Смекни!
smekni.com

Наказание в виде лишения свободы (стр. 2 из 8)

Наказание выражает отрицательную оценку преступника и его деяния со стороны государства и общества[3].

Наказание является мерой государственного принуждения и состоит в предусмотрённом уголовном законом лишении или ограничении прав и свобод осуждённого (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека). Наказание применяется к лицу, признанному в установленном законом порядке виновным в совершении преступления (ч. 1, ст. 49 Конституции РФ).

Наказание назначается от имени государства и только по приговору суда (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Наказание является одновременно и формой государственного принуждения, и карой за содеянное, и как средство исправления осуждённого, и как средство предупреждения совершения новых преступлений. Основные признаки наказания:

- наказание носит строго личный характер и направлено всегда против личности преступника;

- наказание имеет объектами воздействия наиболее значимые для блага (жизнь, свобода личности, имущество);

- наказание по своей тяжести пропорционально тяжести содеянного;

- наказание состоит в лишении или физическом ограничении прав и свобод виновного лица;

- наказание применяется на основании принципа справедливости, т.е. соответствия наказания тяжести преступления, обстоятельствами дела и личности виновного;

- применение наказания носит характер воспитательного воздействия;

- наказание назначается на основе принципа экономии использования карательных средств при наказании преступников;

- основанием применения наказания является совершённое преступление;

- наказание влечёт за собой судимость;

- наказание выражает отрицательную оценку совершённому преступлению и лица, его совершившего;

- наказание назначается по приговору суда и от имени государства;

- оно применяется на основе уголовного закона к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

В случае совершения преступления наказание выступает конечным звеном уголовно-правового механизма защиты интересов личности, общества и государства от преступных посягательств (преступник – преступление – уголовная ответственность). Наказание призвано устанавливать торжество законности и справедливости в обществе, при соблюдении принципа неотвратимости оно выступает как серьезное средство профилактики преступления.

Я хотела бы сделать следующий вывод, что под наказанием по российскому уголовному праву следует понимать особую меру государственного принуждения, включающую в себя как карательные элементы, так и воспитательные, назначаемую судом лицу, виновному в совершении преступления и влекущую судимость. Наказание выражает от имени государства и общества отрицательную правовую, социальную и моральную оценку преступного деяния и преступник.

Я считаю, что уголовное наказание является одной из наиболее сложной и многогранной в уголовно-правовой науке. Её значение определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания. Уголовная наказуемость является обязательным признаком понятия преступления. Наказание – это реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасное деяние не влечёт за собой наказания, оно не может считаться преступлением.

Государство, применяя различные виды лишения свободы, ставит перед ними специфические цели.

Прежде всего, лишение свободы применяется в интересах следствия для того, чтобы лицо, подозреваемое в совершении преступления, не мешало его проведению или не скрылось от следствия и суда.

В рабовладельческом и феодальном обществе лица, осужден­ные к смертной казни или подлежащие телесным наказаниям, содержались в местах лишения свободы до момента исполнения этих наказаний.

Лишение свободы может быть мучительным способом казни человека.

Как уголовное наказание лишение свободы получило широ­кое применение в эпоху становления капиталистических отно­шений, создавших материальную базу для его реализации.

В России на современном этапе наказание в виде лишения свободы на определенный срок относится к числу наиболее часто применяемых в судебной практике. Его составляющая от общего числа осужденных, достигнув в 1998 г. 45,2 %, в последующие годы колебалась в диапазоне 36—39 %, а в 1999 г. упала до 33,9 %. Впрочем, в абсолютном значении число осужденных к этому виду наказания в 1998—2002 гг. непрерывно росло (с 203 359 до 373 519). [4]

Применение лишения свободы за совершение отдельных ви­дов преступлений, наиболее часто встречающихся в следствен­ной и судебной практике, еще выше. Так, в 2000 г. к указанному наказанию было приговорено 38,2 % осужденных за преступле­ния, связанные с наркотиками и сильнодействующими вещест­вами, 39 % — за получение взятки без отягчающих обстоя­тельств, 50 % — за присвоение вверенного имущества при отяг­чающих обстоятельствах, 79,9 % — за кражу при отягчающих обстоятельствах[5]. Так Россошанский районный суд Воронежской области, рассмотрев материалы уголовного дела № 02473647 по обвинению Евдакова И.В., признал Евдакова И.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 пункт «б, г» статьи 158 Уголовного кодекса РФ с применением статьи 64 Уголовного кодекса РФ и назначил ему наказание – 3 года лишения свободы с содержанием в исправительной колонии особого режима.

Наказание в виде лишения свободы содержит в себе ряд противоречий, из которых наиболее существенными являются следующие:

- стремясь с помощью определенных лишений и страданий принудить человека к законопослушному поведению, государство причиняет ему одновременно излишние страдания, отвращающие осужденного от стремления к исправлению;

- стремясь к социальной реабилитации осужденного, его помещают в такие условия, которые способствуют ослаблению и разрыву этих связей;

- стремясь вернуть оступившегося человека в общество социально здоровых законопослушных людей, его помешают в общество людей, так же или даже в большей степени отклонившихся от социальной нормы, под влияние которых он может легко попасть.

На мой взгляд, отсутствие системы социальной реабилитации лиц с уголовным прошлым, практическая невозможность трудоустройства, отсутствие жилья - эти и другие подобные обстоятельства создают почву для роста рецидивной преступности. Каждое третье раскрытое преступление совершается лицами, ранее вступавшими в конфликт с законом. Так Россошанский районный суд Воронежской области, рассмотрев материалы уголовного дела № 02473561 по обвинению Данилова А.В., ранее судимого 13.05.88 года Енакиевским народным судом Донецкой области, по статье 141 часть 2, 118 часть 2, 42 УК УССР к 5-ти годам лишения свободы, признал Данилова А.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 224 ч. 4, 224 ч. 3 Уголовного кодекса РФ и назначил ему наказание – 1 год лишения свободы с содержанием в исправительной колонии строгого режима.

Я хотела бы отметить, что в последнее время суды стали чаще применять лишение свободы как наиболее строгий вид наказания членам организованных преступных групп и сообществ. Однако размер наказания зачастую не соответствует тяжести совершенных ими преступлений. При его назначении необходимо руководствоваться проверенным веками принципом: наказание должно быть достаточно строгим, чтобы удержать самого преступника от рецидива, а также других неустойчивых членов общества от подобного нарушения уголовного закона. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности, по неосторожности.

Роль уголовно-правовой санкции как юридической гарантии достижения целей предупреждения преступлений, прежде всего, проявляется в ее сдерживающей функции. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу мотивов. Естественно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит преодолеть лицу, вынашивающему замысел совершить преступление.

На мой взгляд, лишение свободы должно применятся лишь тогда, когда с помощью других наказаний не предоставляется возможным достижение желаемого эффекта. При назначении этого наказания требуется наиболее тонкий учет личности осуждаемого человека, как ни в одном другом случае применения наказаний следует помнить об «экономии репрессий».

Я считаю, что лишение свободы во всех случаях должно быть лишением свободы, т.е. лишением свободы передвижения и выбора места жительства, но не лишением нормальных гигиенических условий, нормальной пищи, возможностей интеллектуального и эстетического развития. Из этого наказания должны быть полностью устранены излишние правоограничения, в том числе излишние ограничения связи с внешним миром; должны быть полностью изжиты случаи жестокого обращения лиц персонала ИУ с осужденными, их равнодушие к судьбам людей, оказавшихся в их власти, унижения и расправ с осужденными со стороны других осужденных[6].

Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ч.2 ст. 43 УК РФ).

Восстановление социальной справедливости путем наказания осужденного осуществляется применительно к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности. Социальная справедливость в обществе восстанавливается в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, принудительных работ исполняемых осужденными во время отбывания наказания в виде лишения свободы и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, то есть, учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание (речь идет о лишении свободы) должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах – соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно потерпел вследствие совершенного преступления. При том нужно учитывать, что наказание не ставит перед собой цель причинения страдания осужденным.[7]