Смекни!
smekni.com

Невский проспект - лицо города (стр. 7 из 9)

Фонтанка была когда-то южной границей города. У Авичкова моста находилась так называемая Аничкова за-стява, где проверяли документы приезжих, взимали с них пошлину. В середине XVIII века въезду в Петербург особую торжественность придавал Аничков дворец. Происхождение его названия то же, что и у названия моста. Дворец сооружен по проекту архитекторов М. Г. Земцова, Г. Д. Дмитриева, Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны, которая подарила его графу А. Г. Разумовскому. Аничков дворец являлся композиционным центром дворцово-парко­вого ансамбля, сложившегося на углу Невского и Фонтанки. Главный его фасад обращен в сторону Фонтанки, от которой к входу был прорыт подъездной канал с ковшом.

В начале XIX века дворец перешел в собственность дворцового ведомства. Подъездной канал и ковш за ненадоб­ностью были засыпаны. На их месте архитектор Д. Кваренги в 1803—1805 годах построил ансамбль из двухэтажных кор­пусов торговых рядов вдоль Невского проспекта и набереж­ной Фонтанки. Первые этажи этих торговых рядов пред­ставляли собой открытые арочные галереи.

Вскоре в корпусах разместилась администрация импе­раторского Кабинета — учреждения, ведавшего имуществом императора- В связи с новым назначением корпусов архи­тектор Л. Руска заложил в них аркады, и здания приобрели тот вид, в котором дошли до нашего времени.

В 1937 году Аничков дворец гостеприимно распахнул двери перед ленинградскими школьниками. Здесь был от­крыт Дворец пионеров — ныне это Дворец творчества юных. Множество кружков художественной самодеятельности, тех­нического творчества, спортивных и других привлекают сюда детей и подростков со всего города-

За мостом, на углу Невского и Фонтанки,— здание, архитектурный облик которого заставит вас вспомнить Строгановский дворец. Это дворец князей Белосельских-Белозерских, построенный в 1847—1848 годах архитектором А. И. Штакеншнейдером.

С 1830-х годов классицизм постепенно сменяет эк­лектика. В это время архитекторы прибегают к более разнообразным композиционным решениям, используя в творчестве элементы различных «исторических» стилей, стилей прошлого — готики, барокко, восточной архитек­туры. А. И. Штакеншнейдер — один из видных предста­вителей раннего периода эклектики. В облике построенного им дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте отразились черты и особенности барокко середины XVIII

река. В наши дни во дворце, который славится своими прекрасными интерьерами, располагается муниципальный культурный центр. Здесь устраиваются художественные вы­ставки, концерты, литературные вечера. Много интересного можно увидеть на берегах Фонтанки за Аничковым мостом — выше по ее течению. Обратите внимание на дом № 25 на правом берегу. С 1814 года он принадлежал Е. Ф. Муравьевой, вдове известного писателя, попечителя Московского университета М. Н. Муравьева. Ее сыновья Никита и Александр, известные декабристы, жили в родительском доме в 1810—1820-х годах.

Дом Муравьевых славился своим гостеприимством и радушием и постоянно был полон многочисленными друзьями. Приезжая в столицу, у Муравьевых останавли­вался К. Ц. Батюшков; в одном из своих стихотворений я упоминал «Фонтанку, этот дом и столько милых лиц...». В 1818 году в доме Муравьевых поселился Н. М. Карамзин и прожил здесь несколько лет. Некоторое время в доме Муравьевых жили художник О. А. Кипренский и известный гравер Н. И. Уткин. Здесь бывали В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, А. С. Пушкин.

У братьев Муравьевых часто собирались М. И. и С. М. Муравьевы-Апостолы, М. С. Лунин, И. Д. Якушкин. С. П. Трубецкой, Н. И. Тургенев и другие. В этом доме не раз проходили важнейшие совещания с участием К. Ф. Рылеева и П. И. Пестеля. Здесь обсуждался один из программных документов декабристов — проект конституции, написанный Никитой Муравьевым. Из этого дома уехала к мужу в Сибирь жена Никиты Муравьева Александра Григорьевна.

В доме № 21 находится Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран. Здесь проводятся встречи с зарубежными делегациями и туристами, международные конгрессы, сим­позиумы. В начале прошлого века дом принадлежал Д. Л. Нарышкину и славился своими балами и приемами, на которые съезжался весь светский Петербург. Д. Л. Нарыш­кин был знаком со многими литераторами. В его доме бывали Пушкин, Жуковский, Гнедич, Крылов.

В середине 1840-х годов владелицей дома стала графиня С. Л. Шувалова. Тогда же дом был перестроен. На левом берегу Фонтанки хорошо видно от Невского проспекта протяженное трехэтажное здание, центральная часть которого выделена восьмиколонным портиком (дом № 36). Оно построено в 1804—1807 годах по проекту Д. Кваренги для Екатерининского института — привилегированного жен­ского учебного заведения, упраздненного после Октябрьской революции. Сейчас здание принадлежит Российской нацио­нальной библиотеке.

Рядом, за нарядной чугунной оградой, в глубине пара­дного двора, стоит дворец Шереметевых, так называемый Фонтанный дом, построенный архитекторами С. И. Чевакинским и Ф. С. Аргуновым,— замечательный памятник русского зодчества середины XVIII века. Ограда выполнена в 1844 году по проекту И. Д. Корсини. На арке ворот изображен герб Шереметевых.

Шереметевы — один из самых прославленных родов России, многие поколения которого преданно служили своей стране и необычайно много сделали для ее блага.

Дворец связан с именем А. С. Пушкина: летом 1827 года поэт приходил сюда позировать художнику О- А. Кипренскому. Во флигеле этого дома, в семье известного искусствоведа Н. Н. Лунина, более четверти века прожила А. А. Ахма­това — с 1926 по 1952 год.

...Так случилось, что почти всю жизнь Я прожила под знаменитой кровлей Фонтанного дворца...—

писала она в одном из своих произведений.

Фонтанный дом является местом действия ряда сцен «Поэмы без героя».

Ныне в бывшей квартире Луниных размещается Музей Ахматовой, открытый в 1989 году к столетию со дня ее рождения.

За Аничковым мостом, на углу Фонтанки и Невского, на левой его стороне, стоял когда-то доходный дом купца Лопатина, который петербуржцы часто называли «литера­турным домом». Это название дом вполне оправдывал. В его стенах жили или бывали многие известные литераторы. Построенный в конце XVIII века, этот дом в 30-х годах следующего столетия стал одним из самых больших доход­ных домов в Петербурге: Лопатин пристроил здание со стороны Фонтанки, возвел постройки во дворе и сдавал в наем восемьдесят квартир.

В 1837 году здесь жила замечательная русская актриса В. Асенхова, у которой часто собиралась петербургская те­атральная молодежь.

В 1840-х годах в доме Лопатина поселился писатель И. И. Панаев со своей женой Авдотьей Яковлевной, позже ставшей тоже писательницей, автором интересных воспо­минаний о русских литераторах и артистах. Жили здесь тогда и редактор журнала «Отечественные записки» А. А. Краевский и В. Г. Белинский.

У Белинского часто бывали Н. А. Некрасов, П. В. Аннен­ков — известный публицист и литературный критик, М. А. Языков — Друг Белинского, директор Императорского стеклянного завода, проявлявший интерес к литературе и искусству, поддерживавший начинающих писателей. Сюда специально, что­бы познакомиться с Белинским, пришел однажды И. С. Тургенев. Бывал у Белинского и молодой Ф. М. Достоевский. Позднее в доме Лопатина жили И. С. Тургенев и Д. И. Писарев. Тургенев писал здесь свой роман «Рудин».

Осенью 1905 года, во время первой русской революции, здесь размещалась редакция первой легальной большеви­стской газеты «Новая жизнь».

Во время Великой Отечественной войны в дом попала фашистская бомба, и уже после войны разрушенное здание при восстановлении было реконструировано по проекту архи­тектора Н. И. Фомина. Дом отмечен мемориальной доской, посвященной В. Г. Белинскому. В соседнем здании (дом № 70) размещается Петербургское отделение Союза журналистов России.

К Невскому выходит Литейный проспект — начинаясь у Невы, он здесь заканчивается.

На Литейном проспекте, почти у самого Невского, стоит трехэтажный дом № 60, отмеченный мемориальной доской с именем М. Е. Салтыкова-Щедрина. Выдающийся русский писатель-сатирик прожил здесь тринадцать лет — с 1876 года по апрель 1889-го, до конца жизни. Когда он вместе с семьей поселился в этом доме. ему было пятьдесят лет. Его книги прекрасно знала вся мыслящая Россия. В доме на Литейном Салтыков-Щедрин создавал многие крупнейшие произведения — «Благонамеренные речи», «В среде умеренности и аккуратности», «Господа Головлёвы», «Современная идиллия», «Пестрые письма», «Мелочи жиз­ни», «Пошехонская старина», почти все сказки. Одновре­менно писатель занимался и редакторской деятельностью. Вместе с Н. А. Некрасовым и Г. 3. Елисеевым он возглавлял «Отечественные записки». После смерти Некрасова Салты­ков-Щедрин стал ответственным редактором журнала. Напротив расположен старейший в городе магазин «Букинист», основанный в 1884 году известным книжником В. И. Клочковым.

За магазином «Букинист» — протяженное двухэтажное здание с облицованными серым гранитом порталами и про­стенками, с огромными окнами-витринами — «Новый пас­саж» (дом № 57). Он построен в 1912 году архитектором Н. В. Васильевым.

В XVIII веке до нынешнего Литейного проспекта про­стиралась от Фонтанки усадьба Шереметевых. С течением времени вся ее территория оказалась застроенной. Одна из таких построек дом № 53, обращенный лицевым фасадом на Литейный проспект. Это так называемый Шереметевский пассаж, сооруженный в 1914 году по проекту М. В. Красовского (надстроен в 1930-х годах). В архитектуре фасада использо­ваны мотивы итальянского Ренессанса и вместе с тем боль-шеформатные оконные витрины, характерные для модерна.