Смекни!
smekni.com

Следственные действия (стр. 7 из 10)

6) Установление свидетелей, ранее не известных следст­вию

7) Установление других подозреваемых (обвиняемых).

8) Установление причастности подозреваемого (обвиняемого) к другим преступлениям, о которых следствию известно, но преступники не установлены. Когда подозреваемый (обвиняемый) сообщает о совершении им других преступлений (помимо тех, за которые он привлечен к ответственности по данному делу) и в ходе проверки оказании указывает места совершения этих преступлений, обращая внимание следователя на отдельные обстоятельства, сязанные с этими преступлениями, следователь может сопоставить эти данные с данными расследования по другим делам, по которым преступники не установлены, что позволит ему прийти к выводу о совершении всех преступлений одним лицом.

9) Установление причин и условий, способствовавших совершению преступления. Иногда допрошенное лицо из-за незнания точных адресов или наименования отдельных объектов и особенностей их расположения затрудняется точно рассказать об особенностях своего движения к месту преступления или от этого места, о характере своих действий, может умолчать об отдельных факторах на месте преступления, на которые он не обратил внимания,но установление которых может иметь существенное зна­чение для расследования. В процессе проверки показаний на месте, демонстрируя следователю особенности своего передви­жения, воспроизводя отдельные действия, совершенные в мо­мент преступления, допрошенное лицо поможет следователю установить, что облегчило совершение данного преступления, позволило преступнику произвести отдельные действия, какие особенности имеющихся на месте объектов были использова­ны преступником и что следует предпринять для устранения возможности совершения указанных действий в будущем.

Так, например, привлеченные к уголовной ответственности за побег из исправительно-трудовой колонии П., Г. и Ц. на допросах показали, что отбывая наказание в ИТК, располо­женной на территории одного из строящихся заводов, они вос­пользовались особенностями расположения зоны ИТК и це­хов завода и днем бежали из зоны через проволочное ограж­дение на территорию работающего цеха, прошли по его крыше и, спустившись по пожарной лестнице с другой стороны це­ха, через проходную вышли с завода, будучи незамеченными охраной. В результате этого их побег был обнаружен лишь поздно вечером и им удалось на долгое время скрыться.

В процессе проведенной с каждым из обвиняемых проверки показаний на месте был установлен точный маршрут их про­движения из зоны ИТК через территорию завода, при этом об­виняемые обратили внимание следователя на особенности рас­положения постов охраны, ограждения ИТК, на точки террито­рии, находившиеся вне поля зрения охраны. Все это было уч­тено обвиняемыми при подготовке и проведении побега.

Результаты проверки показаний на месте позволили при­нять ряд необходимых мер, исключавших возможность побе­гов из ИТК в аналогичных условиях.[16]

10) Установление или уточнение отдельных обстоятельств, связанных с действиями допрошенного лица на месте происше­ствия или в других пунктах в случаях, когда эти обстоятель­ства следователю не ясны, а другими способами установить или уточнить их невозможно.

11) Установление действительной обстановки места происшествия в момент происшедшего на нем

события.

12) Установление осведомленности допрошенного лица или допрошенных лиц относительно места

происшествия, от­дельных объектов или маршрутов, описанных в их показани­ях.

13) Установление осведомленности допрошенных лиц отно­сительно действительных обстоятельств

события или действий, участниками или очевидцами которых они были.

Сопоставляя показания и действия на месте нескольких ранее допрошенных лиц с действительной обстановкой на ме­сте, следователь может при этом получить доказательства, ко­торые позволят ему разоблачить оговор допрошенным лицом других лиц или самооговор.

14) Проверка следственных и розыскных версий.

Таким образом, мы видим, как велика роль проверки показаний на месте в раскрытии преступления и предварительном расследовании вцелом. Данный перечень задач характеризует обширное пространство число функций, с помощью которых следователь расследует конкретное уголовное дело и диапазон возможно­стей, которые раскрывает перед следователем это следственное действие в сравнении с некоторыми другими следственными действиями, необычайно широк. Но не слудет и преувеличивать его значения, тем более, видеть в проверке показаний какое-то увиверсальное следственное деиствие, что явно неправильно и на что обращалось внимание в литературе.Оно не может заменить другие следственные действия или исключить необходимость их производства в необходимых случаях.

Характеристика проверки показаний на месте.

Это следственное действие проводится после возбужденния уголовного дела на любой стадии расследования по нему, пос­ле допроса подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или по­терпевшего. Основанием для его производства является нали­чие в показаниях одного или всех перечисленных лиц сведе­ний о фактах, имеющих значение для следствия, которые мо­гут быть установлены, проверены и зафиксированы лишь не­посредственно на месте, с которым связаны указанные факты.

Следственное действие проводится только на месте, о ко­тором упомянуто в показаниях допрошенного лица, и с обяза­тельным участием данного лица и понятых. По усмотрению следователя к участию в нем могут быть приглашены специа­листы.

Допрошенное лицо по предложению следователя указыва­ет расположение тех или иных объектов, или маршрутов дви­жения к ним или от них, дает пояснения о состоянии обстанов­ки в указанном месте в момент расследуемого события при этих действиях, воспроизводит или демонстрирует отдельные состояния или действия, обращает внимание следователя на те или иные обстоятельства в обстановке места, где происходи­ло событие, включая сюда и те, о которых он не сообщил на допросе, но вспомнил на месте в процессе производства данно­го действия.

Следователь в ходе проведения данного следственного действия внимательно изучает особенности местности, объек­тов и иные обстоятельства, указанные допрошенным лицом, его пояснения и действия на месте, сопоставляя их мысленно с фактами, установленными на допросе этого лица, и с други­ми данными по делу, а также с новыми фактами и обстоятель­ствами, ранее ему не известными, но обнаруженными на месте производства проверки показаний. При этом он задает допрошенному лицу вопросы и предлагает совершить отдель­ные действия для уточнения отдельных фактов события и дей­ствий участвовавших в нем лиц. В результате сопоставления следователь делает выводы о соответствии или несоответствии установленных на месте фактов показаниям допрошенного ли­ца и другим материалам дела, о доказательственном значении их для дела и роли в дальнейшем расследовании по делу.

Производство проверки показаний на месте процессуально оформляется протоколом, в котором отражается весь ход следственного действия, то есть действия, пояснения и указа­ния допрошенного лица, предложения следователя о соверше­нии тех или иных действий этому лицу и заданные ему воп­росы, а также дается описание местности и отдельных объектов на ней, указанных допрошенным лицом или обнаруженных следователем и признанных последним представляющими существенный интерес для расследования по делу. Фиксация хода и результатов следственного действия может быть осуществлена также с помощью других способов и средств путем применения фото- и киносъемки, составления планов и 'схем, применения звукозаписи.

Таковы особенности данного следственного действия в самых общих чертах.

Проверка показаний на месте и другие следственные действия.

Некоторые ученые до принятия новых уголовно-процессуальных кодексов союзных республик высказывали мнение незаконности применяемого в следственной практике дейст­вия, именовавшегося «выходом на место», нецелесообразности его практического применения и необходимости его исключе­ния из следственной практики, другие считают это действие (именуемое ныне проверкой показаний на месте) разновид­ностью других следственных действий—осмотра места происшествия или следственного эксперимента, отрицая его само­стоятельный характер. Поскольку подобные мнения выска­заны известными учеными, труды которых являются сущест­венным вкладом в юридическую науку, было бы неправильно обойти молчанием доводы, обосновывающие их, к тому же критический анализ их позволит лучше разобраться в вопро­сах, имеющих спорный характер. Есть мнение и узко специфическое – именно российских исследователей этого вопроса, которые аппелируют к отсутствию регламентации в УПК РФ, делая из этого вывод о неправомерности такого следственного действия.

Г. Александров и М. Строгович, говоря о фактах про­изводства в практике расследования «выходов на место», пи­сали: «В ряде случаев некоторые следственные работники под видом вполне законного и целесообразного следственного действия, осмотра с участием обвиняемого, применяют иное следственное действие, внешне несколько сходное с осмотром, но в действительности ничего общего с ним не имеющее и преследующее совершенно иные цели» , которое якобы некоторые кримина­листы «пытаются представить... как какое-то достижение со­ветской криминалистики, (как новый тактический прием, новое следственное действие, будто бы обеспечивающее раскрытие преступления».

По мнению указанных авторов, новый прием преследует цель «закрепления» показаний признавшегося обвиняемого о фактах, ранее уже известных следствию, и проводится следова­телями в случаях, когда у них нет «других доказательств его виновности или их явно недостаточно для передачи дела в суд.Ничего нового для следствия такого рода операция не дает, она ничего не разъясняет, не уточняет и не добавляет, а лишь создает видимость объективного подтверждения призна­ния обвиняемого». Допуская возможность проверки в ходе данного действия показаний обвиняемого, они все же считают такую проверку бесцельной и утверждают: «Проверка, если она действительно нужна, должна проводиться не с помощью самого обвиняемого, а прежде всего путем собирания объек­тивных доказательств, подтверждающих или опровергающих признание обвиняемого. Если же идти по предлагаемому пу­ти, то источник доказательств остается один и тот же, т. е. им является сам обвиняемый, а не другие объективные данные, поэтому никакой проверки признания обвиняемого в этих случаях чаях не получится». В заключение Г. Александров и М. Стро­гович предостерегают следователей, ставших «на заманчивый и легкий путь ограничения расследования получением призна­ния обвиняемого и видимостью подкрепления его выходом на место», что в некоторых случаях такой обвиняемый может отказаться от своего признания (поскольку фактически на ме­сте происшествия он ранее не был и узнал о нем от других лиц, находясь в тюрьме или в ином месте, или будучи привезенным на него следователем) и это повлечет за собой провал расследования.