Для данной формы соучастия свойственна минимальная степень согласованности, что обусловлено невозможностью сговора до начала преступления. Эта форма соучастия предполагает возможность сговора между участниками лишь во время совершения преступления, после начала выполнения объективной стороны преступления .
Самой (место, где изготавливается, складируется, учитывается контрафактная продукция и откуда отправляется в торговые точки); гр-н Б. предоставляет указанную «базу», всю аудиозаписывающую аппаратуру подыскивает «лже-операторов». Гр-н В., в свою очередь, берет на себя функцию реализации контрафактной продукции на торговых рынках, отслеживает выручку и доставляет ее сообщникам. Налицо — заранее спланированный сговор, как форма соучастия в преступлении и как квалифицирующий признак диспозиции ч. 2 ст. 146 УК РФ, являющийся одновременно и отягчающим обстоятельством. Сговор может быть словесный, письменный и в форме молчаливого согласия (конклюдентные действия), что на практике бывает очень редко.
Для ч. 2 ст. 146 УК РФ характерным обстоятельством является следующий факт. Так, в диспозиции ч. 2 ст. 146 УК РФ речь идет не о любом соучастии по предварительному сговору, а о совершении преступления по предварительному сговору группой лиц, что «обязывает установить соисполнительство, т.е. непосредственное участие всех в выполнении объективной стороны преступления». 10
Последний квалифицирующий признак объективной стороны ч. 2 ст. 146 УК РФ — совершение преступного деяния организованной группой.
Тут важно знать следующее. Хотя для вменения обвиняемым ч. 2 ст. 146 УК РФ достаточно будет доказать только один квалифицирующий признак данной уголовно-правовой нормы:
* неоднократность;
* либо факт совершения преступления только группой лиц
по предварительному сговору.
Совершение преступления организованной группой является более опасной разновидностью соучастия, нежели аналогичное преступление, совершенное неоднократно и (или) по предварительному сговору группой лиц.
Исходя из указанного умозаключения, мы считаем необходимым показать различие между понятиями: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.
«Организованная группа» и «группа лиц», совершающая преступления но предварительному сговору, сходны, пожалуй, в одном: преступление совершают два и большее число лиц, которые предварительно сговорились для совершения одного или нескольких преступлений. Следовательно, общий признак для указанных видов соучастия — предварительный сговор.
Организованная же группа имеет свои специфические, отличительные признаки.
1. Устойчивость. Это — наличие постоянных связей между членами организованной группы и специфических методов деятельности по подготовке и (или) совершению одного или нескольких преступлений. Устойчивость во всех случаях предполагает также предварительный сговор между членами организованной группы. Устойчивость организованной группы характеризуется также п наличием отлаженной схемы согласованности действий между ее участниками.
Вторым квалификационным признаком ч. 2 ст. 146 УК РФ может быть совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В ныне действующем УК РФ законодатель в отдельной (ст. 35 УК) сформулировал совершение преступления:
а) группой лиц без предварительного сговора;
б) группой лиц по предварительному сговору, если оно совершено преступным сообществом (преступной организацией);
в) организованной (устойчивой) группой лиц.
Соучастие без предварительного сговора
Преступление признается совершенным группой лиц, если в нем участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора (п. 1 ст. 35 УК РФ).
2. Соучастие Профессионализм. Он предполагает знание механизма
совершаемого противоправного деяния, куда входит и тщательная подготовка «кадров» для совершения преступления. Профессионализм предполагает также включение в состав организованной группы достаточно большого количества людей, работающих в органах государственной власти и государственного управления, руководителей различных предприятий, работников банков, торговли и т.п.
По одному из уголовных дел видео-, аудиопираты, безусловно, работая профессионально, сумели получить государственный кредит в сумме 1,5 млрд. рублей (1997 г.) на одну из своих подставных фирм, что позволило им длительное время извлекать большие доходы от тиражирования и продажи контрафактной продукции.
Таким образом, устойчивость и профессионализм — основные, но не исчерпывающие признаки организованной преступной группы.
Заключение
Наиболее существенными факторами для характеристики преступного нарушения авторских и смежных прав является общественная опасность этого вида противоправного деяния, характеризующаяся следующими обстоятельствами.
Первое. Нарушаются, в первую очередь, конституционные авторские и смежные права самих создателей продуктов интеллектуальной собственности: авторов музыкальных и кинематографических произведений, программ для ЭВМ и т.п.
Второе. Грубо нарушаются права правообладателей, которые уплатили соответствующее вознаграждение (как правило гонорар) авторам за право воспроизведения (тиражирования) и распространения того или иного объекта интеллектуальной собственности.
Третье. Нарушаются права государства, недополучающего огромное количество налоговых поступлений в бюджет.
Четвертое обстоятельство, которое можно поставить в разряд первых. Это – «сращивание пиратов» с преступными группировками, «отмывающими» деньги и использующими их не только для незаконного оборота, но в целях коррупции.
Со всей очевидностью ясно, что нарушение авторских и смежных прав – крайне негативное социальное явление, наносящее ощутимый, а зачастую и огромный ущерб не только авторам и законным правообладателям, но и государству.
Анализ изучения гражданских и уголовных дел данной категории позволил выявить следующие обстоятельства.
Органы предварительного следствия, как впрочем и органы дознания, не исключая некоторых прокуроров, осуществляющих надзор за расследованием преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав, на первоначальном этапе оказались не готовы к их расследованию и надзору за ними (ст. 146 УК РФ) как в психологическом, так и в методическом плане. Причем, в психологическом отношении доминируют три момента.
Первый. Санкция ч. 1 ст. 146 УК РФЮ, как известно, предусматривает максимальное наказание до 2-х лет лишения свободы. Поэтому, в силу п. 2 ст. 15 УК РФ «Категории преступлений» часть 1 статьи 146 УК РФ признается преступлением небольшой тяжести, а часть 2 статьи 146 УК РФ – преступлением средней тяжести (п.3 ст. 15 УК РФ).
Таким образом, учитывается только сам факт законодательного закрепления степени общественной опасности данного деяния («небольшой» и «средней» тяжести), но не возможный характер повышенной степени общественной опасности указанного преступления, заключающийся в «сращивании» его с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями.
Второй момент. В чисто психологическом аспекте состав ч. 1 и ч. 2 ст. 146 УК РФ сильно отличается от дел традиционно прокурорской подследственности (убийства, изнасилования, похищения и т.д.). Поэтому следователи не восприняли введенную норму, как равноправный состав подследственности органов прокуратуры. Данное нарушение также не воспринимается, как серьезное преступление. Обстоятельства рассматриваются таким образом, что какой-то безработный или студент подрабатывают торговлей контрафактными видео-, аудиокассетами или компакт-дисками, нарушая при этом, как правило, интересы какой-то далекой заграничной корпорации, владелец которой к тому же самый богатый человек в мире. Результатом этого зачастую и является поверхностное отношение как к расследованию, так и предъявлению исков в интересах авторов в порядке гражданского судопроизводства.
И третий момент. Психологически работники следствия до конца не осознали, что незаконное использование объектов авторских и смежных прав в сфере видео-, аудионосителей, программ для ЭВМ, книг с неизбежностью ведет также к падению международного авторитета страны, потенциальной потере зарубежного репертуара распространенной, а поэтому наиболее опасной формой соучастия в преступлении, является соучастие по предварительному сговору.
Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления (п. 2 ст. 35 УК РФ).
В объективную сторону ч. 2 ст. 146 УК РФ включено понятие «предварительный сговор», означающий соглашение соучастников о выполнении действий до начала выполнения деяния. Например, г-не А., Б. и В. до начала совершения пиратских действий договорились о «распределении» роли каждого в преступном деянии. Так, А. закупает чистые (не записанные) видео-, аудиокассеты и компакт-диски, доставляет их на «базу».
1. Трунцевский Ю.В. Видеопиратство: уголовная ответственность, раскрытие и расследование преступлений. Пособие – М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000. – 256 с.;
2. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторских и смежных правах» М.:
Изд-во «Спарк», «Фонд правовая культура». – 1996. – С. 192;
3. Комментарий к УК РФ (Под общей ред. Скуратова Ю.И. и Лебедева В.М.). М.
— ИНФРА-М-НОРМА. — 1996. — С. 317.;
4.Уголовное право. Российское Особенная часть. Учебник, М. —1997. —С. 11З.;
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-М, 2002.