С 1816 по 1827 год Главнокомандующим на Кавказе был Алексей Петрович Ермолов. После подавления восстания декабристов Ермолов, известный своими прогрессивными демократическими взглядами,был отстранен от дел, находился в опале.
Лермонтов очень высоко ценил Ермолова. Об этом лучше всего свидетельствует очерк «Кавказец». Настоящим кавказцем, человеком достойным уважения, Лермонтов называет в очерке тех, кому «от 30 до 45 лет», т.е. кто служил при Ермолове. А в романе «Герой нашего времени» старый кавказец Максим Максимович на вопрос: «А вы давно здесь служите?», с гордостью отвечает: «Да, я уже здесь служил при Алексее Петровиче и при нем получил два чина за дела против горцев».
В лермонтоведении утвердилось мнение, что Лермонтов лично был знаком с Ермоловым. Зимой 1841 года, уезжая в свой последний отпуск в Россию, Лермонтов должен был заехать в Москву и лично передать Ермолову письмо генерала Граббе. Это же утверждает в своей работе «Лермонтов и Ермолов» всем вам хорошо известный И.Л.Андроников.
Известно также и то, что Ермолов очень ценил Лермонтова. Из воспоминаний Бартенева мы знаем, что известие о гибели поэта на дуэли привело Ермолова в ярость: «Уж я бы не спустил этому Мартынову! Если бы я был на Кавказе, я бы спровадил его… Уж у меня бы он не отделался. Можно позволить убить всякого другого человека, будь он вельможа и знатный: таких завтра будем много. А этих людей не скоро дождешься!».
Ермолов оставил память о себе в нашем городе. Он проявил большую заботу о молодом курорте, добился от правительства специальных ассигнований на его развитие. По распоряжению Ермолова было построено два ванных здания на Горячей горе. Одно из них называлось Ермоловскими ваннами. Эти деревянные постройки не сохранились. Но в память о Ермолове ванное здание, построенное в 1880 году, носит его имя.
Самое непосредственное участие принимал Ермолов в обсуждении проекта и строительстве Николаевских, ныне Лермонтовских ванн, в которыми мы познакомимся на следующей остановке.
Справка по дороге.
Параллельно зданию ванн вы видите галерею из железа и стекла. Галерея проектировалась архитектором Хржановским как летний курзал. Открыта в 1901 году и в память 60-летия со дня гибели Лермонтова названа Лермонтовской галереей. Сейчас это летний театр. (В галерее выступали Комисаржевская, Собинов, А.Дункан, Зощенко, Ильинский, Утесов со своим знаменитым джаз-оркестром, в 1927 году 6 сентября – В.Маяковский).
9-я остановка. Николаевские ванны.
Объект показа: Лермонтовские (бывшие Николаевские) ванны, территория парка «Цветник».
Это старейшее ванное здание Пятигорска. Построено братьями Бернардацци в 1826-1831 гг. В то время это было одно из лучших ванных зданий в России. Простые, гармоничные линии его и теперь привлекают внимание. Лермонтовские ванны являются архитектурным памятником классического стиля. Ванны вначале назывались Николаевскими. Имя Лермонтовских они получили в наше время в память о том, что М.Ю.Лермонтов лечился здесь в 1837 году. К сожалению, кабина № 4, в которой поэт принимал процедуры не сохранилась, т.к. здание внутри было реконструировано. Внешний вид его почти не изменился, если не считать, что были заложены боковые входы и оставлен один центральный.
В 1837 году, во время первой ссылки Лермонтов тяжело заболел и получил разрешение лечиться в Пятигорске. В письме С.А.Раевскому он писал: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить… В месяц меня воды совсем поправили». В письме из Пятигорска к Марии Александровне Лопухиной он сообщает: «…я теперь на водах, пью и принимаю ванны, в общем, живу совсем как утка»…
Николаевские ванны снабжались водой Александро-Ермоловского источника. Этот горячий сероводородный источник (или кислосерный) вытекает из Горячей горы. Отсюда хорошо видно бывшее место его выхода – вершина Горячей горы. (Сейчас на ней скульптура орла к 100-летию Пятигорска). Раньше целая река сероводородной воды сбегала каскадами с горы, здесь на ровной площадке она застаивалась, заболачивала местность, насыщая ее далеко не приятными испарениями.
Когда были построены Николаевские купальни и вода горячего источника стала использоваться для ванн, площадку, прежде заболоченную, осушили, и вскоре она стала очень популярной для дневных и вечерних прогулок отдыхающих.
Доктор Конради (главный доктор КМВ) писал об этом в своей книге: «Должно упомянуть о саде или рощице и цветнике близь Николаевской купальни… Низкие и неровные места, находившиеся перед купальнею в 1828 г… были подняты насипною землею наравне с дорогою и обсажены цветами и деревьями… во многих местах расставлены скамейки для отдохновения… Летом около бассейна обыкновенно играет музыка, и сад служит не только украшением, но и приятным местом для прогулки».
В одном из уголков парка «Цветник» расположен небольшой грот.
10-я остановка. Грот Дианы.
Объект показа: грот Дианы, площадка, прилегающая к нему.
Грот Дианы – искусственное сооружение. Он был высечен в горе. Соорудили его братья Бернардацци в начале 30-х годов Х1Х века. Своды грота облицованы плитами травертина, они опираются на две каменные колонны. Внутри полукруглая каменная скамья. Гроту дали имя богини Дианы, покровительницы охоты в древне-римской мифологии. Особенно привлекает грот в жаркую летнюю пору, в нем всегда сохраняется прохлада.
В 1980 году грот был реставрирован.
Лермонтов был частым посетителем грота. Э.А.Шан-Гирей даже утверждала, что «если уж какой-либо грот называть именем поэта, так этот. Тот, что именуется Лермонтовским гротом – это грот Печорина».
8 июля 1841 года, всего за неделю до дуэли, Лермонтов с друзьями устроил в этом гроте бал, или пикник, как многие его называли.
Много волнующих воспоминаний оставило это событие у современников.
По словам очевидцев грот был красиво убран разноцветными шалями и персидскими коврами. Повесили искусно импровизированную люстру из обручей, обвитых цветами и вьющейся зеленью, на деревьях развесили более двух тысяч разноцветных фонариков. На площадке над гротом разместился военный оркестр. По воспоминаниям Арнольди все необходимые приготовления делались на квартире у Лермонтова.
Бал в гроте Дианы оставил самые приятные воспоминания у современников. Лорер писал: «Природа, как бы согласившись с общим желанием и настроением, выказала себя в самом благоприятном виде. В тот вечер небо было чистого темно-синего цвета и усеяно бесчисленными серебряными звездами. Ни один листок не шевелился на деревьях. К восьми часам приглашенные по билетам собрались, и танцы быстро следовали один за другим… Лермонтов необыкновенно много танцевал. Да и все общество было как-то настроено к веселью… Кто думал тогда, кто мог предвидеть, что через неделю после такого веселого вечера настанет для многих, или, лучше сказать, для всех нас, участников, горечь и сожаление?».
Необыкновенную веселость Лермонтова отмечали многие участники бала. Раевский вспоминал: «Лермонтов был очень весел, не уходил в себя и от души шутил».
Бал в гроте Дианы подробно описан кузиной Лермонтова Катенькой Быховец. Ее воспоминания о Лермонтове проникнуты сердечной теплотой, сочувствием к трудной судьбе поэта. «Мы с ним так дружны были, - писала она вскоре после гибели Лермонтова. – Он мне правнучатый брат – и всегда называл меня cousine, а я его cousin и любила как родного брата. Так меня здесь и звали «очаровательная кузина Лермонтова!»
Катенька Быховец в письме к своей родственнице сообщала: «Вечер очаровательный, небо было так чисто, деревья от освещения необыкновенно хороши… Оттуда мы шли пешком. Все молодые люди нас провожали с фонарями. Один из них начал немного шалить. Лермонтов как cousin, предложил сейчас мне руку; мы пошли скорей, и он до дому меня проводил…
Этот пикник последний был; ровно через неделю мой добрый друг убит…»
Приближение своей скорой гибели поэт чувствовал сам. Даже в тот вечер, когда он казался всем беззаботным и веселым, его не оставляла какая-то тревога. Возвращаясь по ночному городу с Павлом Гвоздевым он сказал ему: «Чувствую – мне очень мало жить осталось».
Мы заканчиваем осмотр старейшей части Пятигорска. Нам осталось познакомиться с Пятигорской ресторацией, которая тоже связана с именем М.Ю.Лермонтова.
11-я остановка. Пятигорская ресторация.
Объект показа: здание бывшей пятигорской ресторации.
Мы подошли к старинному двухэтажному зданию с шестью каменными колоннами. Сейчас это институт курортологии и физиотерапии. Раньше оно именовалось ресторацией, т.е. это была гостиница, где можно было снять номер и заказать у хозяина обеденный стол. Строили это здание братья Бернардацци по проекту архитектора Шарлеманя с 1824 по 1828 год. Во время оккупации ресторация была разрушена. Восстановили ее в 1955 году с некоторыми отклонениеми от прежнего вида: были увеличены окна на первом этаже и снята широкая парадная лестница.
В свое время при постройке этого здания архитекторы Бернардацци столкнулись с большими трудностями. Основной рабочей силой были солдаты, которых всему приходилось учить с азов. Трудно было найти нужный для постройки материал, его иногда приходилось возить за 120 верст. Но все эти трудности талантливые архитекторы блестяще преодолели, и ресторация сразу же стала украшением Пятигорска.
Ресторация связана с памятью о Лермонтове. Он часто бывал в этом здании, посещал балы, а в свой последний приезд в Птигорск останавливался здесь на одну ночь вместе с родственником Столыпиным. Здесь бывали Пушкин, Лев Толстой, Белинский и другие. В Ресторацию приводит Лермонтов и героев повести «Княжна Мери». «Зала ресторации превратилась в залу благородного собрания. В девять часов все съехались. Княгиня с дочерью явилась из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому, что княжна Мери одевается со вкусом. Те, которые почитают себя здешними аристократками, утаив зависть, примкнули к ней. Как быть? Где есть общество женщин – там сейчас явится высший и низший круг. Под окном в толпе народа стоял Грушницкий, прижав лицо к стеклу и не спуская с глаз своей богини; она, проходя мимо, едва приметно кивнула ему головой. Он просиял как солнце… Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились».