Саморегулирование в автотранспортной деятельности.
Одна из современных мировых тенденций постиндустриального общества – это интенсивное формирование единого транспортного комплекса на основе использования преимуществ территориально-географического расположения и ресурсного потенциала государства, а также комплексное его обслуживание.
Единый транспортный комплекс предполагает и единые унифицированные правила функционирования всех составляющих такого комплекса, в том числе и автомобильного транспорта. Что наблюдается в Евросоюзе, а также в тех странах, которые желают в него вступить.
Россия тоже стремится как можно более полно интегрироваться в мировую экономическую систему, в том числе и в транспортный комплекс, используя свое выгодное географическое положение, как связующее звено между Европой и Азией. Но для осуществления этой цели необходимо, кроме всего прочего, чтобы транспорт и транспортная инфраструктура страны соответствовали европейским и мировым требованиям и стандартам.
И если в Европе сложилась определенная система правил и порядка работы транспортных компаний на рынке автотранспортных услуг, то в нашей стране никаких цивилизованных правил игры на этом рынке не существует. У нас же действует принцип: «рынок сам все расставит по своим местам». Но в таких условиях ни о какой интеграции речь идти не может. Если не создать законодательно установленных правил автотранспортной деятельности, то при вступлении страны в ВТО и интеграции в мировую транспортную систему российские автотранспортные компании просто будут замещены высокоорганизованными европейскими компаниями, так как наши российские автотранспортники будут не в состоянии внедрять передовые инновационные технологии и обновлять свой парк современными транспортными средствами, и, следовательно, не смогут стать конкурентоспособными.
Многие авторитетные деятели автотранспортной отрасли приводят высказывания западных специалистов, утверждающих, что перевозки это слишком важная часть процесса распределения товаров, чтобы позволить их государственное регулирование. Но при этом забывается, что там имеется мощный устоявшийся фундамент – законодательная и конституционная база.
Автомобильный транспорт является важнейшим элементом транспортной системы России. Стратегическая цель автотранспортной отрасли – полное и качественное удовлетворение потребности в грузоперевозках всех секторов экономики, повышение подвижности населения, обеспечение безопасности пассажирских и грузовых перевозок, а также поддержание транспортной безопасности страны в целом.
В автотранспортной отрасли (внутренние российские перевозки грузов) сложилась парадоксальная ситуация, характеризуемая следующими показателями:
1.На долю автомобильного транспорта приходится 80 процентов общего объема перевозок грузов (без трубопроводного). Вклад автомобильных перевозок в производство ВВП составил 7 процентов. Но при этом рентабельность грузовых перевозок автомобильным транспортом в 2005 году достигла всего 0,4 процента, тогда как в среднем по всем видам экономической деятельности рентабельность составляет 14 процентов.
2. Грузовым автомобильным транспортом всех отраслей перевезено 6,68 млрд тонн грузов. При этом доля коммерческих перевозок составила 24,1 процента (1,62 млрд тонн). Общий парк грузовых автомобилей составляет 4,5 млн единиц, из них 2,2 млн единиц принадлежат предприятиям различных ведомств для собственных нужд, т.е. перевозки не за плату (перевезено 5,01 млрд тонн, или 75 процентов); 2,21 млн единиц находятся в индивидуальной собственности граждан (перевезено 1,62 млрд тонн, или 24,1 процента по официальной статистике); 55 тысяч единиц приходятся на предприятия отрасли «Автомобильный транспорт (перевезено 580 млн тонн, или 0,9 процента).
3. Пассажирским автомобильным транспортом (автобусами) перевезено 15,636 млрд человек, или 53 процента от общего объема (доля железнодорожного транспорта составляет всего 4 процента, или 1,3 млрд человек). При этом пассажирские перевозки продолжают оставаться убыточными.
4. Налоговые поступления в бюджетную систему РФ в 2005 году от всех видов транспорта, включая трубопроводный, составили 221 млрд рублей. Основной объем налоговых поступлений получен от деятельности железнодорожного транспорта – 81,4 млрд рублей. Конкретных же данных о налоговых поступлениях от автомобильного транспорта нет. При этом, по экспертным расчетам, теневой оборот автомобильных грузовых перевозок оценивается в примерно в 90 млрд долларов (2,4 трлн рублей).
5. Безопасность на автомобильном транспорте достигла уже такого состояния, что стала проблемой государственного уровня и требует принятия экстраординарных мер. Кроме проблем обеспечения безопасности дорожного движения в современных условиях обострилась проблема антитеррористической безопасности транспорта. Однако внедрение в автотранспортную отрасль передовых технологий, позволяющих повысить эффективность работы автотранспорта и его безопасность, не представляется возможным или по разным причинам тормозится.
6. При всей важности автомобильного транспорта для экономики и социальной сферы автотранспортная отрасль является единственной отраслью, которая опирается на устаревшую законодательную базу. Так, например, основной закон автотранспортной отрасли - Устав автомобильного транспорта, принятый в еще в 1969 году, - не только морально устарел, но и просто не соответствует сложившимся в России новым экономическим отношениям. Проект нового устава разрабатывался более 10 лет, и хотя к настоящему времени он внесен правительством России в Госдуму, устав - это не тот документ, который должен исчерпывающим образом решить все вопросы. Следует констатировать, что за последние годы правовой вакуум и отсутствие эффективного регулирования автотранспортной отрасли привели практически к полной анархии на рынке внутрироссийских грузовых автомобильных перевозок.
7. Характерным примером является отмена лицензирования практически всех видов автотранспортной деятельности, кроме пассажирских перевозок в коммерческих целях без одновременного внедрения альтернативных способов регулирования. Таким образом, рынок автотранспортных услуг неконтролируемо заполнился огромным количеством автоперевозчиков, которые не соблюдают и не обеспечивают элементарные условия по безопасности дорожного движения, экологической безопасности, не платят налогов, так как для осуществления этого вида деятельности сегодня достаточно иметь лишь водительское удостоверение и автомобиль. Такое положение привело к распаду крупных, технологически эффективных автотранспортных предприятий и передислокации большинства хозяйствующих субъектов в «теневой бизнес», разрушению системы учета и контроля автотранспортной деятельности.
При этом органы государственной исполнительной власти в сфере транспорта ничего конкретного и реального по выправлению такой ситуации не предлагают, кроме общих размытых и ни к чему не обязывающих формулировок.
Так, например, в Минтрансе на основе Транспортной стратегии разработана система стратегических целей и тактических задач:
• развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры;
• повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
• повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализация транзитного потенциала страны;
• повышение комплексной безопасности транспортной системы;
• улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.
Из объявленных целей только в пятой уделяется внимание развитию рынка транспортных услуг. Как же министерство планирует реализовывать эту цель - с помощью дальнейших структурных преобразований, цель которых – создание цивилизованного рынка транспортных услуг, основанного на конкуренции независимых операторов, привлекательного для инвесторов и предпринимателей.
На сегодняшний день нет четкого понимания, как создать цивилизованный рынок автотранспортных услуг. Общие фразы: создание рынка, основанного на конкуренции независимых операторов, и привлекательного для инвесторов и предпринимателей.
Но, во-первых, нигде нет четкого определения «оператор транспортных услуг», «транспортный оператор» и т.п. То есть, не определено и, естественно, законодательно не закреплено, кто и как может быть таким оператором. В проекте нового Устава автомобильного транспорта также нет такого понятия. Ни в одном документе, разрабатываемым сегодня, нет упоминания о полномочиях и механизмах надзора за осуществлением автотранспортной деятельности и порядке учета хозяйствующих субъектов. Фактически оказанием услуг автотранспортной деятельности можно заниматься, не регистрируясь не только как юридическое лицо, но даже в качестве индивидуального предпринимателя, что уводит в «тень» большую часть этого бизнеса. Такие «серые» участники автотранспортного рынка не платят никаких налогов и не несут многих других расходов, связанных с организацией бизнеса, что, соответственно, ставит их в более выгодные условия по сравнению с законопослушными участниками рынка.
Эффективность использования автомобилей – задача транспортной компании. В этом вопросе не надо государству прикладывать усилия, т.к. бизнес сам очень хорошо умеет считать деньги, а если этого он не будет делать, то быстро разорится. И в этом случае никакие меры государства ему не помогут.
Почему многие компании (организации, предприятия и т.п.) имеют свой собственный автотранспорт, т.е. осуществляют перевозки грузов в собственных интересах? И почему государство в этом случае считает транспорт и перевозки неэффективными?
Ответ на первый вопрос как раз и подтверждает, что организации умеют считать деньги: так как в современных условиях уровень надежности и качества предоставляемых услуг большинства автотранспортных компаний крайне низкий. Убытки от использования таких компаний превышают расходы на содержание собственного транспорта. Поэтому эффективнее использовать собственный транспорт. И это ответ на второй вопрос.