На противоположной стороне, в глубине двора, отделенного от улицы строгой оградой, стоит классическое здание, центральный корпус которого акцентирован восьмиколонным портиком под фронтоном. Это Мариинская больница, построенная в 1803-1805 годах по проекту Д. Кваренги.
На этой же стороне улицы, чуть дальше Мариинской больницы,— бывший дворец 3. Н. Юсуповой. Дворец сооружен в 1852—1858 годах по проекту архитектора Л. Л. Бонштедта, использовавшего приемы архитектуры барокко. Фасад здания облицован тесаным песчаником. Портал украшен скульптурой.
На углу Литейного и улицы Некрасова (бывшей Бассейной) — старинный трехэтажный дом (№ 36), построенный в 80-е годы XVIII века. На его фасаде четыре мемориальные доски. Они посвящены Н. А. Некрасову, Н. А.
Добролюбову, великому русскому хирургу Н. И. Пирогову и талантливому оперному певцу Н. Н. Фигнеру, которые в разное время жили в этом доме.
Некрасов прожил здесь двадцать лет — с 1857 до 1877 года. В 1858 году владельцем дома стал издатель журнала «Отечественные записки» А. А. Краевский. Первоначально двухэтажное здание в 1859 году было надстроено и с тех пор сохранилось до наших дней почти без изменений.
В этом же доме в 1858— -1859 годах вместе с Некрасовым жил Н. А. Добролюбов.
В течение двадцати лет квартира Некрасова на Литейном являлась важнейшим центром литературной жизни российской столицы- В ней размещались редакции двух крупнейших журналов — сначала «Современника», а после того как правительство закрыло этот журнал,— «Отечественных записок». В 1868 году «Отечественные записки» возглавил ' Некрасов. Как уже упоминалось, одним из его соредакторов был М. Е. Салтыков-Щедрин.
В «Отечественных записках» печатались И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Г. И. Успенский и другие литераторы. Все они бывали в этом доме.
В 1946 году, к 125-летию со дня рождения Н. А. Некрасова, в его квартире на Литейном проспекте был открыт мемориальный музей.
Окна квартиры Некрасова обращены на Литейный проспект, на двухэтажное здание на высоком цоколе, с порталом и кариатидами, поддерживающими балкон (дом № 39). У парадного подъезда этого дома не раз происходили сцены, одну из которых запечатлел Некрасов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Здесь размещался Департамент уделов, ведавший государственными землями, крестьянскими податями, повинностями и т. п. Дом построен в 1846—1848 годах по проекту Г. А. Боссе, в 1857-м перестроен архитектором А. И. Резановым.
На Литейном еще несколько примечательных домов, имеющих «литературные биографии». В доме № 33 осенью 1917 года вместе с женой — 3. Н. Райх поселился С. А. Всенни. Они прожили здесь несколько месяцев. Пятнадцать лет — с 1922 по-1937 год — в этом доме прожил К. А. Федин. На углу Литейного проспекта и улицы Пестеля (бывшей Пантелеймоновской) стоит огромный доходный дом (№ 24/27), сооруженный в 1874—1875 годах по проекту архитекторов А. К. Серебрякова и П. И. Шестова. По традиции его называют по фамилии владельца домом Му-рузи. Характерные для архитектуры периода эклектики эркеры и балконы, использование орнаментов в духе мавританского зодчества делают облик дома запоминающимся.
Здесь осенью 1889 года поселились Д. С. Мережковский и его жена 3. Н. Гиппиус — поэтесса, прозаик, литературный критик. Они прожили в доме Мурузи до 1913 года. У Мережковских регулярно собирались крупнейшие представители русской интеллигенции того времени — писатели, поэты, философы, политики, художники. Здесь бывали Н. Бердяев, А. Белый, В. Розанов, А. Керенский, Б. Савинков, В. Брюсов, Вячеслав Иванов, А. Блок. С. Дягилев, В. Серов, А. Бенуа и многие другие. Салон Мережковских был наиболее значительным интеллектуальным и художественным центром Петербурга «серебряного века».
Его участников объединяли напряженные духовные поиски. осознание приоритета духовных ценностей и необходимости духовного обновления человека перед лицом надвигающихся катастрофических общественных перемен.
После Октябрьской революции жизнь разметала посетителей салона Мережковских в разные стороны. По-разному сложились их судьбы. Эмигрировали Мережковский, Гиппиус, Вячеслав Иванов и другие. В 1922 году вместе с большой группой ученых и философов, не принявших революцию, был выслан за границу Бердяев, трагичной была судьба / гавшихся на родине.
От перекрестка Литейного проспекта и улицы Пестеля открывается вид на пятиглавый Спасо-Преображенский всей гвардии собор, посвященный победе России в русско-турецкой войне 1828—1829 годов. Он сооружен В. П. Стасовым на месте сгоревшего храма. Здание построено в классическом стиле, производит впечатление величия и торжественности. Западный фасад отмечен портиком. Своеобразным памятником воинской славы России является и уникальная «пушечная» ограда Спасо-Преображенского собора. Она смонтирована из стволов трофейных турецких пушек. Орудийные
стволы установлены дулами вниз как символ того, что из них уже никогда не вырвется огонь войны.
В противоположной стороне, зрительно замыкая перспективу улицы Пестеля, вырисовывается силуэт Пантелеймоновской церкви.
Когда-то Литейный проспект, пересекая Невский, продолжался до Владимирской площади. В начале XIX века та его часть, которая начиналась от Невского, получила название Владимирского проспекта. Его протяженность немногим более 500 метров.
На Владимирском проспекте, застроенном доходными домами конца XIX века, выделяется своим архитектурным обликом двухэтажное здание с белыми колоннами и пилястрами, с лепными масками на фасаде (дом № 12). Оно постросно в 1820-х годах архитектором А. А, Михайловым. В то время это был богатый хилой дом. Позднее здесь находился Купеческий клуб. После революции в этом здании работали различные театральные коллективы. В настоящее время здесь размещается Санкт-Петербургский государственный академический Открытый театр, труппу которого возглавляет И.П. Владимиров.
На углу Владимирского проспекта и Графского переулка в небольшом трехэтажное доме (дом № II) в 1842 году поселялся молодой Ф. М. Достоевский и прожил здесь почти четыре года. Одно время вместе с Достоевским жил Д. В. Григорович. В этом доме Достоевский написал свой первый роман — «Бедные люди». Сюда летней белой ночью 1845 года пришел Н. А. Некрасов, живший поблизости — в Поварском переулке, в доме 13, поздравить автора с литературным успехом.
На Владимирской площади возвышается Владимирская церковь — замечательный памятник архитектуры барокко. Она возведена в 1761—1769 годах, предположительно по проекту архитектора П.-А. Трезини. Ее отдельно стоящая колокольня сооружена в 1783 году по проекту Д. Кваренги я надстроена в 1848 году архитектором Ф. И. Руска.
От Владимирской площади начинается Загородный проспект. Название объясняется тем, что в первой половине XVIII века, когда южная граница города проходила по реке Фокитс, здесь проходила Загородная дорога. В самом начале Загородного проспекта по январь 1831 года жил поэт, лицейский товарищ А. С. Пушкина А. А. Дельвиг. Здесь он готовил к изданию «Литературную газету» и альманах «Северные цветы». Салон Дельвига играл большую роль в культурной жизни Петербурга того времени. У него постоянно бывали В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, П. А. Плетнев и другие. Бывал у своего друга и А. С. Пушкин.
К станции метро «Владимирская» примыкает монументальное здание Кузнечного рынка, расположенное в Кузнечном переулке. Оно сооружено в 1925—1927 годах по проекту архитекторов С. О. Овсянникова и А. С. Пронина. Это самый известный и самый дорогой рынок в центре Петербурга, отличающийся разнообразием товаров.
В доме на углу Кузнечного переулка и улицы Достоевского (бывшая Ямская улица) находится Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Он открыт к 150-летию со дня рождения великого писателя.
В этом доме писатель жил в 1846 году и с 187Х года до конца жизни. В последней квартире он работал над романом «Братья Карамазовы». Здесь он умер в 1881 году. Во Владимирской церкви состоялось его отпевание.
По Кузнечному переулку можно выйти на улицу Марата (бывшую Николаевскую) и по ней вернуться на Невский проспект. На углу Кузнечного переулка и улицы Марата — здание Никольской единоверческой церкви, сооруженной в 1820-х годах по проекту архитектора А. И. Мельникова. Часовня построена позднее — в память избавления Петербурга от холеры, эпидемия которой вспыхнула в столице в 1831 году. Пока здание церкви используется как музейное: здесь размещается Музей Арктики и Антарктики.
Направляясь к Невскому проспекту, обратите внимание на дом № 4, отмеченный мемориальной доской с именем А. Н. Радищева. Здесь писатель создал свое знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».
На углу улицы Марата и Невского проспекта — станция метрополитена «Маяковская».
Не доходя до площади Восстания, сверните вправо — на Пушкинскую улицу. Здесь вы увидите памятник А. С. Пушкину — первый памятник великому поэту в Петербурге. Его открытие состоялось 7 августа 1884 года. Автор памятника А. М. Опекушин. Он же является автором знаменитого памятника поэту в Москве, открытого четырьмя годами раньше петербургского.
Дома на Пушкинской и далее, на Невском проспекте, дают представление о характере застройки города во второй половине XIX века, когда стремительно росло количество доходных домов, строились вокзалы, новые гостиницы и т. п. Одна из известных в столице гостиниц с претенциозным , названием — «Пале-Рояль» находилась на Пушкинской ; улице (дом № 18/20). Здесь сдавались меблированные квартиры, где обычно селились артисты, художники, поэты. В «Пале-Роале» останавливались Ф. И. Шаляпин, писатели Н. К. Михайловский, К. М. Станюкович, молодой В. В. Маповсхвй, художники Г. Г. Мясоедов, И. И. Бродский.
Затем по Невскому проспекту вы выходите на площадь Восстания. До революции она называлась Знаменская — по названию церкви, которая стояла на том месте,- где теперь находить наземный вестибюль станции метрополитена «площадь Восстания». На площади — два здания гостиницы «Октябрьская». На площадь обращен главный фасад здания Московского (бывшего Николаевского) вокзала. Строительство железной дороги, соединившей Петербург с Москвой, началось в 1847 году по проекту П. П. Мельникова, профессора Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). Дорога создавалась на основе новейших достижений науки и техники того времени, в строительстве принимали участие крупнейшие инженеры Н. О. Крафт, М. С. Валков, Д. Н. Журявский и другие. Движение по Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороге началось в 1851 году. К этому времени ухе было сооружено и здание вокзала. Его авторы — архитектор К. А. Тон и Р. А. Желязевич.