Смекни!
smekni.com

Назначение и производство экспертизы (стр. 4 из 4)

Основное отличие между дополнительной и повторной экспер­тизами состоит в том, что при дополнительной экспертизе реша­ются вопросы, которые ранее не были разрешены, а при повтор­ной — заново исследуются (перепроверяются) уже разрешенные вопросы. Поэтому различен и процессуальный порядок этих видов экспертиз. Дополнительная экспертиза поручается тому же или другому эксперту, а повторная — другому эксперту или другим экспертам (ст. 81 УПК)[3].

Для разъяснения или дополнения заключения может быть проведен допрос эксперта. Основания его проведения — такие же, как и при назначении дополнительной экспертизы — неясность или неполнота заключения. Разграничение между ними проводит­ся по следующему признаку. Если для разъяснения или дополне­ния заключения необходимо проведение дополнительных исследо­ваний, назначается дополнительная экспертиза. Если эксперт может дать необходимые разъяснения без производства дополни­тельных исследований, проводится его допрос.

Протокол допроса эксперта составляется по общим правилам (ст. 191 УПК).

В последние годы все большее распространение получает несу­дебная экспертиза, т.е. исследование, проводимое не в процессу­альной форме, часто вообще не в связи с производством по делу. Некоторые виды таких исследований регламентированы законода­тельно или ведомственными нормативными актами[4].Заключения(акты) таких экспертиз нередко являются поводом к возбуждению уголовного дела или иным образом вовлекаются в орбиту уголов­ного судопроизводства (например, в настоящее время многие государственные экспертные учреждения проводят на договорной основе исследования по заявкам организаций и граждан, которые затем нередко представляют полученные заключения следователю или в суд). Такие заключения являются разновидностью иных (непроцессуальных) документов, о которых речь пойдет ниже, и оцениваются по общим правилам. При их оценке нужно учитывать также, что в методическом отношении они могут (а в идеале и должны) быть на том же уровне, что и заключения судебных экспертов, только не содержат соответствующих процессуальных гарантий (предупреждение эксперта об ответственности и др.). В случае необходимости по делу может быть проведена по тем же вопросам судебная экспертиза. Если же заключение несудебной экспертизы сомнений не вызывает, оно может быть положено в основу приговора или другого решения без проведения судебной экспертизы (разумеется, за исключением случаев, когда таковая обязательна по закону).

Основания для овода эксперта

Поскольку заключение эксперта является доказательством по уголов­ному делу, то его доброкачественность в немалой степени зависит от объек­тивности, беспристрастности и добросовестности эксперта. Помимо общих оснований, указанных в ст. 59 УПК, для отвода эксперта закон называет ряд дополнительных оснований: некомпетентность, служебная или иная зависимость, предыдущее участие вделе в качестве специалиста за одним исключением: участие в проведении предшествующей возбуждению уголовного дела ревизии.

Незаменимость свидетеля в уголовном процессе исключает случаи приглашения в качестве эксперта лица, которое может быть вызвано и до­прошено в качестве свидетеля по уголовному делу[5]. Наличие оснований для отвода эксперта, в том числе и его компе­тентность, должны проверяться при назначении экспертизы. Под некомпе­тентностью эксперта следует понимать отсутствие или недостаточность у него специальных знаний для ответа на поставленные в постановлении о производстве экспертизы вопросы.

Вопрос об отводе эксперта решается при производстве дознания или предварительного следствия соответственно лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, а в суде – судом, рассматривающим дело.

III. Заключение.

Экспертиза назначается в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы специ­альные познания (ст. 78 УПК). Специальными являются знания, выходящие за рамки общеобразовательной подготовки, житейско­го опыта и требующие особой подготовки, профессиональных навыков.

Требование, относящееся к соблюдению границ профессиональных знаний эксперта, относится не только к запрету его вторжения в область права, но также и других, неюридических областей знаний, не относящихся к компетенции эксперта.

Заключение эксперта не имеет никаких преимуществ перед другими доказательствами и подлежит обязательной оценке сле­дователем и судом. На каких бы точных научных данных ни был основан экспертный вывод, он не может считаться обяза­тельным для следователя или суда.

Список литературы

4. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РСФСР/под ред. И.Л. Петрухина. Издание второе, переработанное и дополненное.-М.: ПБОЮЛ Грачев С.М.,2000.- 672 с.

5.Приказ МВД РФ № 261 от 1.06.93 «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности ОВД РФ»

6.Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 696 с.


[1] См. ст. 68, 69 УПК

[2] См. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ, 1961—1993. С. 322

[3]Примером назначения повторной экспертизы может служить определение Судебной коллегии но уголовным делам Верховного Суда РФ но делу Мухутди­нова, осужденного Верховным Судом Республики Татарстан по ч. 2 ст. 218 и по п. «6» ст. 102 УК РСФСР. Отменив приговор и направив дело на дополнительное расследование, Судебная коллегия указала в своем определении следующее. Как усматривается из акта стационарной судебно-психнатрической экспертизы, в рас­поряжение экспертов не представлена история болезни обследуемого, а также им не было известно о состоянии здоровья брата осужденного, который, согласно справке Республиканского психоневрологического диспансера г. Душанбе, страда­ет психическим заболеванием и является инвалидом II группы. При таких обстоя­тельствах выводы экспертов, проводивших судебно-психиатрическую экспертизу, о необходимости признания Мухутдинова в отношении инкриминируемого ему деяния вменяемым не могут быть признаны основанными на всестороннем, полном и объективном исследовании данных о его личности. Органам предварительного расследования при новом расследовании дела следует истребовать историю болезни Мухутдинова, назначить в отношении его повторную стационарную судебно-пси­хиатрическую экспертизу и с учетом ее выводов решить вопрос о его вменяемости (БВС РФ. 1997. № 4. С. 4).

[4]См., например, ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // РГ. 1995. 30 нояб.; постановление Совета Министров — Прави­тельства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» / /РГ. 1993. 16 июля.

[5] Бюллетень ВС РФ. 1989. № 10. С. 10