Смекни!
smekni.com

Убийство и проблемы его классификации (стр. 12 из 13)

Убийство, которому предшествовало умышленное причинение смерти, охватываемое статьями других разделов УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, посяга­тельство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предвари­тельное расследование, посягательство на жизнь сотрудника правоох­ранительного органа, геноцид - соответственно ст.ст.277, 295, 317, 357 УК РФ), подлежит квалификации по п.”н” ч.2 ст. 105 УК РФ.[63]

Если виновный, совершая деяние, предусмотренное ст.ст. 277, 295, 317, 357 УК РФ и за которое он не был осужден, впослед­ствии совершает убийство, то действия его квалифицируются по сово­купности преступлений (ст.ст.277, 295 ,317 , 357 и п.”н” ч.2 ст. 105 УК и кроме того по соответствующим пунктам, предусматриваю­щим другие отягчающие обстоятельства).

В такой ситуации важно правильно разграничить статьи 277, 295, 317 с п. “б” ч.2 ст.105 УК РФ, так как виновный может получить незаслуженно мягкое или строгое наказание.

Эти составы соотносятся между собой как общая (п. “б” ч.2 ст. 105 УК РФ) и специальные нормы (ст.ст.277, 295, 317 УК РФ) и при их кон­куренции предпочтение отдается специальной норме. Разграничение проводится по нескольким признакам, прежде всего по категории по­терпевших. В ст.277 потерпевшими являются государственные и об­щественные деятели: где государственным деятелем следует считать ответственных лиц высших эшелонов государственной власти, непос­редственно определяющих и направляющих государственную полити­ку в различных областях государственной, экономической, социальной деятельности государства в целом и его суверенных республик, а рав­но краев и областей на уровне руководящего звена этих регионов; к общественным деятелям следует отнести лиц, осуществляющих в тех или иных общественных организациях руководящую деятельность, связанную с политикой, экономикой или социальной сферой, а равно военной политикой. Статья 295 потерпевшими признает следующие лица: судьи судов любой инстанции, присяжные и народные заседате­ли, прокурор, следователи независимо от ведомственной принадлеж­ности, лица, производящие дознание, защитник, эксперт, судебный пристав, судебный исполнитель, лица, участвующие в отправлении правосудия, а также их близкие. А в ст. 317 потерпевшими являются сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и их близ­кие.

В п.”б” ч.2 ст. 105 УК РФ потерпевшими могут быть любые иные лица, выполняющие как служебные обязанности, так и общественный долг (народные дружинники, иные общественные работники, рядовые граждане).

Данные нормы различаются также по признакам объекта преступления. В ст. 105 УК РФ основным непосредственным объектом являе­тся жизнь потерпевшего; нормальная служебная или общественная деятельность данных лиц - лишь факультативный объект преступления против личности. В статьях 277, 295, 317 УК РФ основным непосред­ственным объектом выступает нормальная управленческая и служеб­ная деятельность, жизнь человека здесь - дополнительный объект.

Разграничение можно проводить и по признакам объективной сто­роны преступления. Ст. 105 УК РФ сформулирована законодателем, как мате­риальный состав, и для признания его оконченным преступлением необходимо наступление смерти потерпевшего. Покушение на убий­ство не заканчивается смертью потерпевшего, и его следует квалифи­цировать по ст. 30 и ст. 105 УК РФ. Статьи 277, 295, 317 УК РФ являют­ся усеченными составами преступления: покушение на убийство ох­ватывается данными составами и ссылки на ст. 30 УК РФ не требуется.

Наконец, отличаются субъектом преступления. Ответственность за убийство наступает с 14 лет, а по ст.ст.277, 295, 317 УК РФ - с 16 лет.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. это конечно большое достижение российской уголовно-правовой доктрины и законотворческой прак­тики. Этот нормативный акт учитывает состояние российского об­щества, характеристики и тенденции преступности и тем самым соз­дает достаточные правовые предпосылки для борьбы с криминальны­ми проявлениями. Но, как известно, идеальных законов не существу­ет. В этом плане новый Уголовный кодекс также не является исклю­чением: в нем определенные пробелы и неудачные нормы, которые нуждаются в совершенствовании.

Сразу же после принятия УК 1996 г. выявилась недоработка ст.35 УК РФ. Законодатель, определяя преступление совершенное группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом не уточнил, действия каких соучастников, в данных фор­мах приравниваются к исполнению объективной стороны преступления. Что позволило бы избежать пояснения, для каждого вида преступления, количественных признаков исполнителей. В том числе и для убийства (см. П.14 постановления П.В.С. РФ от 27.01.99г.).[64]

В ч.2 ст. 105 УК РФ законодатель при построении квалифицирован­ных составов применяет большое количество оценочных категорий. Уголовно - правовая теория гласит: оценочные признаки в квалифицированных составах должны применяться в ограниченных случаях, так как необходимо, чтобы квалифицирующие обстоятельства, исполь­зуемые в качестве средств дифференциации уголовного наказания, имели четко фиксированное содержание, были формально определе­ны.

Конечно, без оценочных категорий, в данной статье не обойтись, но, для упрощения и облегчения применения нормативного материала, раскрытие понятий оценочных категорий ч.2 ст. 105 УК РФ лучше про­водить непосредственно в Законе - Уголовном Кодексе (так необходимо перечислить составы преступлений, которые могут образовывать приз­нак неоднократности для ст.105 УК РФ), как это делается в ст. 158 УК РФ, а в постановлении Пленума Верховного Суда рассматривать спор­ные вопросы квалификации убийств - отграничение смежных составов, их критерии и т.д.

27 января 1999г. вышло новое постановление Пленума Верховного Суда РФ “О судебной практике по делам об убийстве”, но оно как и старое постановление от 22..12.92г. не решило наболевших проблем. Не­мало спорных моментов по квалификации убийств при отягчающих обстоятельствах не разъяснены в данном постановлении П.В.С.

Так при вменении п.”г” ч.2 ст. 105 (убийство женщины, заведомо находящейся в состоянии беременности), п.”б” ч.2 ст. 105 УК РФ (убийство лица и его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга) квалификация виновного в условиях фактической ошибки должна быть отражена в пос­тановлении П.В.С.

Возможность наступления вредных последствий для других лиц (причинение смерти, тяжкого вреда и среднего вреда здоровью) по неосторожности, при убийстве общеопасным способом и соответст­вующей с этим квалификацией, также должна быть закреплена в таком Пленуме.

Необходимо расширить смысл понятия близких лиц, фигурирующих в составе убийства, совершенного с особой жестокостью (п.”д” ч.2 ст. 105 УК РФ), по аналогии с п.”б” ч.2 ст. 105 УК РФ. Иначе убийство в присутствии таких лиц. как жених, невеста, любовник, любовница по­терпевшего, которые по настоящему близки и дороги друг другу, при заведомом знании этого виновным, будет расцениваться как “простое” не квалифицированное убийство, (ст.34 УПК РСФСР не дает расшири­тельного толкования).

Постановление П.В.С. РФ от 27.01.99г. указывает, что убийство, сопряженное с разбоем должно квалифицироваться по п.”з” ч.2 ст. 105 и ст. 162 УК РФ,[65] поэтому для объективного назначения наказания важно отграничивать корыстное убийство и убийство, сопряженное с разбоем, что вызывает немалую сложность в правоприменительной среде. Поэтому в постановлении П.В.С. необходимо указать критерии разграничения данных составов (способ совершения преступления, цель, желаемый момент ее достижения, содержание умысла), что не­сомненно будет способствовать правильной квалификации таких дея­ний.

Много раз обращалось внимание на назначение наказания виновному за убийство одного лица и покушение на жизнь другого, когда умысел был направлен на лишение жизни двух и более лиц. Содеянное в этих случаях как указал Пленум Верховного суда РФ от 27 января 1999г. следует квалифицировать по ч.1 или ч.2 ст.105 УК и по ч.3 ст.30 и п.”а” ч.2 ст.105 УК РФ. По данной совокупности возможно назначение наказания до 25 лет лишения свободы, а п.”а”,ч.2 ст.105 УК предусматривает максимальное наказание до 20 лет лишения свободы. Получается, что виновный за то, что не смог убить двух людей, а убил только одного, а второго допустим не догнал, может понести большее наказание, чем если бы он убил двух лиц. Конечно такого не должно быть и необходимо чтобы наказание по данной совокупности не превышало максимально возможного назначения наказания за убийство двух или более лиц.

Осуществление вышеперечисленных изменений явится прогрессив-ным шагом в доктрине уголовного права и будет способствовать из­бавлению от части ошибок, допускаемых при оценке квалифицирован­ных убийств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. 1993г. // M. 1999г.

2. Уголовный кодекс РФ, 1996г. .// M. 1999г.

3. Уголовный кодекс РСФСР, 1960г. // M. 1990г.

4. Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" от 22 декабря 1992г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета

РФ, от 1993г. N1 ст.б2

Специальная литература:

Авдеев М.И. Курс судебной медицины.// М. 1959г.

Аниянц М.К. Ответственность за преступления против жизни.// М. 1964г.

Бородин С.В. Ответственность за убийство: квалификация и на­казание по российскому праву. // M.1994г.

Бородин С.В. Квалификация преступлений против жизни.//М.1974г.

Борзенков Г. Что ждет убийцу? //Ж..Человек и закон, 1997г. N8

Беляев В.Г. Свидлов.Н.М, Вопросы квалификации убийств.// Волгоград. 1984г.

Бюллетень Верховного Суда РФ, 1998г. N1,2,4.5.12