Для христиан Иерусалим связан с земным пребыванием Иисуса Христа. Христианские паломники приезжают в Иерусалим, чтобы пройти по его стопам. Самым важным пунктом паломнической программы христиан является храм Святого Гроба Господня. Каждый верующий стремится посетить этот храм, поклониться его реликвиям – Голгофе, Камню Миропомазания (плита известняка, на которой тело Иисуса по снятии с креста было подготовлено к погребению), Гробнице Господня (место где была пещера, принявшая тело Христа, разрушена в 1009 г.). После бичевания и осмеяния Иисус нес свой крест по Пути скорби. В наши дни во время туристического сезона каждую пятницу процессии пилигримов проходят по современным улицам от места судилища до Голгофы, где был распят Иисус.
Немало христианских мест расположено в стороне от Иерусалима. В нескольких километрах к югу находится Вифлеем – место рождения Христа. В самом центре небольшого города находится, возможно, самая древняя (VI в.) христианская постройка в мире – храм Рождества Христова. В 100 км к северу в г.Назарет Иисус "возрастал и укреплялся духом", усмирил волны Галилейского моря и нашел себе учеников среди рыбаков.
Местом притяжения мусульманских паломников является мечеть Омара (Купол скалы) в Иерусалиме – самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых строений. В конце 7 в. мусульмане, захватившие Иерусалим, построили восьмиугольную мечеть над тем местом, откуда, по преданию, пророк Мухаммед – основатель ислама, вознесся на небеса. Ее купол символизирует священную гору, с которой и произошло вознесение.
В отличие от Иерусалима, где переплелись различные религии, большинство центров паломничества связано с одной конфессией.
В христианском мире существует множество святых мест в различных районах земли. Но наиболее почитаемые из них находятся в Европе (всего около 6000 посещаемых мест). В храмах европейских городов хранятся многочисленные реликвии, связанные со страданиями последних часов земной жизни Иисуса Христа. В Соборе Парижской Богоматери (Нотр Дам), хранится терновый венец, покрывавший голову Христа. В Вене - копье, которое, согласно обычаю, вонзили в бок Христа после его смерти на кресте. Остатки святого креста хранятся в Риме. В Турине (Италия) находится знаменитая плащаница – кусок льняной ткани, в который Иисус был обернут после смерти. Собор в Сантьяго-де-Компостела один из трех крупнейших центров паломничества в средние века, равный по значению Иерусалиму и Риму. Пилигримы стекались сюда поклониться святым мощам апостола Иакова.
Многочисленные центры христианского паломничества связаны с культом Девы Марии. Один из них - Лоретто (провинция Анкона в центральной Италии), где находится дом, в котором жила Пресвятая Дева. Это последний пункт паломничества, к которому ежегодно стекаются миллионы пилигримов (паломников), особенно на Пасху. Из других культовых мест известностью пользуются те, в которых людям являлся образ Девы Марии: Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Сан-Себастьян-де-Гарабандал (Испания), Междугорье (Югославия), Гуадалупе (Мексика).
Объектами внимания со стороны православных христиан остаются древнерусские города Золотого кольца (Москва, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Переяславль-Залесский), Киев (Киево-Печерская лавра), горные монастыри Греции (Афон).
В исламе паломничеству придается особое значение. Каждый совершеннолетний мусульманин должен стремиться к совершению обряда «священного хаджа». Хадж - паломничество в Мекку (Саудовская Аравия), город, в котором родился Мухаммед. Лишь приверженцы ислама имеют право посещать самый священный из всех городов. Здесь находится Кааба. Кааба представляет собой большой грубый куб, сложенный из серо-зеленых гранитных блоков. В одном из углов Каабы находится большой черный камень (метеоритного происхождения), который поместил там сам Мухаммед. Главная цель паломничества мусульман в Мекку состоит в том, чтобы 7 раз обойти вокруг Каабы в направлении против часовой стрелки, прикоснуться к черному камню и поцеловать его. Медина (Саудовская Аравия) - второй по значению священный город мусульман, куда они совершают паломничество (место захоронения Мухаммеда).
В буддизме верующие не совершают массовых посещений святых мест. Однако они нередко отправляются в индивидуальные путешествия, стремясь достичь более глубокого духовного совершенства. Основатель буддизма Гаутама жил и умер в долине Ганга, здесь у буддистов есть свои святые места, особо почитается Варанаси (здесь просвещенный Гаутама-Будда прочитал первую проповедь). Одно из культовых мест в буддизме - город Лхаса на Тибете. Здесь расположены буддийский монастырь и дворец далай-ламы - духовного главы буддистов. Дворец Поталла - 13-этажное здание, возведенное в 17 веке. Во внутренних покоях находятся 10000 святынь и 20000 статуй; вес, хранящихся там изделий из золота и серебра исчисляется тоннами.
Центрами поклонения стали многочисленные храмы, в которых размещаются статуи Будды в различных позах с разными ритуальными жестами рук, символизирующими разные аспекты его учения. Крупнейший в мире буддийский монастырь и собрание статуй Будды - храм Борободур (что означает "много будд") находится на о. Ява (Индонезия). Известностью пользуется японский город Нара, в храме которого находится статуя Великого Будды - самая большая в стране. В городе Канди (Шри-Ланка) на берегу искусственного озера стоит обнесенный рвом Храм Зуба, где как величайшее сокровище хранится один из зубов Будды.
В южной Азии располагается обширный ареал индуизма - религии, отличающейся многообразием и множеством объектов поклонения. Все святые места индуизма находятся в Индии, их количество исчисляется десятками тысяч. Основные посвящены главным божествам индуистского пантеона - Шиве, Кришну, Вишну. Святые места индуизма: Патна, Варанаси, Амарнат, Аллахабад, Мадурая. Священной в индуизме почитается река Ганг. По ее берегам расположено множество храмов и спускающихся к воде ступеней (гхат). Миллионы мужчин и женщин собираются на берегах реки и со священными заклинаниями совершают ритуальные омовения.
Для приверженцев религиозного течения сикхизм (распространен в штате Пенджаб, северная Индия) местом поклонения является Золотой храм в городе Амритсар. Здесь в храме хранится самый древний рукописный экземпляр священной книги Гуру Грант Сагиб, в которой излагаются основы сикхизма.
Религиозный туризм оказывает существенное влияние на экон. Религиозные центры получают доходы от паломничества. Пилигримы оставляют в стране посещения значит. часть взятых в дорогу денег, в том числе делая приношение непосредственно церкви. Во время «великого праздника жертвоприношения» («курбан-байрам») туризм является основным средством заработка населения Мекки, Медины и других религиозных центров. Деньги, полученные от обслуживания паломников, явл. основным средством существов. носильщиков, лодочников, грузчиков, торговцев и ремесленников. Приносит весомый доход и торговля сувенирами, религиозной одеждой для паломников, продуктами питания, предоставление жилья и различных сервисных услуг. Нередко денежные сумы, вывозимые паломниками из своих стран, бывают очень велики. Так страны Юго-Восточной Азии, в которых преобладает мусульманское население (Малайзия, Индонезия), несмотря на солидные доходы от въездного туризма имеют очень небольшой, хотя и положительный туристский баланс. Причина кроется в вывозе из этих стран валюты пилигримами, стремящимися в святые места за рубежом.
В геогр. Религ. туризма имеются некот. особенности. Во-первых, активная зона циркуляции паломников включает, прежде всего, большую часть Западной и Южной Европы, Северной Африки, Юго-Западную, Южную и Юго-Восточную Азию. Значительные районы мира, например, страны Латинской Америки или Африки международным паломничеством в силу ряда соц.-историч. причин почти не охвачены. Во-вторых, основные религиозные потоки тянутся с запада на восток, что объясняется широтным распространением зоны стран развитого паломничества. В последние годы появился довольно значит. поток пилигримов в меридиональном направлении - из стран СНГ в исламские религиозные центры. В-третьих, зона христианско-католического паломничества локальна, компактна и имеет лучшие условия для путешествий в сравнении с зонами паломничества других конфессий. Значительная часть католических центров посещается не только с религиозными, но и с образовательно-культурными целями в рамках познавательного туризма. Религиозные центры - это еще и памятники архитектуры, живописи, исторические места. Многие религиозные обряды и праздники любых конфессий воспринимаются туристами как культура народа, интересная форма фольклора и охотно ими посещаются.
В последние десятилетия вырос интерес к традиционным восточным религиям - конфуцианству, даосизму, буддизму.
Религиозный туризм может осуществляться не только с паломническими, но и с научными теологическими целями. Поездки специалистов - теологов, как правило, немногочисленны, но нередко продолжительны и расширяют географию религиозного туризма. Объектами изучения могут быть сложные религиозно-философские конфессии, зооморфизм, фетишизм, шаманство.
Поток религиозного туризма представлен также миссионерами и служителями церкви, осуществляющими те или иные контакты.
В целом, любая церковь поощряет религиозный туризм, что часто находит законодательную поддержку у государства, например, в виде охраны исторических памятников, снижения налогов, создания объектов инфраструктуры (дорог, гостиниц). Немало общественных организаций и фондов оказывают разнообразную помощь в организации религиозного туризма. Некоторые туристические фирмы специализируются на паломничестве.