Смекни!
smekni.com

Уголовно-исполнительное право (стр. 11 из 67)

В соответствии с Положением все заключенные подразделялись на 3 группы: 1) лица, совершившие преступление не имеющие корыстного характера; 2) лица, совершившие преступления в корыстных целях; 3) рецидивисты первой и второй группы.

Коллегия НКЮ РСФСР 5 апреля 1922 г. утвердила Положение о переходных исправительных домах[30]. Переходные исправительные дома утверждались для заключенных, приговоренных на срок свыше трех лет и переведенных в общих местах заключения (исправдоме) в разряд образцовых, а также для тех приговоренных, которые прибыли в разряд и пробыли в нем (в разряде исправляющихся) не менее 1/4 общего срока и отличились безукоризненным поведением, трудолюбием и успехами в школьных занятиях (§ 1).

Дальнейшее развитие получил институт досрочного освобождения, который все более оформляется как институт условно-досрочного освобождения. В этом отношении определяющую роль сыграл Декрет СНК РСФСР от 21 марта 1921 г. «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных»[31], в котором институт условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания регулировался в аспекте общих принципов уголовной ответственности и, в частности, достижении целей наказания.

Обращает на себя внимание практика издания актов применения условно-досрочного освобождения конкретных категорий осужденных в связи с определенными событиями. Так, 5 марта 1923 г. был издан Декрет ВЦИК «Об условно-досрочным освобождении заключенных - женщин ко дню празднования интернационального дня работницы»[32]. Предписания Декрете распространялись лишь на тех осужденных женщин, которые к 8 марта 1923 г. уже отбывали наказание, но обязательно отбыли половину срока наказания.

С появлением значительного числа подзаконных актов в сфере исправительно-трудового права возникла необходимость их систематизации. Потребность в этом была подтверждена научными и практическими работниками на Всероссийском съезде работников исправительно-трудовых учреждений, проходившем в Москве с 18 по 24 октября 1923 г.

В результате систематизации в 1924 г. был принят первый советский исправительно-трудовой кодекс [33].

ИТК 1924 г. подробно регламентировал вопросы организации режима прогрессивной системы и применения дисциплинарных мер воздействия.

В зависимости от особенности личности, социального положения, мотивов преступления, поведения, успехов в работе и обучении, а также в целях исключения вредного влияния отрицательно-настроенной части преступников на других заключенных, осужденные распределялись по разрядам. Это позволяло исправляющихся заключенных переводить из низших в высшие разряды.

При переводе из одного разряда в другой различали 3 категории заключенных: 1) подлежащие лишению свободы со строгой изоляцией; 2) профессиональные преступники, а также лица не принадлежащие к классу трудящихся; 3) все остальные заключенные, не отнесенные к первым двум категориям. При поступлении в исправительно-трудовые учреждения, заключенные первой и второй категорий помещались в нижний разряд, а осужденных к третьей категории - в любой из трех разрядов. Исправительно-трудовой кодекс 1924 г. закрепил следующую систему мест заключения: 1) места заключения для применения мер социальной защиты исправительного характера; 2) места заключения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера; 3) места заключения для применения мер защиты медицинского характера.

Систему учреждений для применения мер социальной защиты исправительного характера по ИТК РСФСР 1924 г. составляли: 1) дома заключения для подследственных, приговоренных к лишению свободы до вступления приговора в законную силу, лишенных свободы на срок до 6 месяцев; 2) исправительно-трудовые дома для лишенных свободы на срок свыше 6 месяцев; 3) трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные) для лишенных свободы без строгой изоляции на срок не свыше 5 лет принадлежавших к классу трудящихся, совершивших преступления по несознательности в первый раз или в силу тяжелых материальных условий, случайно, и не склонны к побегу; 4) изоляторы специального назначения для лишенных свободы со строгой изоляцией, не принадлежащих к классу трудящихся, а равно лиц хотя и принадлежащих к трудящимся, но особо опасных для Республики или переведенных в порядке дисциплинарного взыскания; 5) переходные исправительно-трудовые дома для лиц, обнаруживших способность к трудовой жизни и отбывших часть срока лишения свободы в других местах заключения (полусвободный режим).

В систему учреждений медико-педагогического характера входили: трудовые дома для осужденных к лишению свободы несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет и трудовые дома для осужденных к лишению свободы правонарушителей из числа рабоче-крестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет. Учреждения медицинского характера состояли из колоний, институтов психиатрической экспертизы, больниц и т.п.

С начала 30-х годов в исправительно-трудовых учреждениях системы НКЮ политико-воспитательные аппараты сосредоточили свое внимание на организации социалистического соревнования, ударничестве, культурно-массовой работе, общеобразовательном и профессионально-техническом образовании. В исправительно-трудовых учреждениях действуют товарищеские суды осужденных. К воспитательной работе с осужденными на общественных началах привлекались местные театры.

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК от 15 декабря 1930 г. находящиеся в ведении НКВД места заключения перешли в подчинение НКЮ союзных и автономных республик. В составе НКЮ РСФСР было создано ГУИТУ.

Временное положение о местах лишения свободы 1930 г. закрепило следующую систему мест лишения свободы: изоляторы для подследственных, пересыльные пункты; ИТК; больницы и учреждения для медицинской экспертизы; учреждения для несовершеннолетних правонарушителей.

В 1931 г. было утверждено Временное положение о зачете рабочих дней, заключенным, содержащимся в ИТЛ. Зачет по первой категории труда устанавливая из расчета 4 дня срока за три дня работы, по второй - 5 дней срока за 4 дня работы. Исправительно-трудовые учреждения были включены в народно-хозяйственный план. В 1933 г. систему мест лишения свободы пополнили школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа.

В конце 20-х годов в исправительно-трудовой политике происходит отход от принципа гуманизма и усиливается карательная функция органов, исполняющих наказания, особенно в отношении осужденных, не принадлежащих к рабочим и крестьянам. Целый ряд мер был направлен на укрепление режима, в частности ограничивались зачеты рабочих дней, предоставление отпусков, досрочные переводы в высшие разряды «классово-чуждых элементов», социально-опасным преступникам, рецидивистам.

Новый этап истории пенитенциарной системы советского государства открывает Постановление СНК СССР от 7 апреля 1930 г. об утверждении «Положения об исправительно-трудовых лагерях».

Положение об ИТЛ вместо прежнего деления на лишение свободы со строгой изоляцией и без таковой установило деление на лишение свободы в отдельных местностях СССР и лишение свободы в общих местах заключения. Лишение свободы на срок до 3 лет должно было отбываться в общих местах заключения, а на срок от 3 до 10 лет - в ИТЛ.

Комендант лагеря был наделен более широкими полномочиями, чем начальник места заключения НКЮ РСФСР. В руководстве лагеря отсутствовала коллегия. Бежавшие из лагеря подлежали самым суровым наказаниям. Так, за побег первый раз заключенному увеличивали срок первоначального заключения. За вторичный побег виновные предавались суду революционного трибунала, который имел право определить наказание вплоть до применения высшей меры наказания. Для предупреждения побегов закон предусматривал возможность круговой поруки.

Осужденные систематически и злостно нарушающие режим содержания, направлялись в штрафные исправительно-трудовые колонии, данный порядок был определен Временным положением о местах лишения свободы Главного управления исправительно-трудовых учреждений НКЮ РСФСР[34].

1 августа 1933 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили и ввели в действие новый ИТК[35].

ИТК 1933 г. устанавливал 5 видов мест лишения свободы: 1) изоляторы для подследственных; 2) пересыльные пункты; 3) исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные); 4) учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера (институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других больных); 5) учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы (школы ФЗО индустриального и сельскохозяйственного типа). Система деления заключенных на разряды и категории отменялась.

Предусматривалось создание самодеятельных организаций осужденных, таких, как массово-производственные, культурно-массовые, санитарно-бытовые, товарищеские суды.

Существенным недостатком ИТК 1933 г. явилось то, что он не регламентировал деятельность всех мест заключения, т.к. не распространялся на ИТЛ, не включал содержащихся в ИТК 1924 г. норм, касающихся трудоустройства, оказания помощи освобождающимся.

Начиная с 30-х годов в целях изоляции отрицательно настроенных заключенных и борьбы с внутрилагерной преступностью в ИТЛ создавались штрафные изоляторы, злостные нарушители режима этапировались для дальнейшего отбывания на острова Северного Ледовитого океана[36].

Следует отметить, что нормы ИТК 1933 г. несли на себе отпечаток временного отступления в осуществлении карательной политики от наиболее суровых репрессивных мер.

Вместе с тем эта «передышка» носила кратковременный характер. С образованием общесоюзного НКВД и в соответствии с Постановлением ЦИК от 10 июля 1934 г. и передачи ему в ведение ИТК из ведения НКЮ союзных республик ИТК РСФСР 1933 г. фактически утратил свое назначение и силу.