Смекни!
smekni.com

Прекращение уголовного дела (стр. 2 из 7)

иные виды отсутствия состава преступления.

За отсутствием состава преступления уголовное дело может быть прекращено — в части действий (бездействия) конкрет­ного человека — и в связи с иными обстоятельствами. Так, согласно ст. 40, 42 УК РФ не является преступлением причине­ние вреда охраняемым уголовным законом интересам:

в результате физического принуждения, если вследствие этого лицо не могло руководить своими действиями (бездей­ствием), а равно

лицом, действующим во исполнение обязательных для
него приказа или распоряжения.

Уголовную ответственность за причинение такого вреда дол­жны нести люди, принуждавшие совершить преступление или отдавшие незаконный приказ (распоряжение).

Разновидностью отсутствия, состава преступления, кроме того, признается неявка потерпевшего по уголовному делу ча­стного обвинения в судебное заседание суда первой инстанции без уважительных причин (ч. 3 ст. 249 УПК РФ).

Помимо перечисленного отсутствие состава преступления предполагают также и другие закрепленные в ст. 24-27 УПК РФ специальные основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Речь идет об отсутствии события преступления (п. 1 ст. 24 УПК РФ), наличие по данному факту не отмененного (вступившего в законную силу) постановления о прекращении либо об отказе в возбуждении уголовного дела по реабилитирующим основа­ниям или оправдательного приговора (п. 4—5 ч. 1 ст. 25 УПК РФ). При установлении таких фактов уголовное дело прекращается по специальному обстоятельству, а не в связи с отсутствием состава преступления. Дополнительного упоминания в соответ­ствующем постановлении на п. 2 ст. 24 УПК РФ не требуется.

3.Отсутствие события преступления (п. 1).

Событие преступления отсутствует лишь тогда, когда не было самого факта, о котором сообщалось в компетентный государственный орган.

4.Истечение срока давности уголовного преследования (п. 3).
Уголовное дело подлежит обязательному прекращению, если истекли сроки давности, закрепленные в ст. 78 УК РФ. Соглас­но указанной норме лицо освобождается от уголовной ответ­ственности, если истекло:

а)два года после совершения преступления небольшой тяжести;

б)шесть лет - после совершения преступления средней тяжести;

в)десять лет — после совершения тяжкого преступления;

г)пятнадцать лет — после совершения особо тяжкого пре­ступления.

На досудебных стадиях названное основание не применимо, если за совершенное преступление возможно назначение нака­зания в виде смертной казни или пожизненного лишения свобо­ды. Более того, к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст. 353, сроки давности вообще не применяются.

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступле­ния и до момента вступления приговора суда в законную силу. При этом сроки давности по каждому преступлению исчисля­ются самостоятельно. Течение сроков давности считается при­остановленным в период уклонения лица, совершившего пре­ступление, от органов предварительного расследования или суда. Течение сроков давности в этом случае возобновляется с момента его задержания или явки с повинной.

5.Смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4).

Прежде чем констатировать наличие данного основания, следует собрать доказательства совершения преступления умер­шим, а равно отсутствия у него живых, подлежащих уголовной ответственности соучастников. Факт смерти подтверждается копией соответствующего свидетельства, которая может быть сня­та с подлинника самим следователем и заверена его подписью, а также печатью учреждения, где работает следователь.

6.Отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ (п. 5).

Отсутствие жалобы пострадавшего по делам частного обви­нения — это, если так можно сказать, обстоятельство (основа­ние), исключающее начало уголовного процесса. Оно не может быть вероятно установленным. Заявление пострадавшего или есть или его нет. Когда заявления нет, а основания возбуждения уголовного процесса имели место, значит, была вероятность совершения лицом преступления, которое может быть возбуж­дено и без жалобы пострадавшего. По данному факту (обнаружение признаков объективной стороны такого преступле­ния) и должно было возбуждаться уголовное дело. Соответ­ственно, если в такой ситуации затем появятся основания к его прекращению, то не по п. 5 ст. 24 УПК РФ, а по какому-либо иному обстоятельству.

Другое дело, когда орган дознания или следователь незакон­но приступил к уголовному процессу, а тем более возбудил уголовное дело, и предварительное расследование следует пре­кратить. В такой ситуации правомерно прекратить уголовное дело на основании п. 5 ст. 24 УПК РФ.

Прекращение дела следователем за отсутствием жалобы по­страдавшего не препятствует его возбуждению путем подачи заявления мировому судье потерпевшим или его законным представителем.

В случае переквалификации действий подсудимого со ст. 213 УК РФ на ст. 115 УК РФ суд прекращает дело, если отсутствует жалоба пострадавшего и выраженное им желание о привлече­нии лица к ответственности по ст. 115 УК РФ.

7. Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, воз­буждаемым не иначе как по жалобам потерпевших, кроме слу­чаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ.

Исходя из положений ч. 2 ст. 20 УПК РФ, за примирением потерпевшего с обвиняемым могут быть прекращены лишь дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115 (умышленное при­чинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), ч. 1 ст. 129 (кле­вета) и ст. 130 (оскорбление) УК РФ, и то не во всех случаях. Если дело о таком преступлении возбуждено прокурором или с согласия последнего следователем (дознавателем), потому что потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого (по иным причинам) не способен самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, то дело пре­кращению не подлежит.

Дела, возбуждаемые лишь по жалобе пострадавшего, не ог­раничиваются вышеперечисленными составами преступлений. К таковым отнесены и дела о преступлениях, предусмотренных ч. .1 ст. 131 (изнасилование), ч. 1 ст. 136 (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина без отягчающих обстоя­тельств), ч. 1 ст. 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища без отяг­чающих обстоятельств), ст. 145 (необоснованном отказе в при­еме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет), ч. 1 ст. 146 (нарушение авторских и смежных прав) и ч. 1 ст. 147 УК РФ (нарушение изобретательских и патент­ных прав). Однако последние, согласно той же ст. 20 УПК РФ, за примирением потерпевшего с обвиняемым не прекращаются.

8.Отсутствие согласия указанного в законе органа (должностного лица) на привлечение к уголовной ответственности.

Такого основания в УПК РФ нет. В п. 6 ч. 1 комментируемой статьи упоминается лишь об одной его разновидности — об отсутствии согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указан­ных в п. 1—5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ. Однако возбужденное в отношении указанных, а также некоторых других лиц уголов­ное дело подлежит прекращению, пока не будет соблюден пре­дусмотренный законом порядок привлечения их к уголовной ответственности. Данный порядок, заключающийся в необхо­димости получить специальное согласие на привлечение опре­деленных должностных и не должностных лиц к уголовной ответственности, урегулирован не только УПК РФ, но и други­ми нормативно-правовыми актами.

9.Разновидностями данного основания прекращения уголовного дела, как минимум, являются:

а)отсутствие согласия соответствующей квалификационной коллегии судей на привлечение к уголовной ответственности судьи (п. 4 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»)

б)отсутствие согласия Конституционного Суда РФ на при­влечение к уголовной ответственности члена этого суда (ст. 15 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»)

в)отсутствие согласия соответствующей палаты Федераль­ного Собрания РФ на привлечение к уголовной ответственнос­ти члена Совета Федерации или депутата Государственной
Думы (п. «а» ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»)

г)отсутствие согласия на привлечение к уголовной ответственности Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудитора Счетной палаты той палаты Федерально­го Собрания РФ, которая назначила их на должность в Счетную палату (ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российс­кой Федерации»)

д)отсутствие согласия Государственной Думы на привлече­ние к уголовной ответственности Уполномоченного по правам человека в РФ (ч. I ст. 12 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»)

е) отсутствие согласия Генерального прокурора РФ на при­влечение к уголовной ответственности:

зарегистрированного кандидата на должность Президен­та РФ (ч. 6 ст. 41 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»)

зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 7 ст. 49 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федераль­ного Собрания Российской Федерации»)

ж)отсутствие согласия прокурора субъекта Российской Фе­дерации на привлечение к уголовной ответственности: