях. Приближение срока вызывает переживания субъекта и заставляет его действовать быстрее, медленнее, точнее. Быть внимательнее и аккуратнее.
Чтобы успеть в срок, субъект должен переживать скорости процессов. Точно воспринимать и переживать эмоционально. Субъект должен иметь опыт переживания скорости процесса и уметь реагировать на ее изменения.
Моторика и речь, как формы исполнительных процессов, ожидание и воспоминания, взаимодействия субъекта и ближайшего социального окружения, начиная от постановки задачи - успеть к сроку - и заканчивая анализом и оценкой исполненного. Все это и многое другое необходимо запустить в ход, чтобы понять, как успевает субъект во время выполнить действие в окружающем мире.
Действие субъекта должно быть выполнено к сроку, синхронно с одним из ключевых событий.
§3. Темп работы водителя и дефицит времени
Темпом работы называют скорость, с которой одно движение сменяется другим. Темп может быть свободным, т. е. зависеть от человека, выполняющего работу, и принудительным, зависящим от условий работы. На большой скорости в ряде случаев водитель вынужден выполнять действия по управлению автомобилем в принудительном темпе, который при дефиците времени, может стать непосильным, и будет превышать психофизиологические возможности водителя. Способность же работать в высоком темпе является важнейшим элементом его мастерства.
Исследования показали, что при интенсивном городском движении водителю приходится на 1 км пути выполнять следующие операции:
Остановить автомобиль.......................................... до 2—3 раз
Тронуться с места ............…………………………...2—3 раза
Включить и выключить сцепление .............................7—8 раз
Переключить рычаг передач ....................................... 5—6 раз
Притормозить автомобиль (в том числе без выключения сцепления)... 4—5 раз
Включить и выключить указатели поворотов ......... 2—3 раза
Существенно изменить скорость движения за счет подачи топлива..... 3—5 раз
Существенно маневрировать рулевым колесом ........3—5 раз
Посмотреть на светофоры, регулировщиков и дорожные знаки........... 7—8 раз
Таким образом, водитель при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения выполняет 40—50 операций на 1 км пути. При скорости движения автомобиля 20 км/ч расстояние в 1 км будет преодолено за 180 с, следовательно, на одну операцию в среднем приходится от 3,6 до 4,5 с. При большей скорости паузы между операциями резко уменьшаются. Так, при скорости автомобиля 30 км/ч в среднем каждая операция выполняется за 2,4—3,0 с, а при скорости 40 км/ч —- за 1,8—2,5 с (данные Я. И. Бронштейна). Если средняя частота операции по управлению автомобилем составляет не более 3,5-4 с, то такой темп доступен любому водителю. Если же темп выполнения операции увеличить в 2 раза, то он уже будет недоступен для многих водителей; они начнут пропускать некоторые операции и будут вынуждены снизить скорость автомобиля.[18]
При уменьшении же числа операций в процессе управления автомобилем средняя скорость движения увеличивается.
Торопиться — не значит спешить. Спешка (кстати, и слово-то не автомобильное, а с явным «пешеходным» корнем) — к добру не приводит. Спешка заставляет пренебрегать правилами, рисковать, терять бдительность, применять далеко не лучшие приемы управления автомобилем. Что же делать в тех случаях, когда вы опаздываете, опаздывать совсем не хочется? Не спешить! Ведь спешка почти никогда не дает выигрыша во времени. Этому есть доказательства как житейского, так и чисто научного плана.
Время перемещения от одного пункта к другому, как мы знаем, зависит от скорости движения. Но оказывается зависит совсем не так, как думают некоторые.
В небольшой, но достаточно интересной работе, посвященной скорости и безопасности движения, приводится яркий пример того, какой небольшой выигрыш можно поручить при такого рода езде. Существует мнение, что быстрая езда является признаком водительского мастерства. Однако если проанализировать стиль езды опытных водителей, то результат окажется несколько неожиданным. Опытного водителя отличает движение без больших перепадов скорости, заданный маршрут он проезжает без резких торможений и интенсивного разгона, с наименьшим количеством переключения передач. В конечном итоге такой режим движения значительно меньше утомляет водителя и пассажиров, при этом снижается расход топлива и в известной мере уменьшается износ автомобиля. Спокойный водитель является хорошим партнером в дорожном движении, он не совершает резких неожиданных маневров, намерения такого водителя понятны другим участникам движения.
Неоспоримые преимущества спокойного стиля в дорожном движении лучше всего можно проиллюстрировать результатами одного интересного эксперимента, проведенного в ФРГ. Водители двух одинаковых легковых автомобилей марки ВМW получили задание проехать 1500 км по одному и тому же маршруту. Водитель первого автомобиля должен был ехать с максимально возможной скоростью, однако не нарушая правил движения и подчиняясь всем дорожным знакам на его пути. Водителя второго автомобиля обязали двигаться в общем режиме транспортного потока. Автомобили были оборудованы аппаратурой для регистрации числа торможений, скорости, расхода топлива. До начала эксперимента многие были убеждены, что водитель первого автомобиля окажется на финише значительно раньше и выиграет у водителя второго автомобиля от 2 до 5 ч. Водитель первого автомобиля действительно развивал на отдельных участках скорость до 150 км/ч. Однако движение его было очень неравномерным, часто приходилось прибегать к резкому торможению. В пути водитель несколько раз попадал в аварийные ситуации. Всего было зафиксировано 1334 торможения, из них пять очень резких. Водитель на своем пути выполнил 2004 обгона, его обогнали только 13 автомобилей.
Водитель же второго автомобиля двигался со скоростью не более 110 км/ч без резких торможений и совершал обгоны лишь в тех случаях, когда в этом действительно возникала необходимость.[19]
На всем маршруте он сделал 645 обгонов, его же обогнали 142 раза.
Анализ результатов этого эксперимента свидетельствует, что водитель первого автомобиля слишком дорогой ценой выиграл 31 мин, или 2,5% времени на маршруте 1500 км.