Смекни!
smekni.com

Социально-культурный сервис и туризм (ГОСы 2003г.) (стр. 46 из 47)

Элементы экскурсии:

1. Показ, но не осмотр.

2. Рассказ: осмотр – посмотреть поверхностно;

рассказ – посмотреть более тщательно.

Рассказ зависит от скорости движения: - неповторимость

- использование зрительных док-в

Общими признаками для всехэкскурсий явл.:

1. Протяженность во времени проведения (от 1 академического часа – 45 мин. – до 1 суток).

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие квалифицированного руководителя, специалиста в определенной области знаний, обязанности которого выполняет экскур-вод.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы, диктующей организаторам экскурсий определенный порядок и последовательность показания объектов.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Классификация экскурсий:

1. По содержанию:

- обзорные (по любому городу, экск. поездки, общее представление).

- Тематические: исторические, историко-революционные, военно-исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, архитектурно-градостроительные, литературные, религиозные.

2. По составу участников:

- для взрослых, детей

- местного населения, приезжих

- городского, сельского населения

- организованных групп или сборных

- отдыхающих в санаториях и на курортах, участников семинаров, конференций.

3. По месту проведения: городские, загородные, морские, производственные, музейные, комплексные.

4. По способу передвижения: пешеходные, транспортные (автом., тролл., трамв., теплоходные, авиа).

5. По форме проведения: обычные, массовые, прогулки, беседы, уроки, концерты, консультации.

6. По количеству участников: групповые, индивидуальные (1-5 человек)

Структура экскурсии:

1. Введение:, представление, инструктаж.

Как правило, состоит из 2 частей: организационной (представление экскурсовода, проводится краткий инструктаж экскурсантов по правилам поведения и безопасности на маршруте) и информационной (краткое сообщение о теме, маршруте, протяжённости и продолжительности экскурсии, времени и месте окончания). По времени выступление рассчитано на 5-7 минут.

2. Основная часть.

Она должна содержать:

· Введение в тему – это краткий рассказ об эпохе, предшествующих событиях.

· Введение в тему обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия.

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, на сочетания показа и рассказа. Её содержание состоит из нескольких подтем, объединённых темой. Подтемы включают несколько вопросов и логически увязываются между собой в определённой дозировке по времени, в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии. При этом важным является подбор объектов таким образом, чтобы объекты помогали бы раскрытию содержания определённым путём.

· Материал необходимо подбирать с учётом развития темы. Нарастание действия служит заодно введением в тему и завязкой и развивается по восходящей к кульминации и развязке.

В центре кульминации лежит главное событие, главный экскурсионный объект.

· Кульминацией в экскурсии часто является финал.

3. Заключение.

Занимает по времени в среднем 3-5 минут .

Итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии.

76.Методика разработки экскурсионного маршрута.

Экскурсия – результат двух важнейших процессов: её разработки и её исполнения.

Этапы разработки экскурсии:

Выбрать тему экскурсии (в названии должна быть «изюминка»).

Составление библиографии (список литературы основной и дополнительной).

Сбор материала и его оформление, сортировка: по объектам, по личностям, по событиям.

Отбор и изучение экскурсионных объектов, которые имеют непосредственное отношение к теме, объекты д.б. расположены на маршруте т. о., чтобы обеспечивалось непрерывное воздействие экск-го маршрута на участников. Д.б. оптимальное количество объектов. 3ч. – 15-20 объектов, из них 10 основных. В тематических экскурсиях 6-10 объектов (3ч.)

Составление маршрута, основные требования:

· не д.б. противоречий с правилами ГИБДД;

· не д.б. повторного проезда по улице, площади;

· к объекту д.б. удобный подход и подъезд;

· другие объекты не должны отвлекать внимание;

· переезд или проход между объектами показа не д.б. более 10 мин.

Объезд (засекаем время, смотрим, где делать выходы, которых д.б. 3,4).

Подготовка текста: по хронологии, оп тематике.

Составление портфеля экск-вода: фотокарты, но не более 10-15 шт, схемы, чертехи, рисунки, копии документов.

Составление методической разработки – «паспорт».

Первый лист: название, вид экскурсии состав экскурсантов, продолжительность, протяженность маршрута, кто составил, кто рассмотрел, утвердил.

Второй лист: вступление (3-7 мин.), знакомство с группой, основные сведения об экскурсантах, продолжительность экскурсии, особенности, место окончания.

Маршрут экскурсии.

Подтемы экскурсии (основные позиции, объекты).

3 лист:

Маршрут экскурсии Остановки Объекты показа Время в мин. Подтемы и вопросы

Организа

ционные ука

зания

Методические указания

Прием экскурсии.

Утверждение экскурсии.

Утверждение списка экскурсоводов по данной экскурсии.

Сертификация экск-го маршрута. На сертификацию предоставляются след. документы: тематическая карта экскурсии, схема маршрута, утверждённая в ГИБДД, должностные инструкции экскурсовода.

77.Методика проведения экскурсии.

Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов: показа экскурсионных объектов и рассказа о них.

Показ и рассказ на экскурсии не бывают в одинаковых пропорциях для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения. Такие же изменения происходят и с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным.

Основные причины этих различий – в меняющемся содержании экскурсий в зависимости от особенностей аудитории; в обеспеченности данной темы объектами; в хар-ре демонстрируемых объектов; в степени их сохранности; в объёме фактического материала, которым располагает экскурсовод; в сложностях наблюдения и понимания объектов экскурсантами.

Наиболее эффективно провести экскурсию позволяют методические приёмы показа и рассказа.

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, памятником архитектуры или архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие экскурсовода, направленное на выявление сущности объекта.

Показ объектов явл. действием, занимающим главенствующее положение в экскурсии. Правильно отобранные объекты, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

Показ объекта – это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объекта под руководством квалифицированного специалиста.

Показ в экскурсии явл. суммой 3 элементов:

· Самостоятельного наблюдения экскурсантами объекта;

· Ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода» с целью дополнения зрительного ряда;

· Показа под руководством экскурсовода (с применением определённых методических приёмов показа).

Условия для показа:

· Правильно выбранные точки показа;

· Время, сезон, более выгодные для показа;

· Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, не имеющих отношения к данной теме экскурсии;

· Возможность передвижения экскурсантов в целях использования методического приёма при показе объекта с разных точек обзора;

· Умения и навыки экскурсовода;

Методические приёмы показа:

- Предварительный просмотр – это прём показа, при помощи которого осуществляется ориентация экскурсантов в пространстве и при этом получается обобщающее зрительное впечатление об объектах.

- Абстрагирование – позволяет не видеть, что для данной экскурсии явл. несущественным.

- Экскурсионный анализ – это вид показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта для изучения его сущности в целом или отдельных его частей.

- Исследовательский анализ – помогает выявить идею произведения искусства и определить выразительные средства, с помощью которых создаётся это произведение.

- Исторический анализ – разновидность экск. анализа, которая позволяет установить черты, характер для определённой эпохи, освещает связь экск. объекта с истор. событиями.

- Научный анализ – выделяет существенные свойства экск. объекта с помощью знания, закономерностей опред. отраслей наук.

- Локализация – с помощью которого конкретизируется в локальной обстановке показ объектов, памятных мест во временной или хронологической последовательности (привязка к месту).

- Зрительный, реконструирующий приём – приём показа, с помощью которого воссоздаётся, воспроизводится, путём образного показа, определённая историческая эпоха, событие, памятное место, сохранившиёся или несохранившийся объект.