Со стороны Невского здание Думы примыкает к более старой постройке с проходной галереей вдоль первого этажа. Это так называемые Серебряные ряды. Магазины Серебряных рядов торговали серебряными изделиями и драгоценными камнями. Серебряные ряды сооружены в 1787 году по проекту Д. Кваренги; открытые аркады этого здания аналогичны аркадам Гостиного двора.
Кареобразное здание Большого гостиного двора, занимающее огромную территорию, протянулось вдоль Невского проспекта на 230 метров. Это был главный торговый центр столицы. Здесь размещались лавки купцов, торговавших всеми возможными товарами. Купцов на Руси издавна называли «гости» — отсюда и название. Гостиные дворы — обязательная принадлежность старых русских городов. В середине XVIII века проект Гостиного двора на Невским разработал Ф. Б. Растрелли. Но постройка пышного, нарядного здания требовала больших затрат, и заказавшие проект купцы отвергли его. Гостиный двор строился в 1761—1775 годах по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота. С течением времени в столице возникло еще несколько гостиных дворов. Меньшие по площади, они по-разному назывались (рынки, торговые ряды, торговые дворы), но все строились но образцу Большого гостиного двора. Вы только что видели Серебряные ряды. Вспомните виденный вами в первый день Круглый рынок. Широко известны также Апраксин двор, бывший Никольский рынок, расположенный на Садовой улице.
Издавна, еще с допетровских времен, существовал порядок, при котором тот или иной товар продавали в специально для него отведенном месте — в определенном «ряду». Такие ряды, или, как их тоже называли, линии, существовали и в Большом гостином дворе. Вдоль Невского проспекта располагалась Суконная линия. В конце XVIII века между Гостиным двором и Серебряными рядами была построена Перинная линия. Вход в нее оформлял шестиколонный портик, созданный в начале XIX века архитектором Л. Руска. Только он и напоминает сегодня о несохранившейся Перинной линии.
В наши дни Гостиный двор по-прежнему остается известнейшим центром торговли, и прилегающие к нему улицы относятся к числу самых оживленных мест в городе.
Напротив портика Руска от Невского отходит Михайловская улица. В перспективе этой улицы видно здание Государственного Русского музея, расположенного на площади Искусств (бывшей Михайловской).
Всю левую сторону Михайловской улицы занимает гостиница «Европейская», построенная в 70-х годах прошлого века по проекту Л. Ф. Фонтана. Ее интерьеры впоследствии не раз перестраивались. В настоящее время гостиница, реконструированная силами одной из шведских фирм, принадлежит к числу лучших в Петербурге. По Михайловской улице вы можете выйти к площади
Искусств. Ваше внимание безусловно привлечет здание на углу Михайловской улицы и площади. Афиши на его фасаде сообщают о выступлениях известных музыкальных коллективов и исполнителей. Это Большой зал Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Он занимает бывшее здание Дворянского собрания, сооруженное в 1834—1839 годах архитектором П. Жако. Здесь, в прекрасном бело-колонном зале, петербуржцы слушали произведения всемирно известных композиторов, знакомились с виртуозами-исполнителями. В этом зале за дирижерским пультом когда-то стояли П. И. Чайковский, И. Штраус и другие прославленные дирижеры. Здесь устраивались также балы и маскарады, привлекавшие весь великосветский Петербург.
Петербургская государственная филармония начала свою деятельность в здании Дворянского собрания в 1921 году. Любители музыки знакомились здесь с произведениями мировой музыкальной классики и советских компоэрторов. Здесь устраивались и литературные вечера.
В большом зале филармонии исполнялись многие произведения одного из величайших композиторов XX века — Д. Д. Шостаковича, нашего земляка, петербуржца. Один из концертов имел совершенно особое значение в жизни города. 9 августа 1942 года в осажденном гитлеровцами Ленинграде в зале филармонии была исполнена Седьмая симфония Шостаковича, получившая название «Ленинградская». Языком музыки она рассказала о мужестве и стойкости Ленинграда, о вере ленинградцев в победу.
Исполнял симфонию симфонический оркестр филармонии, вернее, те музыканты, которые остались в блокадном Ленинграде, кто пережил первую, самую страшную блокадную зиму. Поредевший оркестр пополнили музыканты, специально командированные с Ленинградского фронта. Дирижировал К. И. Элиасберг. А в зале сидели те, о чьем мужестве и рассказывала симфония. На глазах многих были слезы. Обратите внимание на мемориальную доску на фасаде филармонии с записью о том давнем концерте в осажденном Ленинграде.
И сегодня Большому залу Петербургской филармонии принадлежит ведущая роль в музыкальной жизни города. На площади Искусств, в центре уютного сквера, вас словно приветствует бронзовый Пушкин. Памятник великому поэту был открыт в 1957 году. Это одна из лучших работ известного скульптора М. К. Аникушина, работы которого вы не раз встретите на улицах Петербурга.
За сквером, в глубине парадного двора, отделенного от площади чугунной оградой, вы видите главный корпус Михайловского дворца, который украшает стройная колоннада. Михайловский дворец, одно из замечательных творений К. И. Росси, сооружен в 1819—1825 годах для брата Николая 1 великого князя Михаила Павловича. Скульптурное убранство дворца выполнили В. И. Демут-Мали-новский и С. С. Пименов. В конце XIX века во дворце разместился Музей Александра III — ныне Государственный Русский музей. Музей обладает богатейшей коллекцией древнерусских икон, картин, скульптуры. Здесь можно увидеть работы Левицкого, Боровиковского, Репина, Сурикова, Матюшина, Филонова, произведения скульпторов Шубина, Антокольского и многих других мастеров.
К Михайловскому дворцу справа примыкает здание, построенное в 1900—1911 годах архитектором В. Ф. Свинь-иным. Здесь находится Музей этнографии, богатейшие коллекции которого дают представление о всех народностях России и бывшего Советского Союза.
Позади здания Михайловского дворца возвышаются купола храма Воскресения Христова — «Спаса на крови». Неожиданно это удивительное сочетание классической строгости дворца с яркой красочностью куполов храма.
Площадь Искусств сформировалась в пушкинскую эпоху, это один из уголков «пушкинского Петербурга».
В 1831—1833 годах А. П. Брюллов построил на площади здание Михайловского театра, позднее перестроенное архитектором А. К. Кавосом. Ныне это академический Малый театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского.
В соседнем доме (дом № 3) с 1833 года жил Михаил Юрьевич Виельгорский — друг А. С. Пушкина. Музыкант и композитор, один из образованнейших людей своего времени, он был самой известной фигурой музыкального Петербурга. Его имя. как и имя его младшего брата Матвея Юрьевича, знали музыканты Европы. Михаил Виельгорский положил на музыку стихи А. С. Пушкина «Старый муж, грозный муж...», «Ворон к ворону летит...», «Черная шаль», отрывок из поэмы «Полтава» — «Кто при звездах и при луне...». Обаяние личности Виельгорского, атмосфера его дома притягивали сюда писателей, поэтов, музыкантов, художников. Пушкин, Жуковский, Вяземский, В- Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, К. П. Брюллов были постоянными посетителями дома Виельгорского.
В одно время с Виельгорским в этом доме снимала квартиру Е. А. Карамзина — вдова знаменитого историка и писателя. После смерти Н. М. Карамзина — он умер в 1826 году — Екатерина Андреевна и старшая дочь писателя Софья Николаевна сумели сохранить и расширить тот литературно-общественный кружок, который группировался вокруг него. Авторитет имени Карамзина, простота и сердечность в обращении, принятые в его семье, возможность в непринужденной обстановке обсудить новости литературной и общественной жизни России и Европы — все это привлекало к Карамзиным писателей, общественных деятелей и просто умных и интересных людей. Завсегдатаями салона Карамзиных были В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, А. И. Тургенев, А. О. Смирнова-Россет и ее братья, поэтесса Е. П. Ростопчина и другие. У Карамзиных здесь бывал и Пушкин с женой.
В настоящее время в этом доме можно посетить мемориальный Музей-квартиру И. И. Бродского, известного художника, который жил здесь с 1924 по 1939 год. В музее представлены не только его работы, но и картины и рисунки художников конца XIX — начала XX века.
Дом № 5 по площади Искусств напоминает об интересной странице истории культурной жизни столицы предреволюционных лет. Во втором дворе этого дома в подвальном помещении обосновалось литературно-артистическое кафе «Бродячая собака», которое пользовалось огромной популярностью. Кстати, «Привал комедиантов» в доме Ада-мини (вспомните маршрут первого дня) пришел на смену «Бродячей собаке», закрытой по распоряжению правительства.
Инициаторами создания кафе были А. Н. Толстой, художники М. В. Добужинский, Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, В. А. Подгорный (в то время артист театра «Кривое зеркало»), режиссеры Н. Н. Евреинов и Н. В- Петров, архитектор И. А. Фомин и Б. К. Пронин, артист театра В. Ф. Комиссаржевской, служивший в этом же театре помощником режиссера. Пронин стал директором «Бродячей собаки» и ее главным распорядителем.
Помещение нашли в декабре 1911 года. Заброшенный подвал, служивший до того винным погребом, вскоре совершенно преобразился. Сапунов, Судейкин и другие известные художники украсили стены росписями. Архитектор И. А. Фомин собственноручно сложил камин- В новогоднюю ночь «Бродячая собака» была торжественно открыта.
В «Бродячей собаке» бывал весь литературный и художественный Петербург. Здесь проводили литературные вечера, устраивали лекции. Все это сопровождалось шутками, розыгрышами, экспромтами. Здесь можно было встретить Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, В. Хлебникова, Вл. Пяста, театрального критика А. Кугеля, композитора И. Саца, актеров О. Глебову-Судейкину, Н. Волохову. В начале марта 1915 года «Бродячая собака» была закрыта.