Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками:
· общественно – опасное уголовно – противоправное деяние
· общественно опасные последствия
· причинная связь между деянием и последствиями
· место
· время
· способ
· обстановка
· орудия
· средства
Для некоторых составов преступления не обязательно наличие всех перечисленных признаков объективной стороны. Для усеченных составов достаточно только одного из них – общественно – опасного уголовно – противоправного деяния. Эстонский и российский законодатели по разному отражают это обстоятельство в уголовных кодексах. Например, ст.141 УК Эстонской Республики (разбой) предусматривает завладение чужим имуществом с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или с угрозой применения такого насилия. Но для квалификации противоправного поведения лица по этой статье не обязательно, чтоб имущество перешло во владение преступника, т.е. не обязательно наступление противоправных последствий. В данном случае достаточно самого деяния, т.е. нападения или угрозы применения насилия с целью получить имущество. В одноименной статье УКРФ (ст.162) разбой определяется как «…нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия…». Т.е. в отличие от эстонского, российский законодатель прямо указывает на необязательность наступления последствий (перехода имущества во владение преступника). Таким образом, деяние лица, совершившего нападение с применением опасного для жизни насилия в целях хищения чужого имущества, но не получившего это имущество, теоретически не подпадает под диспозицию статьи 141 УКЭР, а может рассматриваться лишь как покушение на преступление (ч.2 ст.15 УКЭР). Причем, как покушение это деяние может рассматриваться в Эстонии лишь в случае, если лицо не завладело имуществом по независящим от него причинам. Если же лицо совершило нападение с целью хищения имущества, но отказалось по своей воле от изъятия этого имущества, то такое деяние вообще не должно рассматриваться как разбой (если, конечно нет признаков приготовления к преступлению (ч.1 ст.15 УКЭР)). Получается, что одно и то же деяние – нападение с целью завладения имуществом – в России наказуемо всегда, а в Эстонии только при наличии признаков, указанных в п.п. 1,2 ст. 15 УКЭР или при переходе имущества во владение преступника.
Таким образом, признаки объективной стороны преступления подразделяются на:
· обязательные – их наличие необходимо для всех составов преступлений (например, деяние)
· факультативные – наличие таких признаков обязательно только для некоторых составов.
Общественно опасное деяние – это обязательный признак объективной стороны преступления. Деяние признается общественно – опасным и преступным, если оно наносит вред общественным ценностям, охраняемым уголовным законом, или представляет собой угрозу причинением такого вреда. Из сказанного вытекает, что деяние обязательно должно быть запрещено уголовным законом. Не является преступным и не входит в состав преступления деяние, которое хоть и создает угрозу общественным ценностям, но не запрещено уголовным законом (ч.1 ст.7 УК Эстонской Республики).
Понятие «деяние» включает в себя две формы поведения[16]:
· активную (действие)
· пассивную (бездействие)
Действие – это активное осознанное и волевое поведение человека, запрещенное уголовным законом. В виде действия совершается большинство преступлений. Преступные действия могут быть выражены в трех формах[17]:
· физическое воздействие (на людей, животных, предметы материального мира). Например, изнасилование (ст.115 УКЭР или ст.131 УКРФ), жестокое обращение с животными (ст.1951 УК Эстонской Республики или ст.245 УКРФ), кража (ст. 139 УКЭР или ст.158 УКРФ).
· вербальное воздействие – устно или письменно (лицо произносит или пишет слова, фразы, речи). Например, дача заведомо ложных показаний (ст. 175 УК Эстонской Республики или ст.307 УКРФ).
· воздействие жестом – лицо может жестом совершать развратные действия. Например, развратные действия в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста (ст. 117 УК Эстонской Республики) или в отношении не достигшего 14-летнего возраста (ст.135 УКРФ).
Бездействие – это акт пассивного поведения лица, когда оно не совершает того, что было обязано и могло совершить[18]. Бездействие является признаком объективной стороны, если лицо имело конкретные обязанности, невыполнение которых может повлечь уголовную ответственность. Такие обязанности могут вытекать:
· из правового акта - например, уклонение от лечения венерической болезни (ст.1191 УК Эстонской Республики).
· из решения суда – например, уклонение от уплаты алиментов (ст.ст.121,122 УК Эстонской Республики или ст.157 УКРФ). В 2000 году в Таллиннском городском суде в производстве находилось уголовное дело №97046636 по обвинению PeetsoSulo в злостном уклонении от уплаты алиментов, установленных судом на содержание детей (ч.1 ст.121 УКЭР). В 1996 году Харьюский уездный суд своим решением 2/1-1091/96 обязал виновного платить алименты 750 крон ежемесячно AetPeetso для содержания сына. Обвиняемый не исполнял решение суда более трех с половиной лет и его долг составил 32500 крон.
· из характера профессии – «напимер, обязанность врача оказать помощь любому больному»[19] (ст.124 УКРФ).
· из предшествовавшего поведения лица – например, взрослый помогает ребенку доплыть до середины реки, а когда ребенок устанет и начнет тонуть, не оказывает ему помощи[20] (ст.125 УКРФ).
· из занимаемой должности – например, халатность (ст.162 УК Эстонской Республики или ст.293 УКРФ).
Общественно опасные последствия – это вред, причиненный объекту в результате совершения общественно опасного деяния.
Последствия делятся на:
· материальные
· нематериальные
Материальные последствия могут быть имущественными и физическими (телесными).
Установить наступление нематериальных последствий довольно трудно, в таких случаях законодатель сокращает состав преступления, ограничиваясь только описанием деяния в диспозиции статьи. Поэтому нематериальные последствия не являются признаком объективной стороны. Например, при изнасиловании (ст.115 УК Эстонской Республики) в качестве последствий могут быть причинение психической травмы, заражение венерическим заболеванием, которые могут проявиться только через несколько лет, по этой причине законодатель применил усеченный (или формальный) состав, ограничившись описанием деяния. Поэтому изнасилование считается законченным преступлением с момента введения полового члена во влагалище[21].
«В материальных составах законодатель предусматривает обязательное наступление общественно опасных последствий»[22]. Российский законодатель ввел заражение венерическим заболеванием в состав изнасилования в виде квалифицирующего признака (п.«б» ч.3 и п.«г» ч.2 ст.131 УКРФ), чем образовал материальный состав преступления.
Для того чтоб вменить лицу наступившие вредные последствия и квалифицировать его действия по статье, которая их предусматривает, необходимо установить наличие причинно – следственной связи между деянием и последствиями[23]. Деяние считается причиной наступивших последствий, если существуют следующие обязательные признаки:
· деяние предшествует последствиям во времени
· имеется возможность наступления в результате деяния конкретного последствия[24]
· наступивший результат является неизбежным последствием деяния[25]
Если какой-либо из признаков отсутствует, то невозможно установить наличие причинно-следственной связи. Причинная связь является третьим обязательным признаком материальных составов преступления.
Место совершения преступления, как признак объективной стороны, определяется в самой норме. Это может быть пространство, которое кем-то или чем-то занято или участок или местность на определенной территории. Например, территориальные воды, территория заповедника, таможенная граница, жилище человека и т.п[26].
Время совершения преступления– это продолжительность и длительность какого либо действия или события, а также период, когда такое событие или действие совершается. Описывая какое-либо событие, всегда указывают, когда оно происходило и сколько длилось[27]. Период времени, когда происходило преступление, характеризуется определенными общественно – политическими и социальными событиями, которые могут смягчать или отягчать совершаемое преступление. Например, отягчает ответственность совершение преступления во время чрезвычайного или военного положения (п.12 ст.38 УКЭР)
«Способ совершения преступления – это совокупность приемов и методов, которые использует виновный, совершая общественно опасное деяние»[28]. В понятие «способ» может входить и применение лицом конкретных орудий и приспособлений. Например, тайное похищение чужого имущества (кража, ст.139 УКЭР или ст.158 УКРФ) или открытое похищение чужого имущества (грабеж, ст.140 УКЭР или ст.161 УКРФ), грабеж, совершенный с сокрытием лица маской (п.31 ч.2 ст.140 УКЭР).