Смекни!
smekni.com

Коллекция Пермской государственной художественной галереи (стр. 2 из 4)

С ХIV века к местным финно-угорским племенам приходят большие массы русских переселенцев. Они сразу обращают внимание на своеобразие местной культуры. Христианские проповедники записывают: «Боги суть… болваны истуканные, изваянные, издолбленные, вырезом вырезанные…». Христианство воспринималось местными народами трудно и, конечно, наивно. К новым ликам Христа относились вполне по-язычески - изображение считалось самим божеством. «Примитивныйчеловеквиделздесьбожествовоплоти,—справедливопишет А.И.Леонов. — Он не знал разницы между божеством и его изваянием. Изваянное божество, да еще раскрашенное, а иногда и одетое в ризы, покоряло своей ощутимой реальностью, воздействовалоначувстваснеотразимойубедительностьюивластью» (ЛеоновА.И.Деревяннаяскульптура.—Вкн.:Русскоедекоративноеискусство.T.2.М.,1963. С.99).

Постепенно языческих идолов сменили изображения христианских святых. В первую очередь, самых популярных – Николы Можая и Параскевы Пятницы. Один считался покровителем городов и селений, защитником путешественников. Другая – покровительницей земледелия, торговли и домашнего очага.

ПервоеписьменноеупоминаниеодеревяннойрезьбевПрикамьепринадлежитМ.Кайсарову.Оносвидетельствуетотом,чтоужевначалеXVIIвекавздешнихцерквахимелисьрезныепроизведения,правда,неясно—местноголипроисхождения.ДатированныхпамятниковXVIIвеканесохранилось.Такчтогодсозданиятехилииныхпроизведений,хранящихсявПермскойкартиннойгалерее,следуетсчитатьусловным.Исследователямнародногоискусствахорошоизвестно,скольсильнывнемтрадиции,скакойсилойичистотоймогутговоритьдажевтворчествесовременногомастеравесьмаотдаленныеэпохи.Темнеменее,духовныеихудожественныеосновыискусстваXVIIвекаживутвпермскойскульптуре,несомненно,взначительноймереопределяяеепреемственностьпоотношениюкдревнерусскомуискусству.

Статуи Николы из с. Дубровское и Параскевы Пятницы из с. Ныроб выполнены именно в древнерусских традициях. Обе они прямы, неподвижны. Главенствует в них не объем, а плоскость. Точка зрения предполагается одна, фронтальная. И это главное, принципиальное отличие их от классических европейских скульптур, которые всегда раскрываются во множестве точек зрения, при круговом обходе.

Но именно эта скованность, обобщенность ранних пермских скульптур делает их особенно выразительными. Здесь действует своеобразный закон сохранения энергии – внешняя неподвижность и прямизна таят в себе огромную духовную мощь… Вот почему особое впечатление производят в такой скульптуре каждый намек на движение, каждый изгиб формы или, в особенности, огромные выразительные глаза, словно проникающие в глубину души. «Ревнителинатуралистическогопониманияформы,вероятно,найдутвпредельнообобщеннойфигуреПараскевыбезжизненность,ноона—самажизнь,взятаяневотдельномпреходящеммоменте,аввечности,—пишетГ.К.Вагнер.—Толькобольшиеичуждыемелочностичувства,прошедшиектомужечерезгорнилосамыхтяжелыхиспытаний,моглисоздатьтакойвеличественныйинежный,внутренненапряженныйичистыйобраз» (ВагнерГ.К.СкульптураДревнейРуси.—Всб.:Триставековискусства.М.,1976. С.255).

Огромное значение имеет роспись скульптур, сделанная, как и в иконописи, яичной темперой по левкасу (меловому грунту). Роспись «договаривает» то, что отсутствует в объемной моделировке. Благодаря яркой нарядной росписи, скульптура оживает в пространстве и производит огромное эмоциональное впечатление. Пермские статуи Николы и Параскевы напоминают древние новгородские, архангельские скульптуры, но отличаются более обобщенной, «надличностной» характеристикой, более темным и строгим колоритом.

Пермская скульптура – часть общерусской деревянной культовой пластики – переживает те же этапы развития, испытывает те же влияния. С ХVIII века здесь можно найти такое же размежевание стилей, направлений и групп. Сохраняются древнерусские стилистические традиции, ярко расцветает барокко, пришедшее из Европы и распространившееся на все виды изобразительного искусства. С середины столетия появляются памятники так называемого стихийного реализма, а в конце ХVIII – начале ХIХ века в деревянную пластику проникает всепобеждающий классицизм.

Памятники древнерусской традиции появлялись на протяжении всего ХVIII столетия, но наиболее часто – в первой его половине. В пермской коллекции это выразительные скульптуры «персонального жанра», Параскевы Пятницы и Николая Чудотворца, чаще всего – в иконографии Николы Можайского. Наиболее ранней можно считать «большемерную» скульптуру Николы из Чердыни – надмирно-величавый образ высокого покровителя. Массивная голова и широкие плечи под красной фелонью, крупные руки с благословляющим жестом, суровый нахмуренный лик – все производит поистине неизгладимое впечатление. Поражает и яркая многоцветная роспись с золотыми разделками, с имитацией жемчугов и каменьев. Образ Николы почитался как общегородская святыня. Другие, более камерные изображения Николы Можайского сохраняют ту же суровость и аскетизм, ту же обобщенность форм и выразительность росписи, но такого величия и внушительной силы не имеют.

Скульптура Николы Можайского из Покчи, подтверждает длительную актуальность древнерусских канонов, выделяется высокой одухотворенностью. Незыблемость фигуры-столпа кажется следствием не физической силы, а огромного духовного превосходства. Меч и «град» в тонких руках святого имеют чисто символическое значение. Образ окрашивается не в «воинственные», а в «учительные» тона, что подчеркивает и особенность темной монашески-сдержанной росписи с преобладанием холодных цветовых оттенков.

Скульптура Параскевы Пятницы - единственная в коллекции. Фигура самой Параскевы выполнялась в начале ХVIII века. Несмотря на небольшие размеры и укороченные пропорции, она производит монументальное впечатление. Небольшие фигуры предстоящих Екатерины и Варвары добавлены через несколько десятилетий. Еще позднее вся композиция была перемонтирована и размещена на другой доске. Так изменялись и другие скульптуры, нередко «поновляемые» двумя-тремя слоями поздней, часто масляной, краски. Многие скульптуры включая и «Параскеву», помещали в киоты с расписными створками. Сейчас почти все киоты утеряны.

Одним из уникальных произведений древнерусской пластики является рельеф «Собор архангелов» из с. Губдор, представляющий собой довольно высокий «вынесенный» рельеф с трехчастной композицией, как бы замкнутой в круг плавными взмахами архангельских крыльев. Удивительна гармония колорита, основанная на сочетании синего и оранжевого цветов. Крупные цветовые пятна точно выделяют узлы композиции и вторят «обтекаемым» формам рельефа. Светло-коричневые оттенки кудрявых волос, легкая подрумянка ликов, тонкие «летучие» пробела дополняют и чуть приглушают основной цветовой контраст, столь характерный для северной иконописи, начиная с устюжского «Собора архангелов» ХIII столетия.

Центральным образом пермской – да и всей русской деревянной скульптуры – может считаться образ Христа, причем Христа страдающего – распятого или истязаемого в темнице. Распятия очень разнообразны по типу, стилю, манере резьбы. Распятие из северного города Соликамска – образец классической древнерусской резьбы, уходящей своими корнями в домонгольское время. Чем-то оно напоминает икону Дионисия: та же удлиненность пропорций, хрупкость черт, изящество разворота. Формы рельефа обобщенны и плоскостны, но не застылы. Здесь появляется то важное качество, без которого немыслима скульптура Нового времени и которое можно условно определить словом «пластичность», подразумевая под этим связность, последовательность, органическую целостность всех элементов скульптуры. Новое – и в эмоциональной открытости образа: соликамское «Распятие» отличается высоким напряженным трагизмом.

«Поклонный крест» из с. Вильгорт обладает совершенно иным выразительным строем. Художник представляет распятого Христа маленьким неказистым мужичком с печальным выражением большеносого неправильного лица. Почти вдавленное в крест тело кажется совершенно бесплотным - огромная голова обретает самостоятельное значение и становится своеобразным центром композиции, включающей Саваофа, Св. Духа в виде белого голубя в медальоне, маленьких ангелочков, слетающих к распятию и утирающих слезы платками… Очевидно, это первое изображение в пермской скульптуре, выполненное в духе примитивизма.

Огромное «Распятие» из г. Усолья сразу поражает размерами и, конечно, необыкновенной реалистичностью исполнения. Если распятия древнерусской традиции всегда ориентированы на плоскость, то усольское распятие может вполне считаться круглой скульптурой. Своей тяжестью и массивностью и, вместе с тем, отличной проработанностью всех деталей и форм это распятие близко европейской возрожденческой пластике. Его пластика означает начальную стадию традиции так называемого «стихийного реализма», распространившегося по всей России во второй половине ХVIII - первой половине ХIХ века.

В этот же временной отрезок появилось и огромное количество изображений Христа, сидящего в темнице и переживающего свои земные мучения.

Страдающий Христос, по легенде, изображен здесь в ночь перед Голгофой: на голове у него терновый венец с острыми шипами, в руке – палка, другая прикрывает щеку от удара. Реакция на окружающее становится важнейшим содержанием образа. Спаситель «в темнице» изображается по-разному. То он совершенно выключается из окружающего (как «Христос» из пос. Пашия), то активно с ним взаимодействует (как «Христос» из с. Усть-Косьва). Последняя скульптура особенно характерна. Неистовая сила протеста выражена в мощной фигуре, в суровом лике, в гордо поднятой голове. Считается, что национальные признаки живущих в Прикамье народов выражены здесь наиболее ярко.

Сюжет «Христос в темнице», как считают исследователи, пришел на Русь с Запада еще в ХVII веке, в большом потоке заимствований, а в ХVIII веке распространился по всем художественным центрам России. Такие скульптуры делали в средней Руси, Поволжье, Сибири. Пермские скульптуры, помимо этнических признаков, отличаются активной эмоциональностью, резко противоборческим духом. Это и не удивительно, если вспомнить, какой здесь была историческая обстановка, как в борьбе с властителями края ковалась «камская вольница», чьи подвиги запечатлялись в сказаниях и легендах.