На территории парка было 5 источников. Как свидетельствуют пятигорские архивы, источники эти были отделаны тесаным камнем. Над Михайловским источником была сооружена Китайская беседка, «деревянная о восьми колоннах, крыта листовым железом и выкрашена различными красками». От Китайской беседки были проложены несколько виноградных аллей. Одна из них вела к тихому, уединенному гроту, который отсюда хорошо виден.
Здесь произошла встреча Веры и Печорина. «Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор. Зачем она здесь? – и та ли ? И почему я думаю. Что она? И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинкой на щеках! Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь, шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула.
- Вера! – вскрикнул я невольно.
Она вздрогнула и побледнела».
Грот был построен братьями Бернардацци в 1830-31 годах. При благоустройстве города они обнаружили в скалистом склоне Машука пещеру. Ее отделали, высекли в глубине скамью и проложили к гроту дорожку. Грот стали называть именем поэта, потому что часто видели его здесь, сидящего в глубокой задумчивости. Но особенно широкую известность грот получил после выхода в свет романа «Герой нашего времени». Этот поэтический уголок Лермонтов избрал место встречи своих героев – Веры и Печорина.
Большой популярностью во времена Лермонтова пользовался Елизаветинский источник. К нему ежедневно приходили если не воду пить, то ради развлечения.
5-я остановка. Елизаветинский источник.
Объект показа: Академическая галерея, площадка возле ее.
Мы находимся на площадке, где раньше был Елизаветинский источник. Сейчас вы видите здесь здание Академической галереи. Построена она была в 1847-1851 годах по проекту архитектора Уптона в итальянском стиле. По замыслу Уптона она должна была быть соединена двумя висячими мостами с Горячей горой и с Эоловой Арфой. Но этот проект не был осуществлен из-за недостатка средств.
Первоначально галерея называлась Елизаветинской, так как была поставлена на площадке Елизаветинского источника, но в 1925 году ее переименовали в Академическую в честь 200-летия АН СССР.
В повести «Княжна Мери» он упоминается несколько раз: «Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается все водяное общество», - пишет Печорин в дневнике за 11 мая, - «Наконец, вот и колодезь!… На площадке близ него построен домик с красною кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика».
Здесь же, у источника происходит встреча Грушницкого и княжны Мери. Печорин наблюдает эту сцену: «Я подошел ближе и спрятался за угол галереи. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтобы его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! Как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле выражало страдание.
Княжна Мери видела все это лучше меня. Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и убедившись, что ее маменька ничего не видела, кажется, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтобы поблагодарить ее, она была уже далеко. Через минуту она вышла из галереи с матерью и франтом, но, проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный – даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал, пока , спустившись с горы, она не скрылась за липками бульвара…»
Вслед за княжной Мери мы тоже поспешим на Пятигорский бульвар. Лучше всего он виден с площадки лестницы Академической галереи.
6-я остановка. Пятигорский бульвар.
Объект показа: Лермонтовская сосна, пятигорский бульвар.
Прежде чем говорить о бульваре, хочу обратить ваше внимание на одинокую сосну на склоне Горячей горы.
В 1827-1828 гг. шли работы по благоустройству города. От Елизаветинского источника к Александровским купальням, которые были на Горячей горе, была проложена дорожка и обсажена соснами. Из окрестностей Кисловодска было привезено и посажено здесь 210 сосен. Но на каменистой, пропитанной солями почве Горячей горы сосны росли плохо и постепенно погибали. Но одной сосне повезло, она выжила, хотя и ей приходилост очень трудно. Теперь эта сосна называется Лермонтовской.
Во времена Лермонтова пятигорский бульвар начинался от Елизаветинского источника и тянулся до нынешней улицы Соборной. Устроен он был в 1827-28 г. В книге Броневского «Поездка на Кавказ» так говориться о нем: «Неверится глазам, чтобы в такой глуши можно было найти и бульвар, липами обсаженный… И на нем такое же многолюдство, как на Невском проспекте… С тою только разностию, что тут подле бульвара журчит по камешкам ручей минеральной воды, запах которого, хотя не услаждает обаяние, но обещает то, для чего столько беспокойств претерпели в дороге…»
Пятигорский бульвар во времена Лермонтова был настолько популярен, что на нем можно было встретить в течение дня буквально все «водяное общество». Поэтому, естесственно, в повести «Княжна Мери» он упоминается неоднократно. Описывая пятигорский бульвар. Лермонтов дает великолепную характеристику его посетителей, заставляющую нас вновь и вновь восхищаться мастерством Лермонтова-писателя и психолога.
«Спустясь в середину города, я пошел бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору: то были большею частию семейства степных помещиков; об этом можно было тотчас догадаться по истертым, старомодным сюртукам мужей и по изысканным нарядам жен и дочерей; видно, у них вся водяная молодежь была уже на перечете, потому что они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро, узнав армейские эполеты. Они с негодованием отвернулись».
Пятигорское «водяное общество» – это типичная среда того времени. Прогулки, пикники, балы, разговоры о модах, игра в карты, сплетни и все насквозь пропитывающая ложь – таким предстает в романе общество дворян. И в этом обществе вынужден жить Печорин и другие, подобные ему, люди. И неудивительно, что они задыхаются в этом окружении.
На пятигорском бульваре живет героиня повести княжна Мери с матерью. Помните, Печорин и Грушницкий провожают ее взглядом «пока… она не скрылась за липками бульвара… Но вот ее шляпка мелькнула через улицу; она вбежала в ворота одного из лучших домов Пятигорска».
К этому дому мы сейчас спустимся.
7-я остановка. Дом княжны Мери.
Объект показа: дом № 12 по проспекту Кирова.
Мы прошли по старейшей части Пятигорска. Здесь еще сохранились постройки начала Х1Х века. Одна из них перед вами. Дом под номером 12а известен в Пятигорске как дом княжны Мери. Как и все дома в этой части города он был деревянным. Кирпичная облицовка его появилась в последней четверти прошлого века.
Конечно, вы понимаете, что княжна Мери – образ вымышленный, собирательный. Но, когда в 1881 году в Пятигорск приехал художник Михай Зичи делать иллюстрации к повести «Княжна Мери», он изобразил именно этот дом. И хотя такое его определение являлось условным, это старое строение лермонтовского времени стало привлекать к себе всеобщее внимание.
С домом, где жила княжна Мери, связано несколько эпизодов повести: «Молча с Грушницким спустились мы с горы и пошли по бульвару, мимо окон дома, где скрылась наша красавица. Она сидела у окна. Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно-нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин. Я навел на нее лорнет и заметил, что она от его взгляда улыбнулась, а что мой дерзкий лорнет рассердил ее ни на шутку. И как, в самом деле, смеет кавказский армеец наводить стеклышко на московскую княжну!»
Другой эпизод: «Вчера, записывает Печорин в дневнике, - я ее встретил в магазине Челахова; она торговала чудесный персидский ковер. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковер так украсил бы ее кабинет!… Я дал 40 рублей лишних и перекупил его; за это я был вознагражден взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство. Около обеда я велел нарочно провести мимо ее окон мою черкесскую лошадь, покрытую этим ковром».
Так, с легкой руки художника М.Зичи. этот дом сегодня мы называем домом княжны Мери.
На пятигорском бульваре есть еще одна старинная постройка, связанная с именем Лермонтова. Это дом неимущих офицеров. К нему мы сейчас пройдем.
8-я остановка. Дом неимущих офицеров.
Объект показа: здание курортной поликлиники (бывший дом неимущих офицеров),Ермоловские ванны, Лермонтовская галерея.
Мы остановились у одного из старейших каменных домов Пятигорска. Сейчас в этом доме расположена курортная поликлиника – одно из ведущих лечебных учреждений нашего курорта. Во времена Лермонтова это здание было двухэтажным, третий этаж пристроили в 60-е годы 19 века, а современный вид оно приобрело в 1884 году. Раньше этот дом был для неимущих офицеров. Он предназначался для размещения раненых и больных офицеров, которые прибывали в Пятигорск для лечения и не могли снять частную квартиру. В нижнем этаже дома располагалась военная комендатура, куда Лермонтов обязан был являться, чтобы получить разрешение для лечения на водах.