Проект #M12291 9017477УК РФ #Sполучил высшую оценку ведущих криминалистов этих стран. Новый #M12291 9017477УК РФ #Sбыл принят #M12291 841501608Государственной Думой#S 24 мая 1996 года, одобрен #M12291 841500387Советом#S#M12291 841501740Федерации#S 5 июня 1996 г. и подписан Президентом РФ 13 июня 1996г. Кодекс введен в действие с 1 января 1997г. Впервые в истории отечественного #M12291 841501678уголовного законодательства#S перечислены принципы уголовного права и раскрыто их содержание. УК пронизывает идея не классового подхода, а на передний план выдвигается идея защиты важнейших общечеловеческих ценностей, закрепленных #M12291 9004937Конституцией РФ #S1993г. В общей части содержится ряд #M12291 841502654новелл#S: впервые дана четкая категоризация преступлений, содержится более четкая формулировка умысла и неосторожности как форм #M12291 841501431вины#S, наличествует норма о #M12291 841500176преступлениях с двумя формами вины#S, норма об отсутствии ответственности при невиновном причинении вреда, расширен круг обстоятельств, исключающих преступность деяния, содержатся более конкретные нормы о формах и видах соучастия и т.д. Особенная часть поделена на разделы, в основе которых лежит принцип родового объекта, а разделы разделены. На первом месте находятся посвященный #M12291 841500171преступлениям против личности#S, специальный раздел, посвящен #M12291 841500162преступлениям в сфере экономики#S. При разработке проекта #M12291 9017477уголовного кодекса #Sопирались на достижения как отечественной, так и зарубежной науки уголовного права. И тем не менее, даже новый УК имеет ряд недостатков, которые ставят перед правоприменительной практикой трудноразрешимые проблемы. В качестве наиболее яркого примера можно взглянуть на формулировку ч.1ст.12 УК РФ, касающуюся действия уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации. Редакция этой нормы такова, что уголовно ненаказуемыми могут оказаться многие совершенные за границей российскими гражданами преступления против безопасности нашего государства (включая государственную измену), в сфере экономической деятельности, против интересов государственной службы, правосудия, порядка управления и т.д. Но ведь не всякое деяние, являющееся преступным в соответствии с УК России, признается таковым в государстве, на территории которого оно совершается. А ведь оно может быть направленно не только против интересов иностранного государства и его граждан, когда такой подход оправдан, но и против интересов России и ее граждан. В последнем случае требование закона о том, чтобы предусмотренное УК РФ деяние непременно признавалось преступным в государстве, на территории которого оно совершается, в ряде случаев подрывает национальный и реальный принципы действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц. С момента вступления в силу нового УК серьезные проблемы для правоприменительных органов вызывают формулировки некоторых составов преступлений, в которых законодателем не была указана форма вины. Для примера можно обратиться к главе 26 УК РФ “Экологические преступления” в ней содержится около 12 составов преступлений (ст. 246-252, 254, 255, 257, 259, 262), при совершении которых возможна как умышленная, так и неосторожная вина. Однако совершение этих деяний по неосторожности (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ – ст. 246) не влекло за собой уголовной ответственности, поскольку в диспозициях соответствующих статей форма вины вообще не указана. Следовательно, уголовная ответственность была возможна лишь в случаях умышленного совершения указанных преступлений, что в принципе не характерно для экологических преступлений.
Создавшаяся ситуация в какой-то степени разрешена Федеральным законом от 25 июня 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в УК РФ», внесшим изменения в редакцию ч.2 ст. 24 УК[10]
Также хотелось бы отметить спорный и очень актуальный вопрос применения смертной казни. Уголовный кодекс РФ исходит из необходимости сохранения смертной казни за особо тяжкие преступления, связанные с умышленным посягательством на жизнь человека (ст.20 Конституции). Видимо законодатель посчитал, что современные криминологические реалии в России таковы, что исключение данной меры общественной безопасности из УК РФ преждевременно. Религия, которую воспринимают большинство россиян (христианство) и которая исторически складывалась в сознании людей, на данном этапе призывает не применять высшую меру наказания. Ибо убийство человека – есть самый большой грех. И с религиозной и с правовой точки зрения, жизнь человека – есть высшая ценность. И государство охраняет жизнь большинства за счет отнятия последней у тех лиц, которые умышленно совершили особо тяжкие преступления против жизни человека. Здесь опять наблюдается противоречие правовых норм. С одной стороны государство охраняет, а с другой забирает жизнь человека. Неужели нельзя найти иные способы охраны жизни большинства населения в альтернативу смертной казни? Если взглянуть на данные уголовной статистики (российской и зарубежной), то она не подтверждает того факта, что с приостановлением, в данное время, применения смертной казни, возросло количество соответствующих преступлений. Лично я, учитывая не проработанность нашего уголовного, уголовно-процессуального законодательства, а также коррупцию во всех ветвях власти, считаю, что смертную казнь необходимо отменить. К сожалению, большинство населения России за применение смертной казни, но мне кажется, что те условия, в которых отбывает наказание пожизненно заключенный, более суровы, нежели смертная казнь. Несомненно, на содержание таких заключенных необходимы определенные средства, но разве можно оценивать жизнь человека деньгами? Если можно, тогда необходимо посчитать, сколько украли в нашей стране и в эквиваленте к этому можно применять смертную казнь к ворам. Но это абсурд. К тому же, возможно, что через какое-то время изменится представление о смертной казни у законодателя (а к этому идет), а жизни людей не вернешь. И возможно в будущем, мы будем говорить о смертной казни, как об ошибке прошлого, тогда зачем совершать ошибки, которые уже никогда не исправить?Может быть, было бы разумным предоставлять право выбора преступнику в отношении применения к нему смертной казни или пожизненного лишения свободы. Кстати, хотелось бы отметить, что не всякая религия против смертной казни, как уголовного наказания. Например, в иудаизме[11] принято различать во всяком преступлении две стороны - вину перед пострадавшими и вину перед Богом. Так вот, по степени наказания предусмотренного Библией преступнику на земле, мы судим о степени виновности перед Богом. Предполагая, что земной суд пользуется властью, ниспосланной ему Всевышним, и т.д. Если хотите, то это вариация Изумрудной скрижали: "На небесах, так же как на земле" в применении к Закону. Поэтому приверженцы этой религии считают, что есть вещи, за которые не нужно наказывать, а нужно казнить, потому как преступление тяжкое, исправления не предвидится, а самое главное влияние (если в живых оставить) остается. То есть такому здесь просто не место.
Но существование таких религий, а также уголовного права историческим базисом которого является такая религия не отражает передовое развитие таких государств. Зато является харктерным тормозом, в развитии государства и общества и как правило пытается выразить волеизъявление господствующего класса. Более подробно эту проблему я буду рассматривать в рамках данной дипломной работы.
Все вышесказанное еще раз доказывает, что идеальных законов не существует. И порой безнаказанность порождает новые виды преступлений. А несправедливые наказания являются причинами порождения правового нигилизма и еще более усугубляют криминогенную обстановку в стране. А для того, чтобы каким-то образом сгладить правовые недостатки, на мой взгляд необходимо прилагать огромные усилия и средства для изучения и ликвидации причин и условий, порождающих преступность. Чем и занимается наука криминология. Наказания безусловно влияют на общественное правосознание, но как показывает существующая обстановка они не могут в полной мере решить проблему преступности, что в принципе невозможно вообще, но хотя бы свести ее к минимуму. Вот почему необходима связь между религией и уголовным правом.
4. Проблема влияния определенной религии (шариата) на уголовное право, социальные последствия, возможные способы решения.
Хотелось бы также отметить, что совместное существование, а тем более воздействие религии на уголовное право, не всегда отражает развитие правового государства. Некоторые религии не воспринимают те принципы, которые заложены в правовом государстве. Это сказывается соответственно и на уголовном праве определенных государств. Проблемы эти являются не только внутригосударственными, но и международными. Любое из существующих в мире государств, будь оно и небольшим, способно причинить немало вреда мировому сообществу. Поэтому, есть необходимость изучить опыт других стран, а также посмотреть влияние религии на становление уголовного права. Для примера, можно взглянуть на то, как складывалось уголовное право Судана, внутри которого происходит постоянная борьба уголовно-правовых и религиозных принципов, и какой из этого результат.