Смекни!
smekni.com

Смертная казнь: за и против (стр. 2 из 9)

Практика судов Российской Федерации отвечает обоим этим направлениям. Рассматриваемое наказание назначается только за особо тяжкие преступления против жизни, да и то в самых тяжких случаях. Например, в 1995 году в России осуждено за умышленные убийства 19268 человек, за совершение при отягчающих обстоятельствах – 5020. Исключительная мера наказания назначена 143 осужденным, что составляет 0,7% от всех осужденных за умышленное убийство или 2,8 % от числа осужденных за умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах. По другим статьям Уголовного кодекса в 1995 году к смертной казни не было приговорено ни одного человека. На практике смертные приговоры приводятся в исполнение значительно реже: в 1992 году Комиссией по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации рассмотрено 56 дел осужденных к смертной казни, помиловано 55 человек (98,2 %), в 1993 году рассмотрено 153, помиловано 149 (97,3%), в 1994 г рассмотрено 137, помиловано 124 (90,5%). Всего в 1992 – 1994 годах ежегодно приводились в исполнение по десять приговоров. Иначе обстоит дело в других странах. С 1965 года более 50 стран расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь. Двадцать две страны применяли смертную казнь за преступление, связанные с безопасностью страны. Среди этих деяний значительная часть политические преступления. Тринадцать стран установили расширенную меру наказания за терроризм, в том числе за угон самолетов, если это привело к гибели людей, за убийство заложников (Египет, СССР, Индонезия, Кувейт, США, Япония). В двенадцать странах смертную казнь применяли за половые преступления: в Пакистане, Тунисе, Таиланде и Сомали – за прелюбодеяние, в этих же странах, а также в Египте, Южной Корее и ЮАР – за изнасилование, в Сирии – за половое надругательство над ребенком, за половую связь между не мусульманином и мусульманкой.

Двадцать две страны установили смертную казнь за преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков (Китай, Иран, Малайзия, Сингапур, Бирма, Индонезия, Египет и др.) Заметим, что еще в 1979г таких стран было только десять.

В некоторых государствах существует смертная казнь за похищение людей (Малайзия), нарушения общественного порядка, включая хулиганство, содержание публичного дома и за игнорирование, показ или продажу порнографии (Китай), управление транспортным средствам в нетрезвом состоянии, повлекшее человеческие жертвы (Болгария), а в Ливии смертная казнь была предусмотрена за злоупотребление спиртных напитков.

В 15 странах (Болгария, Гана, Иран, Нигерия, Южная Корея, Саудовская Аравия, Сомали, ЮАР, Судан и другие) смертная казнь была введена за экономические преступления (коррупция, хищение государственных средств, нападение на сотрудников таможни, вооруженный разбой). В семи из этих стран исключительная мера наказания может применяться за хищения в особо крупных размерах и получение взяток.

Как видим, несмотря на то, что в целом сообщество с пониманием относится к призывам о сокращении применения смертной казни, эта тенденция далеко не всеобщая. В основном это объясняется ростом преступности или некоторых категорий преступлений. Проблема смертной казни сложна и неоднозначна. Нельзя решать ее, не взвесив все «за» и «против», не руководствуясь реалиями жизни.

3. Смертная казнь: против

Смертная казнь как вид наказания за действительно тяжкие преступления – важная составная часть уголовного законодательства. По ее наличию или отсутствию, иногда с разной степенью обоснованности, судят о демократичности государства.

Как уже говорилось в вышесказанном, что только взвешенный подход, учет реалий жизни и состояние общества могут подсказать то или иное решение.

Известно, что формы, методы и средства борьбы с преступностью в разных социально – политических системах различны. Отличаются и взгляды на них, даже в рамках одной системы. Отношение к смертной казни ,как к мере наказания (и как к наказанию вообще), включает в методы его исполнения – важный показатель уровня социального и культурного развития общества. Чем он ниже и грубее и примитивнее формы «воспитания» его членов наказанием, тем пренебрежительнее отношение к человеку и его жизни. Сегодня мы говорим о смертной казни как о мере наказания, назначаемой судом. Но ведь были периоды в истории, когда казнили без суда, попросту умерщвляли. Смерти предавались те, кто посягал на чужую жизнь, на чужое имущество, на чью-то власть, те, кто только думал о власти, даже те, кто был просто неугоден имевшим право казнить или присваивал себе такое право

Сродни казни были и жестокие наказания, пытки, которые очень часто кончались смертью человека. Сформулированные многовековой практикой обычай казнить преступников (нередко невиновных) и непокорных повлиял на воззрения политиков, творцов, законов, правоприменителей и общества в целом. Наше общество воспитано по идеологии, допускающей, оправдывающей, обосновывающей право власти и законодателя казнить. Это право закреплено в уголовных законах. И поныне у нас будут заблуждения, что без жесткости с преступностью не справиться. Опросы общественного мнения по поводу сохранения или отмены в нашем законодательстве смертной казни подтверждают, что большинство людей выступают за ее сохранение. Сложилось парадоксальное положение: требуя гуманного отношения к себе люди бесчеловечны по отношению к другим.

За что в законодательстве разных стран и разных времен предусматривалась смертная казнь? В основном, конечно же, она была установлена за лишение жизни другого человека, но эта мера наказания также предусматривалась за крупные хищения общественного, государственного и личного (частного) имущества. Но на деле ею карались прежде и караются ныне такие преступления, как крупные хищения государственного, общественного и личного (частного) имущества. Во всяком случае наше законодательство за хищение государственного и общественного имущества казнь предусматривает. Та же мера назначается за взятничество при отягчающих обстоятельствах. Общественное мнение в таких случаях обычно возмущают большие суммы преступной наживы. Отсюда и требование наказать пожестче и даже применить высшую меру. Получается, что преступник оказался «умнее» тех, кто призван собственность охранять. Это спорное суждение было высказано в истории английского уголовного права

В рамках проблемы смертной казни есть один принципиальный вопрос: что дороже _ любое имущество, деньги или человеческая жизнь? Трудно не согласиться с тем, что человеческая жизнь, безусловно, дорогая, и, поэтому от применения смертной казни за преступления имущественного характера нужно решительно отказаться.

В ряде стран высшая мера предусматривается и за другие преступления, например, связанные с наркотиками. Но, как известно, это не остановило стремительного распространения наркомании по всему миру.

Смертную казнь человечество применяло и за ересь, и за инакомыслие политического характера. А уж о разного рода ярлыках и говорить не приходится. И мы забываем, что не так давно расправы, кончавшиеся расстрелами, начинались именно с навешивания политических ярлыков. Это относится к истории не только нашей страны, но и многих других. Всплески репрессий и широкое применение смертной казни против действительных и мнимых противников в борьбе за власть завершали политические обвинения и преследования за несогласие, противостояние религиозных групп. Поэтому в первую очередь необходимо отказаться от применения высшей меры наказания по политическим соображениям. Опасность сохранения смертной казни в законе, даже если она не применяется, заключается в том, что в случае изменения политического курса, исполнение смертных приговоров может возобновиться. Казнь старшины Уилфреда Хокера в 1982 году после судебного разбирательства, длившегося всего один день и проходившего в упрощенном порядке, была первой казнью в Суринаме более чем за 50 лет. После смены правительства в 1984 году, возобновились смертные казни на Маврикии, таким образом, закончился более чем 23-х летний период, в течение которого смертная казнь не применялась. Другими странами, где после 10-ти летнего или более продолжительного перерыва в последнее десятилетие были возобновлены смертные казни, являются: Бенин, Доминика, Гайана, Сент-Кристофор и Мевис и Сент-Люсия.

Единственной гарантией того, что жизнь осужденного не будет зависеть от изменений политического курса, является закрепление отмены смертной казни в законодательстве.

Особо стоит вопрос о применении смертной казни за преступления против мира и человечества. Долгий путь человечества к осознанию необходимости исключения войн, уничтожающих нации, народы, культуру привел к первому во всемирной истории Суду Народов в Нюрнберге над военными преступниками в 1946 году. И смертная казнь была справедливым воздействием вдохновителем и организатором войны за причиненное им зло. Кроме криминологических, рационально-научных аргументов против смертной казни существуют доводы философско-этнического характера. Жизнь, по выражению А.С. Пушкина – «дар бесценный», дана человеку провидением, дарована свыше и не земными силами, какими бы всемогущими они не казались, ее отнимать. Общество, государство устанавливают в какой степени можно ограничить свободу преступника, но жить или не жить человеку, они решать не должны.

Особо следует подчеркнуть, что смертная казнь, как и любая смерть человека, имеет необратимый характер, а судебные ошибки, как известно, неизбежны, они всегда существововали, существуют и, к сожалению, сохранятся в будущем. В результате жизнь человека может оборваться вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств, случайной, но непоправимой ошибки.

На протяжении последнего десятилетия имели место казни осужденных, чья виновность вызывала серьезные сомнения. Были и случаи освобождения из-под стражи после того, как пересмотр дела показал, что осуждение ошибочно. Определить количество казненных, оказавшихся невиновными, невозможно (в исследовании, опубликованном в 1987 году, отмечалось, что в США только в нынешнем веке казнены 23 невиновных человека). После смерти осужденного судебный контроль или расследование с целью выявления возможной ошибки проводятся редко. Исследования, проведенные в США в 1987 году, показало, что за 1900-1985 года 350 человек, осужденных за преступления, наказуемые смертной казнью, были в действительности невиновны. По большинству дел выявление новых доказательств привело к оправданию или смягчению приговоров, правда, часто спустя многие годы, после первоначального осуждения. В ряде случаев смертная казнь была остановлена буквально за несколько минут до приведения приговора в исполнение; 23 невиновных казнены. Не подлежит сомнению, что единственная гарантия против таких ошибок – отмена смертной казни.