49. Принуждение к даче показаний. Его отличие от подкупа или принуждения к даче показаний или уклонения от дачи показаний, либо к неправильному переводу.
Согласно международным нормам, при производстве следственных Д запрещается причинение физических или нравственных страданий допрашиваемому. КРФ закрепляет правила, по котором: никто не обязан свидетельствовать против себя и своих близких (50); не допускается использование при осуществлении правосудия доказательств полученных с нарушением ФЗ (51).
Согласно УПК: запрещается домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер; на подозреваемом и обвиняемом не лежит процессуальной обязанности давать показания, они вправе дать показания. На потерпевшем, свидетеле и эксперте лежит процессуальная обязанность давать показания или заключение, однако во исполнение этой обязанности к потерпевшему, свидетелю или эксперту может быть применена лишь одна мера процессуального принуждения – привод.
Принуждение к даче показаний (ст.302) – одно из наиболее опасных преступлений против правосудия.
Объект П – нормальная деятельность ОД и ПР, дополнительный – интересы подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и эксперта (признаются потерпевшими от этого П)
С объективной стороны П выражается в психическом или физическом воздействии на допрашиваемого путем угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны допрашивающего. Под угрозой понимаются различные формы запугивания допрашиваемого относительно наступления для него каких-либо неблагоприятных или нежелательных последствий. Под шантажом понимается запугивание допрашиваемого путем угрозы оглашения каких-либо компрометирующих его поступков или документов. Под иными незаконными действиями понимаются любые безнравственные и противоправные действия допрашивающего в отношении допрашиваемого с целью получения от него соответствующей информации по делу (например, водворение свидетеля в камеру СИЗО и т.п.).
П не имеет места, если следователь или лицо, производящее дознание, в ходе допроса использовали рекомендуемые криминалистикой тактические приемы допроса, основанные на данных психологии. П является оконченным с момента использования допрашивающим в отношении допрашиваемого угроз, шантажа или иных незаконных действий в целях получения показаний.
П имеет формальный состав.
С субъективной стороны принуждение к даче показаний может совершаться только с прямым умыслом. Мотивами этого преступления могут быть карьеристские побуждения, месть и т.п.
Субъектом П может быть только следователь, лицо, производящее дознание, а также прокурор или начальник следственного отдела, если они приняли дело к своему производству и фактически исполняли процессуальные обязанности следователя.
Квалифицирующими признаками П (ч.2) является применение в отношении допрашиваемых насилия, издевательств или пытки. Под насилием понимается физическое воздействие в отношении допрашиваемых или в отношении лица, приглашенного в качестве эксперта, сопряженное с причинением им боли, а равно вреда здоровью той или иной степени тяжести. Под издевательством над допрашиваемым следует понимать совершение в отношении него Д циничного и дерзкого характера, глубоко оскорбляющих и унижающих его человеческое достоинство. Под "пыткой" (ст.1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.84 г., ратифицированной Президиумом ВС СССР 21.01.87 г.) понимают любое Д, которым лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание (физическое или нравственное), с целью получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за Д, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо по любой причине, когда такая боль или страдание причиняются государственным ДЛ или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия.
Подкуп или принуждение к ДП или У от ДП либо к НП (ст.309): Объект, объективная и субъективная стороны в обоих СП - сходны. Субъект – лицо, достигшее 16 лет (если ДЛ – ст.286).
50. Клевета. Ее отличие от оскорбления.
Клевета и оскорбления относятся к преступлениям против чести и достоинства личности, защита которых гарантированы ст.21 и 23 КРФ. Клевета и оскорбление имеют своим непосредственным объектом честь и достоинство личности. Честь – это нравственная категория, которая связывается с оценкой личности в глазах окружающих и отражает конкретное общественное положение человека, род его деятельности и признание его моральных заслуг. Достоинство (тесно связано с честью) – особое моральное отношение человека к самому себе и характеризующее его репутацию в обществе (мировоззрение, нравственные качества, образование и др.).
Объективную сторону клеветы (ст.129) образуют действия, состоящие в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого человека или подрывающие его репутацию. Особенности: а) под распространением понимается сообщение о якобы имевших место фактах хотя бы одному лицу; б) присутствие при этом самого оклеветованного не обязательно; в) не является распространением сообщение измышлений лицу, которого они касаются. Изложение сведений может быть как в устной форме, так и в служебных характеристиках, заявлениях или иной форме. Потерпевшим может быть любое лицо, в том числе несовершеннолетний, недееспособный, а также умерший. В последнем случае заявление о возбуждении уголовного дела подают его законные представители или родственники. П считается оконченным с момента сообщения клеветнических сведений хотя бы 1 человеку. Не содержит СП распространение о лице позорящих, но не ложных сведений, а также сообщение о имевших место фактах, но неверно интерпретированных.
Субъективная сторона – вина в форме прямого умысла: виновный осознает, что распространяет ложные сведения порочащие другого человека и желает этого. Добросовестное заблуждение относительно подлинности сведений исключает УО по ст.129, однако если сведения носили оскорбительный характер, лицо может быть привлечено к УО по ст.130. Субъект – лицо, достигшее 16 лет.
Квалифицированный состав данного П (ч.2 ст.129) заключается в распространении клеветнических сведений в публичном выступлении (перед многочисленной аудиторией), публично демонстрируемом произведении (книга, фильм, плакат и т.п.) или в СМИ (ТВ, радио, газета или журнал – журналистом или обычным лицом).
Наиболее тяжкий вид клеветы – это клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого П. Необходимо отличать от заведомо ложного доноса, при котором умысел виновного направлен на привлечение к УО лица и обращен к правоохранительным органам.
Объективная сторона оскорбления (ст.130) заключается в действиях, направленных на унижение чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме. Унижение чести и достоинства – отрицательная моральная оценка личности, дискредитация человека, подрыв его морального престижа как в глазах окружающих, так и в своих собственных. Обязательный признак объективной стороны выступает способ унижения чести и достоинства – неприличная форма. То есть откровенна циничная, резко противоречащая принятой в обществе манере обращения между людьми (нецензурные выражения, циничные прикосновения к телу, плевок, срывание одежды с интимных частей тела). Оскорбление может быть нанесено устно, письменно или действием.
51. Привлечение заведомо невиновного к УО.
ОО привлечения заведомо невиновного к УО (ст.299) заключается в том, что при этом не только компрометируются органы предварительного расследования и прокуратуры, но и грубейшим образом попираются права и свободы лица, ведущего законопослушный образ жизни, кроме того, также создается лишь видимость успешной борьбы с преступностью. Привлечение заведомо невиновного к УО создает предпосылки к возможности судебной ошибки.
Объектом П являются: а) нормальная деятельность органов правосудия; б) интересы личности (свобода, честь, достоинство, здоровье).
С объективной стороны СП выражается в вынесении прокурором, следователем или лицом, производящим дознание, мотивированного постановления о привлечении лица к УО в качестве обвиняемого и предъявлении ему сформулированного обвинения с разъяснением процессуальных прав и обязанностей обвиняемого. Т.е. ДЛ, злоупотребляя ДП, привлекает к УО человека за П, которое он не совершал.
Под заведомо невиновным понимается физическое лицо, которое по внутреннему убеждению прокурора, следователя или лица, производящего дознание, вменяемого ему П не совершало. Данное П является оконченным с момента предъявления лицу сформулированного в постановлении обвинения в совершении П, которого оно не совершало.
Согласно УПК привлечение лица к УО в качестве обвиняемого слагается из двух взаимосвязанных процессуальных актов: а) вынесения мотивированного постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого с формулировкой вменяемого обвинения и правовой квалификацией содеянного; б) предъявления этому лицу данного постановления с разъяснением существа обвинения и процессуальных прав и обязанностей обвиняемого. Если по тем или иным причинам акт предъявления лицу постановления о привлечении к УО не состоялся, следует считать, что привлечение лица к УО не имело места, а содеянное прокурором, следователем или лицом, производящим дознание, не может расцениваться в качестве П. Сказанное объясняется тем, что само по себе вынесение мотивированного незаконного постановления может рассматриваться лишь как приготовительные действия к акту привлечения к УО, а УО наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению (ч.2 ст.30 УК).