Основное отличие между дополнительной и повторной экспертизами состоит в том, что при дополнительной экспертизе решаются вопросы, которые ранее не были разрешены, а при повторной — заново исследуются (перепроверяются) уже разрешенные вопросы. Поэтому различен и процессуальный порядок этих видов экспертиз. Дополнительная экспертиза поручается тому же или другому эксперту, а повторная — другому эксперту или другим экспертам (ст. 81 УПК)[3].
Для разъяснения или дополнения заключения может быть проведен допрос эксперта. Основания его проведения — такие же, как и при назначении дополнительной экспертизы — неясность или неполнота заключения. Разграничение между ними проводится по следующему признаку. Если для разъяснения или дополнения заключения необходимо проведение дополнительных исследований, назначается дополнительная экспертиза. Если эксперт может дать необходимые разъяснения без производства дополнительных исследований, проводится его допрос.
Протокол допроса эксперта составляется по общим правилам (ст. 191 УПК).
В последние годы все большее распространение получает несудебная экспертиза, т.е. исследование, проводимое не в процессуальной форме, часто вообще не в связи с производством по делу. Некоторые виды таких исследований регламентированы законодательно или ведомственными нормативными актами[4].Заключения(акты) таких экспертиз нередко являются поводом к возбуждению уголовного дела или иным образом вовлекаются в орбиту уголовного судопроизводства (например, в настоящее время многие государственные экспертные учреждения проводят на договорной основе исследования по заявкам организаций и граждан, которые затем нередко представляют полученные заключения следователю или в суд). Такие заключения являются разновидностью иных (непроцессуальных) документов, о которых речь пойдет ниже, и оцениваются по общим правилам. При их оценке нужно учитывать также, что в методическом отношении они могут (а в идеале и должны) быть на том же уровне, что и заключения судебных экспертов, только не содержат соответствующих процессуальных гарантий (предупреждение эксперта об ответственности и др.). В случае необходимости по делу может быть проведена по тем же вопросам судебная экспертиза. Если же заключение несудебной экспертизы сомнений не вызывает, оно может быть положено в основу приговора или другого решения без проведения судебной экспертизы (разумеется, за исключением случаев, когда таковая обязательна по закону).
Основания для овода эксперта
Поскольку заключение эксперта является доказательством по уголовному делу, то его доброкачественность в немалой степени зависит от объективности, беспристрастности и добросовестности эксперта. Помимо общих оснований, указанных в ст. 59 УПК, для отвода эксперта закон называет ряд дополнительных оснований: некомпетентность, служебная или иная зависимость, предыдущее участие вделе в качестве специалиста за одним исключением: участие в проведении предшествующей возбуждению уголовного дела ревизии.
Незаменимость свидетеля в уголовном процессе исключает случаи приглашения в качестве эксперта лица, которое может быть вызвано и допрошено в качестве свидетеля по уголовному делу[5]. Наличие оснований для отвода эксперта, в том числе и его компетентность, должны проверяться при назначении экспертизы. Под некомпетентностью эксперта следует понимать отсутствие или недостаточность у него специальных знаний для ответа на поставленные в постановлении о производстве экспертизы вопросы.
Вопрос об отводе эксперта решается при производстве дознания или предварительного следствия соответственно лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, а в суде – судом, рассматривающим дело.
III. Заключение.
Экспертиза назначается в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы специальные познания (ст. 78 УПК). Специальными являются знания, выходящие за рамки общеобразовательной подготовки, житейского опыта и требующие особой подготовки, профессиональных навыков.
Требование, относящееся к соблюдению границ профессиональных знаний эксперта, относится не только к запрету его вторжения в область права, но также и других, неюридических областей знаний, не относящихся к компетенции эксперта.
Заключение эксперта не имеет никаких преимуществ перед другими доказательствами и подлежит обязательной оценке следователем и судом. На каких бы точных научных данных ни был основан экспертный вывод, он не может считаться обязательным для следователя или суда.
Список литературы
4. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РСФСР/под ред. И.Л. Петрухина. Издание второе, переработанное и дополненное.-М.: ПБОЮЛ Грачев С.М.,2000.- 672 с.
5.Приказ МВД РФ № 261 от 1.06.93 «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности ОВД РФ»
6.Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 696 с.
[1] См. ст. 68, 69 УПК
[2] См. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ, 1961—1993. С. 322
[3]Примером назначения повторной экспертизы может служить определение Судебной коллегии но уголовным делам Верховного Суда РФ но делу Мухутдинова, осужденного Верховным Судом Республики Татарстан по ч. 2 ст. 218 и по п. «6» ст. 102 УК РСФСР. Отменив приговор и направив дело на дополнительное расследование, Судебная коллегия указала в своем определении следующее. Как усматривается из акта стационарной судебно-психнатрической экспертизы, в распоряжение экспертов не представлена история болезни обследуемого, а также им не было известно о состоянии здоровья брата осужденного, который, согласно справке Республиканского психоневрологического диспансера г. Душанбе, страдает психическим заболеванием и является инвалидом II группы. При таких обстоятельствах выводы экспертов, проводивших судебно-психиатрическую экспертизу, о необходимости признания Мухутдинова в отношении инкриминируемого ему деяния вменяемым не могут быть признаны основанными на всестороннем, полном и объективном исследовании данных о его личности. Органам предварительного расследования при новом расследовании дела следует истребовать историю болезни Мухутдинова, назначить в отношении его повторную стационарную судебно-психиатрическую экспертизу и с учетом ее выводов решить вопрос о его вменяемости (БВС РФ. 1997. № 4. С. 4).
[4]См., например, ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // РГ. 1995. 30 нояб.; постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» / /РГ. 1993. 16 июля.
[5] Бюллетень ВС РФ. 1989. № 10. С. 10