Два дома лютеранской церкви возведены в конце 1831 года. Первоначально они были трехэтажные, надстроили их уже позднее. В одном из них (дом № 22) размещалась книжная лавка А. Ф. Смирдина, известного деятеля книготорговли и книгопечатания пушкинской эпохи. В то время она считалась одной из лучших в столице. А книжных лавок тогда на Невском было множество. Торговля книгами в лавке Смирдина производилась в нижнем этаже, а во втором он устроил библиотеку для чтения с богатым книжным и журнальным фондом. Не случайно журнал, который издавал Смирдин, он назвал «Библиотека для чтения». Журнал этот пользовался огромной популярностью у читателей.
Со Смирдиным как издателем были тесно связаны А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, П. А. Плетнев. Все они часто посещали этот дом.
Во втором доме (дом № 24) в 1861 году открыл книжный магазин и общедоступную библиотеку известный революционер-демократ Н. А. Серно-Соловьевич, член тайного революционного общества «Земля и воля». Магазин и библиотека стали одним из центров деятельности этого общества.
Вы, наверное, уже обратили внимание на здание, облицованное темно-серым гранитом и увенчанное угловой башней с большим стеклянным шаром. Оно стоит напротив Казанского собора, на углу Невского проспекта и канала Грибоедова (бывшего Екатерининского). Современные петербуржцы и гости города знают его как Дом книги. Это самый большой универсальный книжный магазин в городе, он занимает два этажа здания.
Построено здание в 1904 году по проекту архитектора П. К). Сюзора для фирмы швейных машин «Зингер и К°». Ей оно и принадлежало до Октябрьской революции.
В Доме книги наряду с книжным магазином размещаются также издательства, имеющие свои отделения в Петербурге,— «Художественная литература», «Искусство» и другие. С Невского проспекта в перспективе канала Грибоедова виден силуэт «Спаса на крови» и дом Адамини.
Обратите внимание на дом, фасады которого выходят на канал Грибоедова, Малую Конюшенную и Чебоксарский переулок. соединяющий канал с этой улицей. Его адрес: канал Грибоедова, дом № 9. В 1934 году в этом доме на кооперативных началах был надстроен пятый этаж для писателей. который они в шутку называли «писательский недоскреб». В «писательской надстройке» жили В. Рождественский, О. Форш, В, Каверин, М. Зощенко, Н. Заболоцкий, В. Саянов, В. Шишков и другие. Здесь и в наши дни живут многие петербургские литераторы и деятели искусства.
По другую сторону Невского проспекта виден пешеходный Банковский мост через канал Грибоедова, украшенный фигурами грифонов. Он придает этому участку набережной канала Грибоедова необычный, романтический облик. Мост построен в 1825—1826 годах инженером Г. Третером. Грифоны, выполненные по модели выдающегося скульптора П. П. Соколова, скрывают специальные конструкции этого висячего моста, в которых закреплены его цепи. В 1952 году при реставрации моста его ажурная решетка, утраченная в конце прошлого века, была изготовлена заново по сохранившимся чертежам. Тогда же восстановили и фонари на грифонах.
Реконструкции и реставрации старых мостов и набережных в городе уделяется большое внимание, и там, где это возможно, воссоздается их первоначальный облик. Реставраторы скрупулезно восстанавливают все подробности и особенности этих старинных сооружений: подлинный рисунок светильников, перил, золочение деталей, тщательную шлифовку облицовочного гранита.
Банковский мост расположен напротив бывшего Ассигнационного банка (отсюда и название моста), сооруженного по проекту Д. Кваренги в 1783—1790 годах. Главный фасад банка обращен на Садовую улицу. От набережной канала здание отделяет монументальная ограда с мощными воротами, возведенная в 1817 году по проекту архитектора Л. Руска.
Здание, которое стоит напротив Дома книги, на углу Невского проспекта и канала Грибоедова (в нем располагается наземный вестибюль станции метрополитена «Канал Грибоедова»), вошло в историю Петербурга по названием «дом Энгельгардта».
В. В. Энгельгардт, один из приятелей молодого А. С. Пушкина, человек широкой натуры, весельчак, страстный театрал, обладал и литературными способностями. Все это привлекало к нему Пушкина. В молодые годы оба они были постоянными посетителями литературно-политического кружка «Зеленая лампа», в который входили многие будущие декабристы. Владельцем дома на Невском Энгельгардт стал после женитьбы. Здание было перестроено в 1829—1830 годах по проекту архитектора П. П. Жако. В 1830-х годах дом Энгельгардта славился своими музыкальными вечерами. В прекрасном концертном зале здесь выступали отечественные и зарубежные композиторы и исполнители. Среди них были М. И. Глинка, А. Г. Рубинштейн, Ф. Лист, Г. Берлиоз. Концерты в доме Энгельгардта посещали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, В. Ф. Одоевский.
Здесь устраивались блестящие балы и маскарады. Иногда их посещал сам Николай 1. Кстати, с этим домом связано действие драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Вспомните строки:
Ведь нынче праздник и, верно, маскарад
У Энгельгардта...
В 1949 году после реставрации здания в нем был открыт Малый зал имени М. И. Глинки Ленинградской филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Концерты, которые здесь устраиваются, пользуются большой популярностью у петербуржцев и гостей города.
Немного далее — несколько отодвинутое в глубь квартала здание костела святой Екатерины. Его главный фасад решен в виде величественного арочного портала, опирающегося на колонны. Фасад завершает высокий парапет, на котором установлены фигуры евангелистов. В плане костел имеет форму латинского креста с мощным куполом в центре. Закладка храма происходила очень торжественно летом 1763 года. Освящение его состоялось в 1783 году. Проектировали здание костела архитекторы Ж.-Б. Валлен-Де-ламот и А. Ринальди. По обеим сторонам храма построили два симметрично расположенных жилых дома, поставленных по линии застройки проспекта. Первоначально трехэтажные, они позднее были надстроены.
По свидетельству современников, интерьер костела поражал великолепием. Его органный зал славился прекрасной акустикой. Костел обладал огромной библиотекой, которая все время пополнялась. В первой трети XIX века она насчитывала 60 тысяч томов на 30 языках. При костеле существовала школа мальчиков и девочек.
Костел посещали не только католики-петербуржцы, но и гости российской столицы. Здесь побывали Т. Готье, А. Мицкевич, О. Бальзак, Ф. Лист, А. Дюма.
В 1828 году в костеле святой Екатерины венчался отставной полковник лейб-гвардии Л. П. Витгенштейн, сын прославленного фельдмаршала, с известной петербургской красавицей Стефанией Радзивилл, которой посвящены многие строки стихов А. С. Пушкина, И. И- Козлова и других поэтов. Л. П. Витгенштейн в свое время привлекался к следствию по делу декабристов как член тайного общества «Союз благоденствия». Он был близок со многими выдающимися деятелями русской культуры. На церемонии венчания в костеле святой Екатерины в числе многочисленных гостей присутствовали друзья жениха: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, II. А. Вяземский, И. И. Козлов, А. О. Смирнова-Россет.
Здесь венчался Ж. Дантес с Е. Н. Гончаровой. Это происходило в начале 1837 года, незадолго до трагической дуэли на Черной речке.
В костеле святой Екатерины в 1798 году был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский. Вынужденный отречься от престола после третьего раздела Польши, он жил потом в России. В костеле погребен французский генерал Ж.-В. Моро. Защищая республику, он сражался в рядах национальной гвардии, потом долгое время подвергался преследованиям со стороны Наполеона. В конце концов ему пришлось покинуть родину, он уехал в Америку. Мечтая избавить Францию от узурпировавшего власть Наполеона. опальный генерал встал на сторону антинаполеоновской коалиции и в 1813 году вернулся в Европу. В августе того же года в сражении под Дрезденом он был
смертельно ранен. Государства, сражавшиеся с Наполеоном, оспаривали право похоронить генерала — каждое в своей столице. Предпочтение было оказано России. С воинскими почестями Моро был перевезен в Петербург и похоронен в самом центре российской столицы.
В 1855 году в костеле состоялось отпевание О. Монферрана.
После Октябрьской революции костел святой Екатерины разделил судьбу многих прекрасных храмов Петербурга. Не стало его замечательной библиотеки, исчезли картины, пришел в негодность орган. В соборе был устроен склад, кроме , того, здесь размещалась дирекция Музея истории религии и атеизма. Наконец по решению местных властей костел передали Петербургской государственной филармонии имени Д. Д, Шостаковича, для того чтобы устроить здесь органный зал. Начались реставрационные работы, но в 1984 году пожар уничтожил и то немногое, что еще оставалось ^)т убранства интерьеров, и то, что успели сделать реставраторы.
На противоположной стороне проспекта, почти напротив костела, вы видите многоярусную башню. Ее стройный силуэт, видный издалека, неотделим от панорамы Невского. Башня, примыкающая к зданию бывшей городской думы, строилась в 1799—1804 годах под руководством архитектора Д. Феррари. Использовалась в качестве пожарной каланчи и для оптической телеграфной связи. Петербургская городская дума — орган городского управления — была учреждена в 1785 году. Здание думы, сооруженное в 1780-х годах, позднее перестроено. Главный фасад думы обращен на улицу, получившую название Думская.