Смекни!
smekni.com

Хищения в российском уголовном праве (стр. 5 из 8)

В последние годы широкое распространение получили различ­ные проявления мошенничества, не связанного с непосредствен­ным завладением чужим имуществом, а состоящего в обманном приобретении права на него. Так, мошенники заключают с пре­старелыми одинокими людьми фиктивные договоры о пожизнен­ном содержании и последующем переходе в их собственность жилья, принадлежащего этим старикам. Нередко предметом мо­шенничества выступает право пользования нежилыми помеще­ниями, земельными участками и т.п.

Состав мошенничества — материальный. Обязательным признаком его объективной стороны является общественно опасное последствие в виде причинения собственнику имущественного ущерба.

Данное преступление считается оконченным с момента фак­тического незаконного перехода имущества во владение винов­ного и получения им возможности использовать его или рас­поряжаться им по своему усмотрению, а также с момента незаконного перехода к виновному права на имущество потер­певшего.

Субъективная сторона мошенничества характеризуется пря­мым умыслом. Виновный сознает, что завладевает чужим имуще­ством или приобретает право на него путем обмана или злоупот­ребления доверием, предвидит, что собственнику будет причинен имущественный ущерб, и желает его причинить. При этом он руководствуется корыстным мотивом и преследует цель незакон­ного извлечения наживы за счет чужого имущества.

Субъектом мошенничества, в отличие от большинства других преступлений, является лицо не моложе шестнадцати лет.

Квалифицированный состав мошенничества предполагает его совершение: а) группой лиц по предварительному сговору, б) неоднократно, в) лицом с использованием своего служебного положения, г) с причинением значительного ущерба гражданину (ч. 2 ст. 159 УК).

Содержание признаков, предусмотренных пунктами «а», «б» и «г» ч. 2 ст. 159 УК, идентично содержанию одноименных призна­ков квалифицированной кражи. Использование мошенником своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 159 УК) означает, что государственный служащий, должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, вопреки интересам своей службы, использует вытекающие из его служебных полномочий возможности для незаконного завладения чужим имуществом или для незаконного приобретения права на него. Однако действия должностного лица, если они выразились в получении незаконного вознаграждения за совершение по службе определенных действий в инте­ресах дающего» должны квалифицироваться как получение взятки (ст. 290 УК), независимо от ответственности за мошенничество, а аналогичные действия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, — по ч. 3 или ч. 4 ст. 204 УК.

Особо квалифицированный состав мошенничества (ч. 3 ст. 159 УК) характеризуется теми же тремя признаками, что и кража - совершение организованной группой, лицом, два и более раза судимым за хищение либо вымогательство (при условии, что две судимости не погашены и не сняты), либо крупный размер кражи.


2.3. ПРИСВОЕНИЕ И РАСТРАТА

Присвоение и растрата считаются самостоятельными формами хищения, хотя и объединены одной статьёй, одной группой составов и одной законодательной дефиницией – «хищение имущества, вверенного виновному».

Объективная сторона характеризуется присвоением или рас­тратой чужого имущества, вверенного виновному. Хищение имущества, не вверенного виновному, но имеющего к нему доступ в связи с порученной работой, являются кражей. Не является присвоением либо растратой так называемое «временное заимствование» вверенных денежных средств или иного имущества, то есть присвоение с последующим возвращением или намерением вернуть присвоенное, ввиду отсутствия признаков безвозмездности и корыстности. Данные действия могут квалифицироваться как злоупотребление должностными полномочиями.

Присвоение означает незаконное обращение чужого имущест­ва, вверенного виновному, в его пользу без эквивалентной компенсации. Присвоенное имущество продолжает находиться в распоряжении виновного, оно еще не отчуждено и не потреблено. Хищение в этой форме является оконченным преступлением с того момента, когда владение вверенным виновному имуществом из законного превратилось в незаконное и виновный начал поль­зоваться им с корыстной целью.

Растрата представляет собой незаконное и безвозмездное ис­пользование виновным вверенного ему чужого имущества (на­пример, путем личного потребления или иного способа израсходования) либо его отчуждение, то есть продажа, дарение, передача в долг или в счет погашения долга и т.д. В отличие от присвоения, которое характеризуется как удержание чужого имущества, рас­трата представляет собой издержание этого имущества. Она при­знается оконченной с момента фактического израсходования или отчуждения вверенного виновному имущества.

Общее между присвоением и растратой заключается в том, что для хищения используется фактическая возможность распоря­диться чужим имуществом, поскольку оно вверено виновному для осуществления обусловленных собственником правомочий по распоряжению, управлению, хранению, доставке и пр.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что присваивает или растрачивает чужое имущество, которое ему вверено, предвидит, что своими действиями он причинит собственнику имущественный ущерб, и желает причинить его. При этом он руководствуется корыстным мотивом и преследует цель извлечения незаконной наживы за счет других.

Субъект рассмотренных форм хищения - специальный - только лицо, которому похищаемое имущество вверено собственником или иным уполномоченным субъектом для осуществления право­мочий, обусловленных законом, договором или служебным поло­жением виновного.

Признакиквалифицированного состава присвоения или растра­ты (ч. 2 ст. 160 УК) полностью совпадают с квалифицирующими признаками мошенничества, а особо квалифицированный состав рассматриваемого преступления (ч. 3 ст. 160 УК) характеризуется теми же признаками, что кража и мошенничество, то есть совер­шением: а) организованной группой, б) в крупном размере, в) лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство.

2.4. ГРАБЁЖ

Грабёж определяется как открытое хищение чужого имущества и по способу совершения в определённой мере противопоставляется краже. «Похищение является откры­тым (грабежом), если виновный сознавал, что совершает его в присутствии потерпевших или других лиц и что они понимают характер его действий»[9].

Грабёж (даже ненасильственный) обладает большей степенью общественной опасности, чем кража, поскольку преступник не скрывает своего намерения завладеть чужим имуществом, игнорирует окружающих и демонстрирует готовность преодолеть сопротивление. Наиболее распространённым грабежом является резкий захват имущества с последующим бегством (известны случаи, когда грабеж осуществлялся с использованием мотоцикла).

Объективная сторона грабежа характеризуется активными дей­ствиями, состоящими в открытом ненасильственном завладении чужим имуществом. Для признания хищения открытым необхо­димо, во-первых, чтобы собственник, владелец либо иное лицонаблюдали противоправные действия виновного и понимали их преступный характер, а во-вторых, чтобы виновный сознавал, но игнорировал данное обстоятельство.

Не считаются грабежом действия в присутствии соучастников и иных лиц, от которых виновный не ожидает противодействия, а также в присутствии лиц, которые имеют основания считать изъятие имущества правомерным, либо проявляющих безразличие к происходящему. Однако действия, начатые как кража и продолжаемые в присутствии потерпевшего или других лиц, несмотря на обнаружение, перерастают в грабёж. Если при обнаружении лицо прекратит хищение (оно может бросить похищенное и скрыться), то его действия надлежит квалифицировать как покушение на кражу.

Состав грабежа — материальный, поэтому обязательным при­знаком его объективной стороны являются общественно опасные последствия в виде имущественного ущерба, нанесенного собст­веннику или иному законному владельцу имущества. Следова­тельно, оконченным данное преступление признается с момента фактического завладения имуществом, после чего у виновного появляется возможность использовать похищенное или распоря­диться им иным образом по своему усмотрению. Однако факти­ческая реализация этой возможности находится вне рамок объ­ективной стороны грабежа.

В объективную сторону грабежа входит также причинная связь между противозаконными действиями виновного и наступивши­ми вредными последствиями.

Субъективная сторона грабежа характеризуется прямым умыс­лом. Виновный сознает, что открыто, то есть на глазах у других лиц, похищает чужое имущество, на которое у него нет никаких прав, предвидит, что причинит своими действиями собственнику или иному законному владельцу имущественный ущерб, и желает наступления данных последствий. Руководствуясь корыстным мотивом, он преследует цель незаконного извлечения наживы за счет чужого имущества.

Субъект грабежа - общий - лицо, достигшее 14-летнего воз­раста.

Квалифицирующие обстоятельства грабежа сходны с квалифицирующими обстоятельствами кражи - это те же че­тыре признака, что и при квалифицированной краже: а) группа лиц по предварительному сговору, б) неоднократность, в) неза­конное проникновение в жилище, помещение или иное храни­лище, г) причинение значительного ущерба гражданину. По свое­му содержанию эти признаки совпадают с признаками квалифи­цированной кражи. Однако в данном преступлении признак про­никновения в жилище, помещение или иное хранилище означает, что виновный еще до вторжения в жилище, помещение или иное хранилище имел намерение похитить чужое имущество именно открытым способом.