Смекни!
smekni.com

Петрозаводск - культурная столица Карелии (стр. 1 из 4)

Вступление

Петрозаводск является транспортным центром республики, этот факт не поддается обсуждению, поскольку в городе скрещиваются все республиканские железные дороги.

Петрозаводск является образования (учебным центром), этот факт неоспорим, поскольку каждый год огромное количество потенциальных студентов приезжает в Петрозаводск с надеждой поступить в один из двух карельских университетов.

Петрозаводск — политический центр Карелии, мне кажется, что нет такого человека, который бы решил поспорить с этим фактом.

Все эти характеристики Петрозаводска уже стали обычны. Я бы сказала, обыденны для жителей Петрозаводска, но за этими очевидными фактами мы порой забываем, наверное, самое главное, что Петрозаводск в первую очередь — культурный центр республики.

Мне кажется, что в нашем городе нет такого человека, который не посещал Краеведческий музей, и такого ребенка, который бы не был в кукольном театре.

Самые большие критики не бывают разочарованными после посещения музея изобразительных искусств.

Что касается меня, то после того, как я впервые посетила музыкальный и драматический театры, я при любой удобной возможности пытаюсь сходить туда на спектакль.

При выборе темы для реферата я пользовалась исключительно своей симпатией и остановила своей выбор на теме «Петрозаводск — культурный центр», потому что она соответствовала моим пристрастиям.

Основная часть

Театры

Каждый театр в Петрозаводске являются его украшением, они также украшение всей нашей республики. Театральная творческая жизнь тесно связана с культурной и духовной жизнью людей живущих в Карелии и ее столице. Зрители театра, а их очень много любят свой театр и верят в него.

Петрозаводск называют театральным городом. И это не фраза. Театральное искусство зародилось здесь давно. И даже когда у нас не было еще профессиональных театров — расцветало искусство любителей.

Русский драматический театр

В 1997 году, этому театру, самому посещаемому в Республике исполнилось 90 лет, во время празднования были показаны лучшие спектакли из репертуара театра.

Премьера «Каширской старины» 8 января 1907 года в Народном доме. Именно этот день зафиксирован в истории искусства, как дата, с которой и начался профессиональный театр Карелии.

А основателем первого профессионального театра в Петрозаводске был уроженец Заонежья Иван Савельев. Этот зонежский крестьянин, и привез в Карелию первую труппу актеров.

В театральном коллективе театра сегодня каждый четвертый — народный артист либо заслуженный артист, деятель культуры России или Карелии. Имена ветеранов Юрия Гришманского, Григория Годарева, Константина Пилипенко, Геннадия Мелехина на слуху не только у карельских зрителей.

Одна и та же театральная идея может находить самые различные способы воплощения. Они приверженцы той стилистики, которая воссоздает на сцене не бытовую достоверность жизни, а ее романтическое начало. Поэзия высокого уровня, определяющая в их постановках — идея, мысль нередко развивающиеся от привычной логики событий к ассоциативной — образному решению и мышлению. Поэтому понятно стремление театра в программных спектаклях к открытой поэтической условности сценического языка. Но такой язык предполагает не только точное знание жизни и широту творческой фантазии художника, но и особое доверие к возросшему эстетическому уровню сегодняшнего зрителя.

Есть человек, без которого коллектив не мыслит своего театра — это Сергей Петрович Звездин. Полвека жизни он отдал служению этому театру. Он стал его созидателем в прямо и переносном смысле этого слова. В самом начале 50-х, когда началось стремительное строение театра, Звездина назначили его директором. Не было вопроса на стройке, в который бы не вникал и не добивался его решения новый директор. Именно тогда и родилась его дружба с архитектором Бродским и скульптором Коненковым, чьи работы и поныне украшаю наш театр. Это удивительный человек всегда умел обращаться с актерами без конфликтов. Вообще о Серее Петровиче можно сказать огромное количество самых невероятных вещей. Как удивительно распоряжалась им судьба, пока он не попал в театр.

Сейчас театр практически не выезжает на гастроли. Но в последний раз он показывал «Оскар» на сцене Санкт–Петербургского академического театра имени Пушкина. Поначалу избалованная публика с недоверием отнеслась к «провинциалам», но на втором спектакле зал был полон.

Благодарные зрители всегда одаривают артистов если не охапками цветов, то громом аплодисментов непременно.

Финский (национальный) театр

В 1997 году Финский театр отметил свое 65-летие, так как основан он был в 1932 году.

Первым спектаклем, давшим путевку в жизнь нашему Национальному театру, был «Разлом» Бориса Лавренева.

На творческом счету театра за 40-летний период службы — свыше 200 спектаклей. Таков его вклад в развитие национальных искусств республики Карелия.

Труппа театра — частый гость в районах нашей республики. Она побывала почти во всех населенных пунктах Карелии.

Вслед за разломом на сцене Финского театра были поставлены такие выдающиеся произведения русской драматургии, как «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Любовь Яровая» Константина Тренева, «Гибель эскадры» и «Платон Кречет» Алексея Корнейчука.

Вскоре состоялись первые встречи зрителя республики с русской классикой. На финском языке вскоре заговорили герои пьес Горького, Островского, Чехова и даже Толстого.

Одной из традиций театра стала постановка спектаклей по произведениям финских классиков таких, как: А. Киви, М. Лассила, М. Кант и других знаменитых авторов.

Главной и самой важной особенностью театра является то, что в театре показываются спектакли не только на финском, но и на русском языке, это достигается посредством синхронного перевода текста через наушники.

С первых лет своей работы и до настоящего времени театр тесно связан с творчеством карельских писателей. Спектакли, созданные на местном материале, получили высокое призвание у зрителей.

Профессиональное мастерство актеров до сих пор продолжает расти.

Более успешная полувековая работа в Республике драматического театра на финском языке представляет собой яркий пример развития национальной культуры Карелии.

В национальном театре и посей день создаются новые спектакли, которые, несомненно, имеют большой успех у зрителей.

Кукольный театр

Первое упоминание о театре кукол в Петрозаводске относятся к 1934 году.

Премьера состоялась 15 декабря 1935 года. С этого дня и ведется отсчет творческой жизни нашего театра.

Первым спектаклем театра была «Сказка о попе и о работнике его Балде», написанная Александром Сергеевичем Пушкиным.

Уже с 1935 года театр начинает существовать самостоятельно.

На сцене театра всегда почетное место занимает пьеса, связанная с жизнью Карелии. Это спектакли по карельским сказкам эпосу «Калевала».

Также обширна карта гастролей театра. Пожалуй, нет такого уголка Карелии, где не побывали бы актеры.

Но театр «Кукол» на настоящий момент не может в настоящий момент характеризовать наш город как культурный центр, однако он стал дорог юным зрителем нашего города и домом для актеров, играющих там. Вот как люди, работающие там, пишут о театре:

Заслуженный работник культуры Карелии — В. Виндревич писал:

«Вспоминаю свои первые годы в театре кукол. Работали мы в старом здании, не совсем удобном, но мы ему были рады. Это же свой дом. Играли в городе, много ездили по республике.

Коллектив у нас был дружный. Никто не отказывался от любой работы, всегда помогали друг другу.

В 1959 году мы поставили спектакль для взрослых «Чертова мельница». Ждали премьеру, волновались, были безумно рады успеху спектакля у зрителей.

Памятен 1965 год. После капитального ремонта открылся театр. Радостные улыбки детей, прекрасное настроение артистов. В последние годы в коллектив пришла молодежь. Хочется пожелать молодым, чтобы они хранили традиции театра, любили свое дело и конечно радовали зрителей».

А артист В. Петров о своей работе в театре Кукол писал так:

«Начал свою творческую жизнь в театре рабочим сцены. Так состоялось мое боевое крещение. Оно мне помогло в будущем, когда стал актером. Было трудно на первых порах. Не так повернулся, не так сел и, казалось, ничего не умею.

Строго спрашивал режиссер Юрий Андреев, и уроки не прошли даром. Полюбил нашу беспокойную работу — театр.

Мне, наверное, повезло, что становление как актера произошло в Петрозаводском театре Кукол, куда я пришел после окончания Горьковского театрального училища. Здесь я многому научился, а главное — трудолюбию. Это, по-моему, самое важное в любой профессии.

Хочется пожелать всем коллегам долгих лет жизни, больших творческих успехов. Пусть в сердцах никогда не угасает жажда поиска!»

Сейчас в коллективе театра много молодых актеров, которые продолжают лучшие традиции театра.

Зал всегда полон, это говорит о том, что театр зрители любят!

Музыкальный театр

Несмотря на то, что театр относительно молод, но и за этот срок он стал творчески зрелым театральным коллективом и уже сумел завоевать популярность и призвание зрителей не только в Карелии, но и далеко за пределами республики.

Этот театр в истории развития театрального дела в республике занимает почетное место. Он театр нового типа, своего рода синтетический и охватывает практически все жанры театрального искусства.

Спектакли музыкального театра подтверждают ту его основную позицию, об которую ломают копья критики театра и его сторонники. Первые не прощают театру того, что его положение и категория если не обязывают, то не освобождают от долга ставить оперные спектакли. Но Музыкальный театр же хоть от времени ко времени, и обращаются к оперным произведениям, в основном, ориентируется на жанры развлекательного плана — оперетту, мюзикл. Поклонники театра благодарны ему за склонность к классическому репертуару.