Смекни!
smekni.com

Освобождение от уголовной ответственности (стр. 9 из 12)

Если виновный с целью уклонения от уголовной ответственности совершит побег из под стражи, то происходит приостановление течения срока давности за преступление, в связи с расследованием которого он содержится под стражей. Поскольку побег из-под стражи является самостоятельным преступлением, срок давности за него исчисляется с момента его совершения (то есть со дня побега) и истекает спустя шесть или десять лет (в зависимости от того по какой части ст. 313 УК квалифицируются действия виновного). Поэтому неправильным является исчисление срока давности за побег с момента задержания виновного или явка его с повинной. С этого момента возобновляется течение давности за первое преступление, совершенное скрывшимся от следствия лицом.

Особый порядок освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности установлен в отношении лиц, совершивших особо тяжкие преступления, за которые по закону может быть назначена смертная казнь или пожизненное лишение свободы.

В соответствии с ч.4 ст. 78 УК в этом случае вопрос о применении давности решается судом. Применение давности означает принятие судом решение об освобождении от уголовной ответственности лица, изобличенного в таком преступлении. Если же суд не сочтет возможным применить давность (с учетом характеристики личности виновного либо исключительной опасности совершенного им преступления), то взамен смертной казни или пожизненного лишения свободы должно быть назначено наказание в виде лишения свободы на определенный срок.

Согласно нормам международного права независимо от времени совершения деяния не применяются сроки давности к военным преступлениям, преступлениям против человечества, были ли они совершены во время войны или в мирное время, как они определены в Уставе Нюрнбергского Международного военного трибунала от 8 августа 1945г., а также за такие преступления, как апартеид и геноцид1. Учитывая данное обстоятельство, в ч. 5 ст. 78 УК РФ установлено, что к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, применение запрещенных средств и методов ведения войны, геноцид, экоцид – ст. 353, 356 - 358 УК ) сроки давности не применяются.

В соответствии с Конвенцией о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968г. срок давности за геноцид не применялся и тогда, когда по внутринациональному законодательству такое деяние не предусматривалось как преступление2.

До вступления в силу УК РФ 1996г. в Российской Федерации продолжали действовать законодательные акты бывшего Союза ССР, регулирующие вопросы наказания лиц, виновных в преступлениях против мира и человечества и военных преступлениях. Независимо от времени, истекшего после совершения названных преступлений, подлежали ответственности нацистские преступники и те советские граждане, которые в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. проводили активную карательную деятельность – принимали участие в карательных экспедициях, личное участие в убийствах и истязаниях советских людей. Причем в виде исключения из норм УК к ним могла применяться смертная казнь. Положение ч. 5 ст. 78 нового российского УК о неприменении давности за преступление против мира и безопасности человечества также означает, что указанные лица могут быть подвергнуты исключительной мере наказания – смертной казни.

Срок давности исчисляется полными годами и заканчивается через предусмотренное ст.78 УК число лет в 0 часов последнего дня соответствующего года (например, срок давности привлечения к уголовной ответственности за преступление небольшой тяжести, совершённое 3января 1997 года, заканчивается в 0 часов 3 января 1999 года.

Для освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности существует определённая процессуальная процедура (ст.5 ч.3 УПК РСФСР). Возбуждённое уголовное дело подлежит обязательному прекращению на стадии предварительного расследования, о чём выносится постановление органа дознания, следователя или прокурора. В стадии предания суду уголовное дело прекращается постановлением судьи (определением суда). Прекращение уголовного дела в связи с истечением срока давности не допускается, если обвиняемый против этого возражает (например, считая себя невиновным). В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке. Если факт истечения давности срока установлен в стадии судебного разбирательства, а также если этот срок истёк во время дела судом, разбирательство доводится до конца и суд выносит обвинительный приговор с освобождением осуждённого от наказания.

5. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

В законодательстве указанно, что возрастная категория относящиеся к лицам достигшие четырнадцатилетнего возраста, но не достигшие восемнадцати лет, а в некоторых случаях и двадцати лет считаются несовершеннолетними. Устанавливая возраст, с которого несовершеннолетний может быть привлечён к уголовной ответственности, а также освобождён от неё, законодатели исходят из объективных и субъективных предпосылок формирования личности подростка, его сознания, волевых качеств, темперамента, навыков, привычек и так далее.

Впервые совершения подростком преступлений неболь­шой или средней тяжести он обязательно подлежит осво­бождению от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным УК РФ и, в первую очередь, с применением к нему принудительных мер вос­питательного воздействия (ст. 90 — 91 УК).

По сравнению с ранее действующим законодательством (ч. 3 и 4 ст. 10 УК РФ 1960 г.) УК РФ 1997 г. значи­тельно расширил возможности освобождения несовершен­нолетних правонарушителей от уголовной ответственности с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия, уточнил основания их при­менения, особенно относящиеся к тяжести совершенного подростком преступления. Теперь, в соответствии с ч. 1 ст. 90 УК РФ, освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних правонарушителей с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия допускается как в случае совершения ими преступлений небольшой, так и средней тяжести. Если учесть, что таких преступлений по УК РФ около 70 % (*), то можно предста­вить, какие надежды возлагает законодатель на этот вид освобождения несовершеннолетних от уголовной ответст­венности.

Конечно, совершаемые подростками преступления не­большой или средней тяжести имеют специфические чер­ты, вытекающие из возрастных и психологических особен­ностей несовершеннолетних, что в известной мере влияет на их общественную опасность.

В преступлениях несовершеннолетних, как правило, проявляются их личностные качества, характерные для такого возраста: честолюбие, показная романтика, упрям­ство, неуравновешенность, недостаточное уважение к авторитетам, стремление во что бы то ни стало проявить свои способности, склонность к подражанию и некоторые другие. Все эти особенности подлежат установлению при­менительно ко всем признакам состава совершенного преступления.

При определении общественной опасности совершенно­го подростком преступления особое значение приобрета­ет учет отягчающих и смягчающих обстоятельств.

Поскольку, прекращение уголовно-правовых отношений с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия возможно в том случае, если будет признано, что его исправление может быть до­стигнуто без привлечения к уголовной ответственности, то наряду с обстоятельствами, смягчающими и отягчающи­ми наказание, большое значение имеют данные о лично­сти виновного, характеризующие его до совершения пре­ступления, в момент совершения и после его совершения. Поэтому правоохранительные органы, решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности, в каждом конкретном случае должны учитывать: условия жизни и воспитания подростка, его отношение к учебе или работе, окружение, занятия в свободное от учебы или работы время и т.д. (ст. 90 и 91 УК РФ).

В соответствии с уголовно-процессуальным законода­тельством (ст. 8 УПК РФ), вопрос о возможности исправ­ления несовершеннолетнего, освобожденного от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия, могут решать проку­рор, следователь с согласия прокурора, суд только до вы­несения приговора. Уголовное дело, прекращенное проку­рором или следователем с согласия прокурора в порядке ч. 1 ст. 90 УК РФ, направляется прокурором в суд для решения вопроса о применении в отношении несовершен­нолетнего принудительных мер воспитательного воздейст­вия. По поступившему прекращенному уголовному делу суд принимает соответствующее решение. Если же суд сам прекращает в отношении несовершеннолетнего уго­ловное дело в порядке ч. 1 ст. 90 УК РФ, то он одновре­менно с прекращением уголовного дела применяет к нему принудительные меры воспитательного воздействия.

В ст. 90 и 91 УК РФ предусмотрено несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия, кото­рые образуют определенную систему, построенную по принципу от менее строгих к более строгим. И хотя применение принудительных мер воспитательного воздейст­вия к несовершеннолетнему ограничивает его правовое положение, они не являются уголовным наказанием и не порождают судимости. Самой мягкой принудительной ме­рой воспитательного воздействия является предупрежде­ние. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повтор­ного совершения преступлений, предусмотренных Уголов­ным кодексом (ч. 1 ст. 91 УК). Применение указанной ме­ры воспитательного воздействия носит разовый характер, поэтому для большей эффективности ее целесообразно со­четать с другими мерами, например с передачей под над­зор родителей.