Юридическим основанием для данных норм является Конституция Российской Федерации[49]. Обязанность следователя по данной категории дел состоит лишь в доказывании супружеских или родственных связей путем изъятия и приобщения к делу документов (или их копий), подтверждающих данные связи.
Вторую группу составляют также два состава: статьи 337 "Самовольное оставление части или места службы" и 338 "Дезертирство". В примечаниях к данным статьям сказано, что лицо, совершившее деяния, предусмотренные этими нормами (в примечании к статье 338 говорится лишь о случае совершения деяния, предусмотренного частью первой этой статьи), может быть освобождено от уголовной ответственности, если эти деяния были совершены впервые и если они явились следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Особенность доказывания состоит в том, что следователь должен доказать, что лицо совершило это преступление впервые. Данный факт можно доказать сбором сведений о личности. Второй момент, требующий доказывания, - факт, указывающий на то, что совершение преступление явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств[50]. Данный факт устанавливается путем проведения следующих следственных действий: допроса лица, совершившего преступление, допроса свидетелей, выемка почтово-телеграфной корреспонденции и других. Их цель - установление фактов данных тяжелых обстоятельств и того, каким образом этот факт стал известен обвиняемому.
К третьей группе относятся три состава, предусмотренные статьями 222 "Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств", 223 "Незаконное изготовление оружия" и 228 "Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ" Уголовного кодекса РФ.
В примечаниях к данным статьям сказано, что лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в диспозиции статьи освобождаются от уголовной ответственности. В связи с этим, для прекращения уголовного дела в отношении этого лица, следователь при проведении различных следственных действий должен доказать, что оно совершило эти действия добровольно, а не под чьим-то принуждением. Возможно проведение следователем допроса лица, допроса свидетелей, приобщение к материалам дела заявления лица о добровольной сдаче этих предметов и другие действия. В случае, если при обыске (который происходит по какой-либо другой причине) у лица изымаются указанные вещи и он заявляет, что добровольно сдает их государству, то такой факт нельзя расценивать как добровольную сдачу.
Возможна ситуация, когда лица, имеющие при себе оружие, наркотики и другие предметы, обращение которых строго регулируется государством, имеют при себе и заявление, где указывают, что они "дескать несут все это сдавать в правоохранительные органы". И в связи с наличием такого заявления дело в отношении них в последствии прекращают или вообще не возбуждают. Закон никак не регламентирует случаи, когда неоднократно задерживаются лица с подобными заявлениями. Это является одним из пробелов нашего уголовного права.
Но в данной группе норм существует одно дополнение. В примечании к статье 228 сказано, что лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно не только добровольно сдало указанные в статье предметы, но и активно способствовало раскрытию или пресечению преступлений, связанных с оборотом наркотиков и т.д. Способствование может осуществляться путем дачи достоверных сведений на допроса, очных ставках, при проведении следственного эксперимента, а также путем участия в оперативно-розыскной деятельности органов дознания (по данной категории расследование ведут следователи ОВД, а оперативно-розыскную деятельность осуществляют органы дознания), что должно найти свое отражение в материалах дела.
Четвертую группу составляет лишь один состав, предусмотренный статьей 307 "Заведомо ложные показания, заключение эксперта или неправильный перевод" УК РФ. В примечании к данной норме сказано, что свидетель, потерпевший или переводчик освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства до вынесения приговора или решения суда заявили о ложности данных ими показаний, заключения или заведомо неправильном переводе.
Для прекращения уголовного дела в отношении свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика следователю необходимо закрепить в материалах дела три момента: первое, это само заявление о ранее ложных показаниях, второе, что данное заявление должно быть сделано до вынесения приговора или решения суда; и третье - добровольность сделанного заявления. Последний момент следователь должен доказать при помощи следственных действий, таких как допрос лица, совершившего это деяние, допрос свидетелей преступления, очные ставки и других.
Пятую группу составляют три состава преступлений, предусмотренных статьями 275 "Государственная измена", 276 "Шпионаж" и 278 "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти" Уголовного Кодекса РФ. В примечании к статье 275, которое относится и к статьям 276 и 278, сказано, что лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщение органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Для прекращения уголовного дела лица, которому инкриминируется состав преступления, предусмотренный статьей 275, 276 или 278 следователю необходимо доказать, что сообщение органам власти было добровольное. Для этого он должен провести допрос лица, совершившего преступление, допрос свидетелей. Также необходимо рассмотреть все материалы дела, касающиеся деятельности обвиняемого, направленной против интересов РФ, момента прекращения данной деятельности и мотивов, толкнувших его на это решение.
Второй момент, доказывание которого необходимо для прекращения дела, это своевременности такого сообщения или иного действия. Здесь следователь должен рассмотреть материалы, касающиеся ущерба, причиненного интересам РФ, и способствовало ли сообщение лица предотвращению дальнейшего ущерба. Только при доказывании этих моментов лицо может быть освобождено от уголовной ответственности и уголовное дело в отношении него прекращено.
В шестой группе находятся два состава преступления, предусмотренные статьями 204 "Коммерческий подкуп" и 291 "Дача взятки" Уголовного кодекса РФ.
Статья 204 предусматривает ответственность лица за незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершения действий (бездействий) в интересах дающего в связи с занимаемой этим лицом служебным положением. А статья 291 предусматривает ответственность за дачу взятки должностному лицу лично или через посредников.
Примечания к этим статьям гласят, что лицо, совершившее эти деяния, может быть освобождено от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство или оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Рассмотрим оба этих случая.
Для прекращения уголовного дела по основаниям статьи 7 УПК РСФСР следователю необходимо доказать, что в отношении лица, совершившего преступление, имело место вымогательство. Данный факт может быть доказан путем проведения допросов свидетелей, потерпевшего, лица, совершившего преступление, очной ставки, выемки почтово-телеграфной корреспонденции и других. Своей целью данные действия ставят получение достоверной информации о том, что действия, указанные в диспозиции статьи совершены под воздействием вымогательства лица, выполняющего управленческие функции (статья 204), или должностного лица (статья 291).
Второй случай, по-моему мнению, по своему доказыванию полностью совпадает с доказыванием деятельного раскаяния в общих случаях (исключением является лишь то, что 2-я часть статьи 204 и статья 291 рассматривается как преступление средней тяжести и тяжкое). Здесь следователь должен составить протокол явки с повинной, а в дальнейшем в следственных действиях доказать, что сообщение лица было добровольное.
Последнюю, седьмую группу, составляют четыре состава преступлений, предусмотренных статьями 126 "Похищение человека", 205 "Терроризм", 206 "Захват заложника" и 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем".
В примечаниях к статьям 126 и 206 сказано, что лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно освободило похищенного.
Для прекращения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных этими статьями, необходимо доказать, что освобождение захваченного или похищенного было именно добровольное, а лицо не принудили к этому правоохранительные органы своими активными действиями.
Данное обстоятельство возможно доказать путем проведения таких следственных действий, как допросы подозреваемого, потерпевшего, свидетелей и других. Цель данных действий сводится к выяснению момента, когда похититель принял решение об освобождении похищенного, и к выяснению причин принятия такого решения. В случае когда похититель освободил похищенного под прямым воздействием правоохранительных органов, ищущих похищенного, то есть когда у него не было выбора, то ни о каком прекращении уголовного дела в отношении него говорить нельзя.